Несмотря на кризис, украинцы все чаще используют платежные карты.
Кредиты выдавать рискованно, депозиты привлечь сложно, расчетные операции низкодоходные. У многих банков в нынешних условиях почти не осталось продуктов или услуг, которые могли бы приносить им доход. По большому счету, в запасе есть валютные операции и выбивание «старых» кредитов. На первых выезжают не все. Да и регулярностью такие доходы не отличаются. Вторые рано или поздно закончатся.
Поскольку уговаривать клиента на разные услуги дело довольно трудоемкое, банкиры все активнее стали использовать универсальный продукт, который дает клиентам целый ряд возможностей, а финансистам позволяет минимизировать время и объем работы. Речь идет о платежной карте. «Межбанковская конкуренция переместилась из сферы кредитования в сферу депозитов, обслуживания счетов и построения отношений с клиентами, – говорит Антон Романчук, председатель правления Украинского процессингового центра (UPC). – Наиболее удобным инструментом для обслуживания счетов клиентов является платежная карта, которая вновь становится ключевым элементом розничного бизнеса банков. С помощью карт банки могут предложить клиентам различные банковские продукты и при этом перевести их обслуживание на альтернативные каналы, повысив эффективность бизнеса». В пользу концентрации банкиров в своей работе на платежных картах есть ряд аргументов. К примеру, платежные карты дают возможность окружить счета клиентов различными дополнительными возможностями, что заставляет их чаще пользоваться банковскими услугами и оставлять больше средств на карточных счетах. Помимо этого, на одну карту можно открывать несколько счетов (например, текущий, сберегательный и кредитный), каждым из которых клиент может самостоятельно управлять через пункты самообслуживания: снимать наличность и пополнять счет, совершать покупки и денежные переводы, а также совершать покупки и платежи в Интернете.
Не только банкиры все большее значение придают платежным картам, но и сами клиенты все чаще прибегают к ним при расчетах за товары и услуги. Согласно данным UPC, с сентября 2008 по сентябрь 2009 г. безналичный оборот торговых предприятий увеличился на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, в супермаркетах безналичный оборот увеличился на 157%, а в магазинах одежды – на 16%. При этом POS-терминалы появились и в большинстве туристических агентств, где клиенты тратят сегодня на 103% больше средств со своих платежных карт, чем в минувшем году. Также увеличилось количество POS-терминалов на заправочных станциях, безналичный оборот которых за последний год вырос вдвое. Примечательно, что средняя сумма транзакции практически не изменилась – 800-900 грн. за покупку.
Быстро развивается и интернет-эквайринг. Количество покупок в Сети по сравнению с прошлым годом увеличилось более в чем в два раза – на 130%. При этом средняя сумма покупки составляет 86 грн. Чаще всего держатели платежных карт в онлайне совершают оплату коммунальных, телекоммуникационных и туристических услуг, а также покупают авиабилеты, музыкальную продукцию и программное обеспечение.
В отличие от существенного роста объемов безналичных расчетов прирост числа платежных карт, выпущенных банками-клиентами UPC в течение 2009 г., составил скромные 0,01% (с октября 2007 по октябрь 2008 г. этот показатель достигал более 36%). Также замедлился прирост количества установленных банками банкоматов (за аналогичный период – с 30 до 12%). Как отмечают в компании, объем средств, выделяемых банками на развитие сетей банкоматов, сегодня ограничен, поэтому сети банков растут в основном за счет банкоматов, приобретенных еще в 2008 г. Все больше набирает популярности тенденция перемещения банкоматов с одного места в другое с целью повышения эффективности сети. В целом замедление роста количества новых банкоматов – благоприятное явление, отмечают в UPC. Это объясняется тем, что сегодня в Украине и так слишком много банкоматов, что порой приводит к тому, что сеть остается незагруженной. Так, на один банкомат в стране в среднем приходится 2-3 тыс. транзакций, тогда как среднеевропейский показатель – 4-6 тыс. Поэтому у банков еще достаточно простора для повышения эффективности банкоматных сетей. Да и выбор вариантов приемлем: объединение с другими банками или сетями, аутсорсинг.