Для публики имя Бориса Юхананова в первую очередь связано с его скандальным проектом «Дауны комментируют мир»

ТЕАТР

Для публики имя Бориса Юхананова в первую очередь связано с его скандальным проектом «Дауны комментируют мир» – это попытка режиссера посмотреть на мир и современное бытие во всех его аспектах (социологическом, политическом, этическом, моральном, философском) сквозь призму Евангельских притч.

Потом были художественно-исследовательские проекты «Театр, Театр», Мастерская индивидуальной режиссуры, саморазвивающийся мистериальный проект «Сад». И вот теперь – «Подсолнухи».

Чем бы еще удивить публику, которая уже почти перестала удивляться? Наверное, под таким девизом Борис Юхананов привозит в Киев этот скандальный спектакль, премьера которого состоялась в конце мая на сцене московского «Современника» и который с тех пор приобрел как своих верных почитателей, так и гонителей. Впрочем, это участь всего, что порождает творчество режиссера, известного «нетрадиционностью таланта».

Спектакль поставлен по пьесе «Крик» (или еще одно название – «Игра для двоих») Теннесси Уильямса, написанной им после выхода из психиатрической клиники. Герои – брат и сестра – отнюдь не бездарные актеры Феличе и Клэр, разыгрывая новую пьесу, написанную Феличе, окунаются в мир своих страхов, берущих начало в детстве, запутываются в своем прошлом и воспоминаниях. Весь спектакль они балансируют на грани любви и ненависти, детства и зрелости, безумия и трезвого восприятия окружающего мира.

Актеры, художники, поэты – дети вдохновения. Их жизнь не может подчиняться простым человеческим законам. Они совершенно из другой вселенной. Отсюда нервозность, сумбурность спектакля. А за всем этим такая нечеловеческая тоска, такая неприкаянность…

«Подсолнухи» – это и остроумная комедия, и мистический триллер, и острая психологическая драма. А еще это – талантливый актерский дуэт Лии Ахеджаковой и Виктора Гвоздицкого, аранжированный музыкой композитора Владимира Тарасова. И как всегда, вычурно-изысканная сценография Юрия Харикова.

Спектакль «Подсолнухи» состоится 21 и 22 декабря 2002 года на сцене Театра им. Ивана Франко. Начало спектаклей в 19.00.

КИНО

О «Доме дураков» начали спорить еще до выхода фильма на экраны России и Украины.

Премьера ленты режиссера Андрея Михалкова-Кончаловского состоялась на кинофестивале в Венеции, где произведение на модную и востребованную сейчас «чеченскую тематику» получило гран-при. Именно этим фактором наверняка и руководствовалась отборочная комиссия под председательством Владимира Меньшова при выдвижении «Дома дураков» на премию «Оскар». Причем конкуренты у картины были очень сильные – «Любовник» Тодоровского, «Звезда» Лебедева, «Война» Балабанова, «Кукушка» Рогожкина, а также «Конец века» Лопушанского и «Письма к Эльзе» Масленникова. Негативное отношение «главного кинематографиста России» Никиты Михалкова, брата Андрея Кончаловского, к коммерческому кинематографу Балабанова, Тодоровского и Рогожкина давно известно, а потому в победе «Дома дураков» мало кто сомневался. Безусловно, был учтен и авторитет Кончаловского на Западе как мастера коммерческого кино («Танго и Кэш», «Одиссея»).

Чеченцы, захватившие сумасшедший дом на задворках России, предстают у режиссера такими же жертвами, как и российские солдаты. Следующая далее игра на ярком антагонизме – любовь душевнобольной к чеченскому боевику и война – происходит в абсолютно нереальном антураже. Многие видят у Кончаловского параллели с Феллини: безумное (в полном смысле этого слова) веселье на экране провоцирует зрителя на ожидание трагической развязки.

Подобный фильм должен был появиться рано или поздно: зрителю уже надоело деление на черное и белое, вызывает отторжение брутальный натурализм «Чистилища» и воспевание «подвига русского солдата» в той же «Войне». Кончаловский соблюдает нейтралитет, для него все равны, но именно при подобном подходе чаще всего и вырисовывается «незамутненная» картина происходящего.

В споры вокруг фильма, кстати, были втянуты не только россияне, но и компании Sony и Paramount, которые приобрели права соответственно на «Кукушку» и «Дом дураков». Естественно, каждая из компаний хотела, чтобы именно ее картина «баллотировалась» на «Оскар». После оглашения решения комиссии Sony опубликовала открытое письмо, где утверждала, что у «Кукушки» было бы гораздо больше шансов получить награду Американской киноакадемии. Paramount ответила тем же, сделав упор на «гуманистической позиции» «Дома дураков» и особой восприимчивости американского общества к теме душевнобольных. Сейчас трудно предполагать, какой отклик найдет в Голливуде этот, казалось бы, конъюнктурный фильм. Но то, что «Дом дураков» заставит (и уже заставил) с собой считаться – бесспорно. Если только не произойдет очередной теракт и ленту не «замолчат» по каким-либо идеологическим соображениям.

КИНО

«Кукушка» – крсивая притча о любви и ненависти, о дружбе и подлости и еще о том, что над всем этим стоит естественное желание человека – жить.

