Под угрозой санкций

Напомним, что комплаенс-риск – это риск применения санкций юридических или регулирующих органов, существенного финансового убытка либо потери репутации предприятия в результате несоблюдения им законов, инструкций, правил, стандартов саморегулирующих организаций или кодексов поведения.

В исследовании Accenture приняли участие ответственные за функции комплаенс-менеджмента сотрудники банков и инвестиционных компаний из стран Европы и Северной Америки.
Был сделан общий вывод: в комплаенс-деятельности налицо значительный прогресс, усилилось внимание к ней в организациях; большинство руководителей комплаенс-программ теперь подотчетны непосредственно совету директоров или исполнительному директору (CEO), однако остаются вызовы в части оказания их влияния на стратегии, а процессы все еще относительно незрелые.

Формирование статуса функции

Подотчетность комплаенс-программы совету директоров или генеральному директору является ключевым показателем, свидетельствующим о развитии комплаенса в качестве управленческой функции, с помощью которой можно повысить ответственность за действия персонала и решения, принимаемые организациями. По результатам исследования почти треть (31%) респондентов утверждают, что их комплаенс-программы отчитываются перед советом директоров, и еще 40% – подотчетны генеральному директору. Прирост этого показателя значителен, учитывая, что чуть более пяти лет назад 70% респондентов сообщали: их комплаенс-программы официально не обладают никакими правами.

Следующий важный шаг для службы комплаенс состоит в том, чтобы завоевать статус и полномочия и начать влиять на соответствующее поведение всей организации. Это непростая задача, поэтому неслучайно 60% респондентов все еще видят необходимость улучшений в создании культуры комплаенс в своих финучреждениях, а 65% считают, что нуждаются в том, чтобы улучшились их отношения с регулирующими органами.

Комплаенс-программы находятся на важном этапе формирования их статуса в организациях. The Wall Street Journal недавно отмечал: в то время как большое число руководителей подразделений комплаенс подотчетны исполнительным директорам, остаются вызовы для самих программ, так как их содержание зачастую упрощено. Значимость комплаенс в принятии решений финучреждениями выросла, поэтому программы должны реагировать соответствующим образом

Эффективность инвестиций

Достижение успеха имеет свою цену, и результаты исследования показывают, что инвестиции в комплаенс-программы продолжат расти. По сравнению с 2012 г. респонденты оказались более уверенными в том, что такие инвестиции увеличатся. При этом большинство опрошенных ожидают, что расходы на комплаенс вырастут на 10-20% в течение ближайших двух лет. Goldman Sachs, например, недавно объявил о том, что его расходы на соблюдение требований регулятора выросли более чем вдвое – с $444 до 962 млн. в период с 2012 по 2013 г.

И в Европе, и в Северной Америке респонденты выделили аналитику и моделирование риска в качестве направлений, более всего требующих сейчас инвестиций, поскольку именно они могут помочь при прогнозировании и смягчении будущих комплаенс-событий. Респонденты пришли к согласию по ключевым факторам эффективной комплаенс-программы. Среди них они выделили способность извлекать уроки из деятельности коллег и отраслей, обладающих более расширенными возможностями по управлению рисками. Такой ответ дали 88% опрошенных из Европы и 94% – из США.

Потребность в инвестициях в комплаенс-профессионалах важна для обеспечения необходимого совершенствования функции. В настоящее время численность своего соответствующего персонала пытаются увеличить 34% участников опроса, в то время как 46% планируют такое расширение. Многие понимают, что неспособность привлечь и удержать таланты в условиях жесткой конкуренции за них может стать препятствием на пути достижения успеха комплаенс-программы.

Несмотря на то что 85% респондентов заявили об успешности интеграции нанятого персонала, многие говорили об относительно высоких показателях текучести кадров. Поэтому можно предположить, что финучреждениям следует наращивать усилия по удержанию талантов.
Помимо зарплаты, респонденты выделили ряд других инструментов, которые их финучреждения начинают использовать для поощрения специалистов по управлению комплаенс-рисками. Свыше четверти опрошенных в Северной Америке предлагают программы ротации в рамках комплаенс-функции (что менее распространено в Европе). Такие программы могут включать в себя работу по нескольким дисциплинам и даже международную мобильность. Половина опрошенных на глобальном уровне говорят об инвестициях средств в учебные курсы, которые могут повышать квалификацию персонала в области комплаенс и обеспечивать людям возможность дифференцированной карьеры.

Первостепенное значение для будущего комплаенс-программы имеет демонстрация топ-менеджерам успеха инвестиций в нее, так как руководители всегда хотят видеть результат расходования средств. Многие признают, что их достижения в этой сфере пока часто бывают малоубедительными. А большинство респондентов согласны с тем, что совершаемые ими шаги не всегда соответствуют наиболее эффективным комплаенс-действиям.

Сегодня в измерение эффективности комплаенс-деятельности вкладывают лишь 37% опрошенных. Но отраслевой опыт «созревания» других управленческих подразделений указывает на то, что расходы на измерение эффективности должны быть в списке приоритетных.

Путь к модели 2.0

Результаты исследования показывают также, что финучреждения находятся на различных этапах рассмотрения альтернативных подходов к укомплектованию штатов и управления комплаенс-функцией. Среди альтернативных подходов два рассматриваются как ключевые: разделяемые (shared) сервисы и аутсорсинг.

Структура на основе разделяемых сервисов может обеспечить получение специалистов, обладающих очень важными навыками, необходимыми комплаенс-программе. Что касается второго подхода, то 54% участников исследования частично или полностью отдали свои комплаенс-программы на аутсорсинг, причем больше половины из них ссылаются на эффективность как на основную движущую силу подобного решения.

Однако реализация таких подходов имеет свои сложности. Главным барьером на этом пути 49% респондентов назвали проблемы законодательства. По мнению Accenture, эти результаты говорят о том, что участие регуляторов в данном вопросе пока находится на относительно ранней стадии.
Модель управления комплаенс-рисками 2.0 требует сдвига за пределы мышления «минимум для соблюдения законодательства», которая все еще характерна для 80% респондентов. Основные приоритеты для будущих комплаенс-программ как в Европе, так и в США включают в себя управление нормативно-правовыми изменениями, проверку модели и управленческую отчетность.

Залишити відповідь