Моральный апгрейд

В 1995 г. Майкл Роуч стал первым американцем, получившим степень геше (доктора буддийской философии), обучаясь в монастырях Азии и США. Однако широкую известность на Западе он приобрел благодаря своим книгам и лекциям, посвященным тому, как, следуя буддийским принципам жизни, можно преуспеть в бизнесе. Быть экспертом в данном вопросе Роучу позволяет уникальный жизненный опыт. После нескольких лет обучения наставник отправил его в мир коммерции – для практической проверки буддийских идеалов в условиях американского офиса.

Проверка длилась 17 лет, в течение которых Роуч проработал в ювелирной Andin International Diamond Corporation, доросшей до многомиллионных оборотов и купленной впоследствии Richline Group Уоррена Баффета. Свою экономическую alma mater геше покинул в 1998 г. в статусе вице-президента по закупкам драгоценных камней. С этого момента он полностью посвятил себя благотворительности, просветительству и бизнес-тренингам, для проведения которых создал Diamond Cutter Institute («Институт алмазного огранщика»).

Можно сказать, что слушателям своих курсов Майкл Роуч предлагает облегченную для понимания гелугпу – тибетскую традицию буддизма, отличающуюся высокими требованиями к нравственности своих адептов. С точки зрения управления собой такую практику можно назвать серьезным моральным апгрейдом. Во время своего последнего визита в Украину (в отечественной бизнес-среде уже существует некоторое количество сторонников его идей) геше Майкл Роуч поговорил об этом с «&».

Может ли нерелигиозный человек, у которого вызывают скепсис такие слова, как «реинкарнация», «карма», извлечь пользу из вашей системы?

Основополагающий закон нашей жизни – закон кармы – работает независимо от того, знает человек о нем или нет. Это как закон гравитации. Если я отпущу ручку, которую сейчас держу в руке, она упадет на пол независимо от того, мусульманин я или католик, буддист или православный. Этот закон прост и универсален. Он не имеет отношения к религии, хотя все великие религии и учителя о нем говорят: все, что ты делаешь, возвращается к тебе. Или такая формулировка: если вы хотите чего-либо для себя, сделайте сначала это для другого человека. Если вы хотите иметь свой успешный бизнес, помогите создать процветающий бизнес другому человеку.

Как это проявлялось в вашей повседневной практике, когда вы работали в Andin International Diamond?

У меня был заказчик, который однажды попросил сделать для него 10 тыс. золотых колец с выгравированной буквой «О», в которой помещался бриллиант. Я сказал ему: «Нет». Он спросил: «Почему?». «Потому что вы не сможете продать такое количество колец», – ответил я. По традиционной логике бизнеса: его заказ – его проблемы. Я же посчитал нужным отговорить заказчика и, таким образом, сделал дополнительный шаг в его сторону. Это действительно не мои проблемы, но я решил проявить дополнительную заботу.

А вот еще случай. Мы работали с производителем из Бангкока. Однажды он сделал мне поставку золотого сплава. Я проверил его продукцию с помощью спектрометра и обнаружил, что она имеет чистоту, значительно превышающую среднерыночную. Было ясно, что он теряет на этом деньги. И хотя в юридическом смысле я был защищен и мог спокойно продолжать получать от него такое золото, тем не менее позвонил ему, пригласил в Нью-Йорк (оплатив визит) и научил пользоваться спектрометром, то есть позаботился об интересах и процветании своего партнера. Если бы я не сделал этого, то имел бы в будущем не лучшие последствия и для собственного бизнеса.

Любой бизнес несет ответственность перед четырьмя группами партнеров: инвесторами, клиентами, сотрудниками и поставщиками. Если вы будете прилагать больше усилий, чем это предусмотрено контрактами и договоренностями, то при осознанном подходе в перспективе получите гораздо больше благ для своего бизнеса.

Еще один важный элемент вашей системы – медитация. Сегодня СМИ много говорят о том, что медитация становится элементом корпоративной культуры во многих западных компаниях. У вас есть опыт обучения бизнесменов медитации?

Мы (имеется в виду Diamond Cutter Institute. – Прим. ред.) обучаем нашим идеям компании в 25 странах. Это авиаперевозчики, производственные, сельскохозяйственные и нефтедобывающие компании, большие банки, инвестиционные фонды, медиабизнес и др. Среди наших клиентов есть также несколько крупных компаний из Украины и России, а также, что может быть интересно, правительственные команды Китая и ряда стран Южной Америки. Так вот, кроме того что мы объясняем командам менеджеров основные идеи нашего метода, говорим им также о необходимости постоянных занятий йогой (речь идет о тибетской сердечной йоге, упражнения которой геше описывает в одной из своих книг. – Прим. ред.) и медитацией. Например, в Китае среди наших клиентов есть одна телевизионная компания. Как известно, репортеры и журналисты к концу дня очень устают, порой даже пребывают в стрессовом состоянии. Мы их в первую очередь обучили йоге и медитации. Полчаса йоги, 15 минут медитации, выполнение универсальных принципов кармы – и вы хорошеете на глазах: становитесь здоровым и успешным во всех сферах жизни человеком (смеется).

