Потребность в жилье велика, но все еще малы возможности населения его приобретать. Следовательно, необходимо задумываться о классификации, то есть адресации своего предложения, а также отстройке от конкурентов. Чтобы успешно продавать квадратные метры на фоне увеличения количества предложений в новых жилых комплексах, надо задействовать более тонкие способы мотивации потенциальных покупателей, например, играть на их чувствах. Это подтверждают новые слоганы, используемые девелоперами для рекламы жилья типа: «счастье рядом», «отдохни», «строим будущее вместе», «больше чем квадратные метры», «оазис посреди города», «целый парк для отдыха». В результате на рынке появился новый класс «комфорт», объединяющий, казалось бы, несочетаемые качества: низкую цену квадратного метра и относительно высокий уровень качества жилья, то есть нечто среднее между бизнес-классами и экономклассами.
Нормы и правила для всех одинаковы
Алексей Кулагин, директор Омокс: – Классификация жилья на средний, эконом-, элит- и комфорт-классы – это просто реклама. Дело в том, что строительные нормы и правила, которые мы обязаны соблюдать, для всех объектов одинаковы. Приведу простой пример: требования по теплопроводности полностью исключают крупнопанельное строительство в том виде, к которому мы привыкли. Или возьмем тотально невыполняемую норму, которая, пожалуй, лежит в основе понятия «комфорт» – это плотность застройки. Есть нормативы по величине придомовых территорий на одного человека, при строительстве жилья она составляет не менее 12 кв. м. Так вот, средний показатель в Киеве сейчас 3,5 кв. м, а в области – от 2 до 6 кв. м. Пестренькие же окраски фасадов – не «комфорт-класс». Обеспечение условий комфортного проживания – безаварийность инженерных систем, чистые и зеленые территории с автоматическим поливом газонов, своевременный вывоз мусора и незаметные для всех мелкие ремонты жилого фонда – тоже часть комфорта. Но это уже заслуга не застройщика, а правильной обслуживающей структуры. Никто из застройщиков не имеет права назвать себя «элит-» или «комфорт-классом», это надо заслужить образцовыми условиями проживания, на 80% зависящими от правильной обслуживающей структуры. |
Сергей Пилипенко, генеральный директор ПСГ Ковальская: «Разделение рынка недвижимости на экономсегменты, элитный и бизнес-сегменты уже является привычным для покупателя и девелопера. Однако изменение потребительских предпочтений и ужесточение конкуренции в последние годы привели к появлению целой группы новостроек, которые трудно отнести к одному из них. Причем как продавцу, так и покупателю. Поэтому при разработке идеи и позиционирования нового проекта «Зеленый остров» наша компания предложила решение для рынка в целом – создание нового сегмента «комфорт-класс».
Недвижимость комфорт-класса должна возводиться вдали от центра города, возле парковых или лесных зон, но близко к транспортным развязкам. К этому сегменту в Киеве сейчас можно отнести такие комплексы, как «Зеленый остров», «Флагман», «Стародарницкий», «Сосновый бор», «Молодежная инициатива». Елена Бабицкая, менеджер по продажам комплекса «Флагман»: «То, что в последнее время термин «жилой комплекс комфорт-класса» стал входить в обиход как застройщиков и девелоперов, так и населения, – заслуга исключительно тех, кто стремится получить прибыль на строящихся объектах. Потому что такое жилье – оптимальное соотношение цен экономкласса и комфорта высшего уровня».
Однако не все согласны, что в Украине действительно предлагается жилье, которое можно отнести к комфорт-классу. Например, по мнению Алексея Кулагина, директора девелоперской компании Омокс, пока в стране развитие темы жилья комфорт-класса происходит только декларативно, в рекламных целях.
Вариант оптимального соотношения
Сергей Пилипенко, генеральный директор ПСГ Ковальская: – Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что на рынке недвижимости появился новый класс. Мы возводим по этому стандарту комплексы «Зеленый остров» по улице Сикорского (Танковой). Однако не беремся самостоятельно позиционировать чужие объекты, оставляем это на усмотрение их девелоперов. Что касается перспектив развития данного класса, то я уверен: появление недвижимости комфорт-класса решает важнейшую проблему покупателя – поиск оптимального соотношения цены и качества. Прибавив к этому наличие дополнительных сервисов и возможностей, предоставляемых девелоперами, можно с уверенностью сказать о будущем успехе данного сегмента. Об этом говорят и цифры: количество сделок по покупке первичной недвижимости в ценовой категории от 10 до 16 тыс. грн. за 1 кв. м, где позиционируется комфорт-класс, сейчас достаточно велико. Ведь новый сегмент предоставляет возможность потенциальным покупателям экономкласса задуматься над более дорогой покупкой, воспользовавшись рассрочками от застройщиков или кредитными средствами. Расположение новостроек комфорт-класса вне центра города, где должны находиться комплексы элитного и бизнес-уровня, компенсируется близостью зеленых зон. Сегментация предложения Елена Бабицкая, менеджер по продажам комплекса «Флагман»: – Расширение предложения на рынке недвижимости, безусловно, заставляет задумываться девелоперов и застройщиков над тем, чтобы сегментировать свои предложения. То есть для того чтобы получить максимальную прибыль, на данный момент недостаточно лишь построить жилье, его нужно еще и грамотно продать. Поэтому застройщики стали не просто строить жилые комплексы и коттеджные городки, а квартиры, которые смогут стать домом для каждой семьи. Для этого они начали строить такие дома, жилье в которых купят люди из определенного сегмента рынка. Это одновременно позволяет сократить расходы на рекламу и гарантированно продавать свой продукт. После того как рухнуло банковское ипотечное кредитование, комфорт-класс – наилучшая возможность для среднего класса приобрести собственное жилье. По данным статистики, на сегодняшний день в Киеве потенциальный спрос на жилье превышает предложение, поскольку многие молодые семьи желают жить самостоятельно и более 70% иногородних, приехавших на заработки, стремятся остаться в столице. А на фоне постоянного подорожания недвижимости жилье комфорт-класса – это не только конкурентоспособный его сегмент, но и выгодное капиталовложение, прекрасная альтернатива аренде. |