Александр Рогожкин, режиссер нашумевшей в свое время кинотрилогии о «национальных особенностях», создал картину, напоминающую, скорее, национальный финский эпос или скандинавскую притчу, нежели веселые байки о русской пьянке. Хотя в главных ролях мы видим все те же лица Виктора Бычкова (он же в народе Митрич) и Вилле Хаапсало (финского любителя русской охоты). Много хорошего юмора и много психоделики на фоне приглушенных серо-синих тонов северного ландшафта. Ценители серьезного кино и накала страстей, наверное, разочаруются: фильм заканчивается хэппи-эндом – все живы, здоровы и счастливы.

Действие фильма происходит осенью 1944 года накануне выхода Финляндии из Второй мировой войны. Финский снайпер Вейко спасается от смерти, в то же время русский солдат Иван, арестованный СМЕРШем, также остается в живых – при бомбежке погибают оба его конвоира. Волею судьбы советский солдат и финн-пацифист, жертва фашистского режима, оказались незваными гостями у «Кукушки» – молодой женщины Анни, саамки, которая ведет свое натуральное хозяйство и немного подшаманивает. Все трое разговаривают на разных языках, общение затрудняется также национально-политической неприязнью. Мужчины – солдаты враждующих армий – находятся по разные стороны баррикады, но в одном шалаше и с одной женщиной на двоих. «Такого кино, как у нас, не было, – чтобы три персонажа говорили каждый на своем языке, и, не понимая, понимали друг друга. Возникшая модель применима к огромному количеству римейков. Мне было интересно организовать эту модель трех людей на замкнутом пространстве, которые разыграли для меня Вавилонскую башню наоборот», – комментирует события фильма сам режиссер.

В сфере человеческого общения существуют явления, которые лежат в иной плоскости понимания, воспринимаемые шестым чувством. В объективе – настоящие человеческие эмоции, не прикрытые и не изуродованные маской идеологии, жестокостью войны. Хотя агрессия и насилие существуют в реальности, но на этом отдельно взятом островке трех людей они постепенно теряют свои силы. Женщина – выглядит женщиной, предназначение которой беречь семейный очаг, рожать и воспитывать детей. Мужчина, ощутив совсем близко дыхание смерти, начинает ценить жизнь во всех ее проявлениях, видит истинную ценность вещей. Какую? Скорее всего, для каждого она своя.

Фильм «Кукушка» стал абсолютным триумфатором XXIV Московского кинофестиваля, получил главный приз на X кинофестивале «Окно в Европу».

СПОРТ

Пятая бизнес-лига по малому футболу: подведены промежуточные итоги чемпионата.

Организатор турнира «Украинский спортивный проект» в этом сезоне пришел к оптимальной формуле проведения соревнований, в которых участвуют команды представительств иностранных компаний, банков, СМИ и различных фирм и организаций. Если ранее лига проводилась по сложной схеме с большим количеством групп и этапов, то теперь участники, количество которых увеличилось с 16 до 48, играют по круговой системе в трех лигах. Принцип дифференциации таков: в «Лиге А» команда может заявить бывших профессионалов, на данный момент не имеющих контракта с каким-либо клубом, в «Лиге В» количество «легионеров» лимитировано, а в «Лиге С» имеют право выступать исключительно сотрудники той или иной фирмы. Соответственно отличается и призовой фонд. В «Лиге А» первые три команды получат соответственно призы на сумму $1000, 700 и 400, в «Лиге В» – $700, 400 и 250, в «Лиге С» – $400, 250 и 150. Но все команды, независимо от статуса, настроены очень серьезно, а состав участников во всех лигах подобрался настолько приличный, что даже специалисты не рискуют делать прогнозы. Как заявил менеджер турнира Святослав Стецюк, двери турнира в следующей «Бизнес-лиге» открыты для всех желающих, и нынешнее количество участников – далеко не предел. На данный момент в «Лиге А» лидирует команда ФК «Буча-КЛО», за ней плотной группой расположились Mindshare, прошлогодний чемпион MacCoffee, «Укргазбанк», «Новая Эра», совместная команда журнала «Комп&ньоН» и Украинского профессионального банка и команда «Сократ».

Команда «УПБ/Комп&ньоН» успешно продвигается к поставленной цели – попасть в первую пятерку. Заявка смелая, учитывая, что команда в отличие от многих старожилов «Бизнес-лиги» дебютирует в соревнованиях. Хотя в последнем матче в этом году она уступила, огорченным председателя правления УПБ Леонида Милевского назвать было никак нельзя: «Мы удовлетворены общим результатом первой части чемпионата. Впереди еще 9 туров, и задача нашей команды – закрепиться в пятерке лидеров».

В других лигах также определились лидеры. В «Лиге В» на первых ролях «Минфин», «Футера» и «Укрпроминвест». В «Лиге С» команды разделены на две группы: в группе D в авангарде идут DHL, UTEL и «САВсервис», в группе Е на первом месте – команда «Бiлосвiт-Умань», но от нее недалеко отстали «Стиморол», ДМСУ, «Альфа-банк» и KyivStar. Теперь турнир возьмет паузу до 25 января, а финиширует 6 апреля.

Залишити відповідь