Крупнейшая российская частная нефтяная компания ОАО «Лукойл» ожидает «революцию» на мировых рынках нефти, когда гигантские месторождения Ирака обеспечат миру дополнительные 20% мировых поставок сырья, заявил вице-президент «Лукойла» Леонид Федун в интервью Reuters.
После того как накануне консорциум в составе «Лукойла» и норвежской компании Statoil стал победителем тендера на право освоения крупнейшего иракского месторождения Западная Курна — 2, Федун дал агентству интервью.
Федун, в частности, ожидает пятикратного увеличения добычи в Ираке, которое ограничит рост цен на нефть и отпугнет инвесторов от разработки более трудных и дорогостоящих проектов в других странах. «Топ-менеджер ведущей западной компании заявил, что современная история нефтяного бизнеса будет разделена на доиракский период и постиракский период. Я с этимсогласен», — заявил Федун в интервью. «Мы являемся свидетелями революции в добыче нефти, — добавил он. — Инвестиции будут исчисляться миллиардами долларов, проект колоссален».
Сделка, в которой «Лукойл» получил доступ к 12,9 млрд. баррелей нефтяных запасов, — это не просто контракт на обслуживание, говорит Федун, «это гибрид контракта и соглашения на разделение добычи». «Как только контракт вступит в силу, мы начнем его реализацию. В течение трех-четырех лет мы запустим первую фазу, а затем и вторую», — заявил вице-президент «Лукойла».
Цель Министерства нефти Ирака — добыча 12 млн баррелей в день — близка к реальности, сказал Федун. Когда эти планы будут реализованы, на мировой рынок будет оказано огромное влияние. «Мировые запасы нефти увеличатся как минимум на 20%, а спрос не увеличится на такой же объем. Это поднимает вопрос о долгосрочной цене на нефть», — добавил он.
«Целый ряд проектов, которые сейчас находятся на рассмотрении, окажутся неконкурентоспособными», — заявил Федун. «Нужно ли теперь индустрии инвестировать в развитие трудных нефтяных месторождений, таких как нефтеносные пески или бурение глубоких скважин в Мексиканском заливе, Западной Африке или на шельфе Бразилии? Нужна ли нам вторая фаза трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан?» — задается вопросами вице-президент «Лукойла».
Он также заявил, что потенциальные выгоды добычи в Ираке — низкие издержки на добычу, низкие транспортные издержки и возможность доступа к другим прибыльным областям. «Несмотря на террористические акты, политическая ситуация в стране стабильна. Да, есть риски, но регионы, где будут работать крупные компании, стабильны и находятся недалеко от инфраструктуры», — заметил Федун.
Доля «Лукойла» в консорциуме по разработке месторождения Западная Курна — 2 составит 63,75%, Statoil — 11,25%. Партнерами по проекту также являются британская BP, китайская CNPC и французский энергетический гигант Total.