власть и бизнес
За державу обидно
Areva, одна из крупнейших ядерно-энергетических групп мира, лишится своего ценнейшего актива – подразделения передачи и распределения электроэнергии Areva T&D. Решение о его продаже приняло правительство Франции, которое является основным акционером группы и владеет пакетом в 92%. Учитывая повсеместный спрос на новые АЭС, власти таким образом решили получить дополнительные средства для зарубежной экспансии ядерного бизнеса.
Цель благородная, однако средства ее реализации вызвали на рынке массу споров. Хотя зарубежные компании (включая GE и Toshiba) сделали привлекательные оферты, правительство остановило свой выбор на французских промышленных конгломератах Alstom и Schneider Electric. Последние предложили меньше других – €4,1 млрд., однако смогли сохранить важный актив внутри страны. Это было явное проявление протекционизма. Как выразился Ги Каркассон, известный французский юрист, консультировавший Toshiba, «игральные кости были налиты свинцом».
Сделанным выбором оказались недовольны не только отвергнутые покупатели, но и само руководство группы. И не только потому, что по итогам прошлого года Areva T&D принесло компании 38% из €19,7 млрд. совокупного оборота и половину из €1,2 млрд. операционной прибыли. Больше топ-менеджмент во главе с СЕО Анн Ловержон возмутил тот факт, что после продажи подразделение планируется разделить надвое: передача электроэнергии перейдет к Alstom, а распределение – к Schneider. По мнению Ловержон, разделение бизнеса поставит его на колени и даст преимущество зарубежным игрокам вроде швейцарского ABB или немецкого Siemens, которые наоборот консолидируют решения для электросетей. И GE, и Toshiba также интересовал актив целиком. Так что вопрос, который исполнительный комитет Areva T&D задал в отрытом письме правительству, был закономерным: «Не послужим ли мы стране лучше, если примем альтернативное предложение от иностранного покупателя, что гарантирует целостность французского рыночного лидера?».
кадровые перестановки
Чужой среди чужих
General Motors буквально ошеломил автопром. Совет директоров концерна отправил в отставку СЕО Фрица Хендерсона, который пришел на смену Рику Вагонеру, чья кандидатура не устраивала правительство США, и проработал на своем посту всего восемь месяцев. Вакантную должность временно будет замещать председатель Эд Уитэкер, всю жизнь занимавшийся телекоммуникациями и присоединившийся к GM не далее как в июле.
Теперь главный вопрос, который обсуждают эксперты, – насколько справедливой была эта отставка. В апреле Хендерсону досталась гигантская компания с непопулярным модельным рядом и $31 млрд. убытков, $30 млрд. правительственных долгов, вынужденная пройти через 40-дневную процедуру банкротства и тотальную реорганизацию. У нового СЕО было всего несколько месяцев, чтобы доказать новому совету директоров, назначенному Минфином, что он подходящий человек. Однако для них Хендерсон не был своим. Фриц – ветеран GM с 25-летним стажем, тогда как многие новоназначенные директора имели об авторынке лишь смутное представление. Сам Уитэкер признавался: «Я ничего не знаю об автомобилях, но бизнес есть бизнес». Как полагают в исследовательской фирме CSM Worldwide, «правлению не было смысла поддерживать СЕО по одной простой причине – не они его избрали».
Хендерсон работал спокойно и уверенно: стабилизировал долю рынка, снизил потери, замедлил стремительное падение продаж, запустил агрессивную маркетинговую кампанию. По словам одного из сотрудников GM, за эти месяцы компания превысила все целевые показатели реорганизации, одобренные Минфином. Но для Уитэкера все происходило недостаточно быстро – он желал видеть не поступательный прогресс, а ошеломляющие новости (вроде квартальной прибыли в $1,1 млрд., которую недавно получил Ford).
А затем была неудачная распродажа активов. Шведская Koenigsegg в последний момент отказалась покупать Saab, а консорциуму Magna и Сбербанка в последний момент отказали в покупке Opel. Источники в GM утверждают, что Хендерсон хотел избавиться от проблемного немецкого актива, который только отвлекал материнский концерн от укрепления позиций на рынке США. Однако правление не желало «терять» Европу и потому сохранило Opel, что всерьез подорвало авторитет СЕО.
В итоге совет директоров решил, что им просто нужен кто-то другой – тот, кто не будет ассоциироваться с прошлыми проблемами GM, а придет со стороны и возродит компанию (как это сделал Алан Малалли, перешедший в Ford из Boeing). Однако найти добровольца будет непросто в ситуации, когда персонал компании деморализован, а премиальные для топов урезаны правительством, контролирующим 60% GM.