Чего именно хотят от вас компании?

Любая компания хочет больше денег. Несколько компаний обращались к нам из-за проблем с забастовками сотрудников, и мы им помогли. Но большинство из тех, кто к нам приходит, хотят быть более прибыльными и этичными. Мы не учим тому, что компания или человек должны вести себя этично и при этом прозябать, терять деньги или отдавать все, с трудом заработанное, на благотворительность. Мы говорим о том, что осознанно следуя принципу максимальной заботы о своих партнерах и будучи более этичными, вы станете зарабатывать больше. Гораздо больше.

С чего начать? Можно ли научиться применять эти принципы самостоятельно, обучиться медитации и получать при этом ощутимые результаты?

Научиться самостоятельно можно, но это не лучший способ. Если вы хотите научиться играть на пианино, то с учителем сможете это сделать гораздо быстрее. Наличие учителя, ламы, – одно из основополагающих правил в моей традиции, буддизме. Прочесть книгу – это хорошо, посмотреть урок на YouTube – тоже, но существует определенная магия в процессе, когда учитель передает знания непосредственно ученику. Однако вы можете начать, например, с легкой медитации перед сном. Вместо того чтобы переживать и прокручивать в голове неприятности прошедшего дня и мучительно думать о вызовах дня предстоящего, перед тем как погрузиться в сон, вспомните хорошие дела, даже самые незначительные, которые вы сделали за минувший день для своих ключевых партнеров. В монастыре меня научили, что зерно хорошей кармы, поддержанное такой медитацией, становится в два раза сильнее (кстати, один из традиционных советов мнемотехники: для лучшего усвоения информации заучивать ее перед сном. – Прим. ред.). Как это ни парадоксально и смешно на первый взгляд, один из секретов успеха в бизнесе кроется в правильном сне его владельца.

Управляй собой, как Победоносный

Управление собой по-буддийски состоит в том, чтобы совершать этически выверенные действия, говорить добрые слова и, что является самой главной и трудной задачей, поддерживать чистоту мыслей. Для описания практической ценности такого поведения Майкл Роуч придумал теорию «ментальных отпечатков», которую он излагает в написанной для широкой аудитории книге «Алмазный огранщик. Будда о том, как управлять бизнесом и личной жизнью».

Каждое наше действие по отношению к окружающим – реальное или воображаемое – обязательно оставляет след, отпечаток внутри нас (это, кстати, согласуется с известными научными гипотезами: память человека хранит все, что с ним происходит). Мы часто забываем о своих поступках, но их «семена» никуда не исчезают, а записываются в подсознании и вызревают, чтобы однажды проявиться в виде какого-нибудь приятного или огорчительного события. Так на бытовом уровне проявляет себя то, что буддисты называют кармой.

Нетрудно догадаться, что из семян раздражения и гнева (даже праведной его разновидности) не вырастет ничего хорошего, поэтому лучше заняться посевом сострадания и при малейшей возможности оказывать помощь окружающим. При этом объем помощи не имеет значения. Гораздо важнее проявлять в этот момент осознанность (в этом поможет ежедневная медитация и ведение специального дневника), то есть понимание того, что ты делаешь, и быть максимально искренним.

Как это можно обратить на пользу конкретному бизнесу? Главный совет Майкла Роуча формулируется так: помогайте своим партнерам и даже конкурентам (!) достичь успеха в тех областях, которые для вас являются критичными (ментальные посевы должны быть адресными). Охотнее делитесь своими доходами с теми, кто помог вам их получить. Избавьтесь от распространенной привычки испытывать удовольствие от созерцания чужих проблем. Будьте нравственно чистоплотным при выборе делового партнера. Чтобы оставаться физически здоровым и сохранять внешнюю привлекательность, откажитесь от проявлений гнева. Ну и т. д.

Для лучшей работы этой системы нужно регулярно уделять время практике молчания и постоянно напоминать себе о том, что когда-нибудь ваша карьера обязательно закончится. Хорошо бы встретить этот неизбежный момент со счастливой мыслью: все было не зря.

Залишити відповідь