рейтинги
Старая добрая реклама
Американский журнал о маркетинге AdAge опубликовал новый ежегодный рейтинг 100 крупнейших рекламодателей мира Global Marketers ’09. Оказалось, что, несмотря на разразившийся кризис, за минувший год маркетинговые расходы корпораций выросли на 3,1%, достигнув $118 млрд. Хотя такая динамика объясняется в основном удешевлением доллара, в пересчете на который бюджеты неамериканских компаний увеличивались.
Десятка крупнейших рекламодателей за год осталась практически прежней. Изменилось только региональное распределение маркетинговых бюджетов. Все логично: корпорации из развивающихся стран предпочитали инвестировать в развивающиеся рынки, где есть наибольший потенциал роста прибыли. К примеру, 39 из ТОП-100 (Pernod Ricard, Avon, Colgate-Palmolive, P&G и др.) вложились в Китай. Привлекательность США постепенно падает – приток рекламных долларов сюда уменьшился на 3,7 процентных пункта. Особо интересным этот регион оставался для европейцев и японцев. К примеру, для фармацевтических компаний, которые вкладывали исключительно в прямую рекламу лекарств, запрещенную в большинстве стран Старого света.
инвестиции
С суши на море
Siemens, может показаться, не особо преуспел в ветроэнергетике. Немецкий концерн занимает шестое место на мировом рынке с долей в 7% и при этом значительно отстает от лидеров вроде Vestas и General Electric. Однако у производителя амбициозная цель – к 2012 г. стать третьим номером. Добиться этого позволит нишевая стратегия – выпуск морских ветряных турбин. Проекты наземных ветряных ферм менее сложные и могут быть реализованы даже новичками, поэтому конкуренция здесь высока. Морской же сегмент практически не занят, хотя растет не менее динамично. Именно здесь подразделение Siemens Wind Power уже стало бесспорным лидером с долей в 50%. В 2008 г. немцы получили огромные заказы на морские ветряные турбины, включая $4-миллиардную сделку на поставку 500 ветряков для проекта датской DONG Energy в Северном море. Siemens пока единственная компания, которая может выполнить столь крупный заказ.
С тех пор как в 2004 г. немцы купили датскую Bonus Energy и зашли на рынок ветроэнергетики, их бизнес увеличился в семь раз. И это не предел. Мощность наземных ветряных генераторов во всем мире составляет 120 ГВт, тогда как морских – всего 1,5 ГВт, и в ближайшие десять лет этот показатель вырастет в десять раз.
кризис-менеджмент
Уломали
Завершилась еще одна многомесячная сага – РУСАЛ реструктурировал все свои долги на сумму $16,8 млрд. Это было непросто, ведь гендиректору Олегу Дерипаске пришлось вести переговоры с более чем 70 кредиторами и пересмотреть около 50 соглашений.
Самыми несговорчивыми оказались иностранные заемщики – окончательного соглашения с ними ждали с лета. Погашение $7,4 млрд. долга перед ними пройдет в два этапа. Первые четыре года обслуживание долга будет осуществляться в форме денежных выплат, исходя из операционных показателей компании, для сохранения ее устойчивой работы. Часть процентов РУСАЛ выплатит в денежной форме по ставке от 1,75-3,5% сверх LIBOR в зависимости от уровня долга алюминиевой компании, а оставшиеся проценты будут капитализированы. Второй этап заключается в рефинансировании оставшейся суммы долга текущими кредиторами еще на три года.
Схожие условия предложены и российским кредиторам, оказавшимся более сговорчивыми, в чем не последнюю роль сыграла традиционная поддержка Дерипаски со стороны государства. ВТБ, Газпромбанк и Сбербанк, которым производитель задолжал $2,1 млрд., согласились на снижение ставки по кредитам до 8-9% годовых. ВЭБ отсрочил выплату $4,5 млрд. на год, до октября 2010-го. Соглашение подписано и с финансово-промышленной группой ОНЭКСИМ Михаила Прохорова, у которой Дерипаска занял $2,7 млрд. Большая часть суммы будет конвертирована в 6% акций производителя (вдобавок к имеющимся 14%).
Все эти договоренности позволят РУСАЛу провести IPO на Гонконгской бирже уже до конца 2009 г. Это нужно, чтобы успеть продать акции на фоне продолжающегося подорожания алюминия. Сегодня банки оценивают компанию примерно в $20 млрд.