От наемного менеджера к созданию своего бизнеса

После окончания института я начал работу программистом в аудиторской фирме. Со временем, накопив знания и опыт, мне вскоре удалось получить работу в SAP, ведущем в мирепоставщике программныхрешений для управлениябизнесом. Карьера развивалась стремительно, и я прошел путь от менеджера по продажам в нефтегазовой отрасли до начальника промышленного сектора.

Но в какой-то момент я ощутил внутреннюю потребность что-то поменять. Когда работаешь в большой компании (пусть даже на хорошей должности с соответствующими условиями), нет возможности для полной самореализации, ты — всего лишь винтик в хорошо отлаженном механизме. Мною же руководили амбиции — хотелось быть самому себе хозяином, расширить зону ответственности, самостоятельно ставить себе задачи и принимать решения. Захотелось применить свои знания, опыт, возможностии информацию на новом качественном уровне.

Вместе с тремя коллегами из SAPмы основали собственный бизнес. Занялись тем, что умели лучше всего — консалтингом — внедрением решений для автоматизации управления бизнесом. Нас привлекало, что:

— мы сами себе руководители. Отсутствие внешнего акционера открывает возможность самостоятельно ставить себе задачи, реализовывать амбициозные замыслы, определять направление развития и строить свою работу.

— самостоятельность в принятии решения. Например, услышав от клиента нестандартную просьбу, уже не нужно ее согласовывать по всем вышестоящим инстанциям. Будучи руководителем компании, уже во время переговоров я беру на себя ответственность и принимаю решение, стоит ли браться за проект. Это позволяет оперативнее реагировать на любые обстоятельства, что благотворно влияет на репутацию компании.

— видение вперед на несколько шагов. Мы можем принять решение взяться за неприбыльный, но перспективный проект, на котором можно многому научиться и вырасти профессионально. Порой даже приходилось работать в ущерб бизнесу, но таким образом мы вносили свой вклад в достижение успеха нашими клиентами. Впоследствии, такой индивидуальный подход окупается их лояльностью.

«Один в поле не воин»

Прекрасно понимая тонкости партнерского бизнеса, мы предупредительно распределили функции и обязанности внутри компании. Благодаря такому четкому разделению, а также периодическим совещаниям для согласования единой стратегии развития компании, нам удалось избежать ссор, тяжелых споров и принципиальных разногласий в позициях.

Сколько прибыли в карман, сколько в развитие? Первые три года мы платили себе строго фиксированную зарплату, а всю прибыль вкладывали в развитие. Потом определили бонус в 10% суммы прибыли на всех партнеров, а остальное опять-таки инвестируем в дело. Причем, я уверен, что формула «10% от прибыли на всех партнеров» — отличный работающий вариант. И чтобы этих доходов было достаточно, нужно просто усиленно работать и увеличивать прибыль своего бизнеса.

Как взрастает бизнес?

  • Сначала, бизнес рождается. Бывает, возникает страх, а что будет дальше, как все пойдет и прочее. Но, этот страх нужно перебороть и двигаться дальше, отступать нельзя. Нужно всегда искать новые и новые пути, бороться с трудностями и идти до последнего. На данном этапе для нас самым сложным и актуальным вопросом было финансирование компании. Для его решения мы выбрали путь, который себя оправдал — жесткого контроля затрат.
  • Потом, бизнес развивается. Происходит становление компании. Здесь важно закрепить единое видение целей, стратегию развития компании, сплотить команду единомышленников — одним словом, создать корпоративную культуру.
  • И наконец, бизнес начинает стабильно функционировать. Здесь важно обратить внимание на организацию работы сотрудников. Важно понимать, что есть задачи поставленные и есть задачи выполненные. Каждому необходимо четко донести понятие личной ответственности за общий результат компании. Каждый сотрудник должен понимать, насколько важна именно его работа. Для каждого сотрудника в рамках компании необходимо разработать систему мотивации, которая будет направлена на общий результат компании.

Когда опускаются руки…

Кризис стал для нас, как и для многих других компаний, тяжелым испытанием, но и хорошим индикатором. Мы испытывали серьезные сложности как с финансированием, так и с проектами. В это время один партнер вышел из состава учредителей. Таким образом, он решил снять с себя риски, и заодно моральную ответственность. Финансовые дела шли из рук вон плохо, а необходимость платить зарплаты и нести прочие расходы просто выбивала из колеи. Но я точно знал, что не могу закрыть дело по одной простой причине: мне не хватит мужества подвести доверившихся мне людей и сказать им, что они уволены. Твердо убежден, что доверие — одно из основополагающих качеств отношений между людьми, отношений между партнерами. Тем более в это тяжелое время, сотрудники нуждались в гарантии еще больше и верили мне, как своему руководителю, что я не подведу.

В тех отчаянных обстоятельствах мы собрали волю в кулак. Мы стали еще сильнее. Мы стали работать еще усиленнее. В результате, за время кризиса наша компания выросла на 20%. А это о чем-то говорит.

Когда нужно продавать бизнес? Пока видишь потенциал рынка, нужно работать и развиваться. Только когда на рынке настанет действительно серьезная угроза, будет наблюдаться стабильный спад, можно подумать о продаже. В данный момент мы активно растем и развиваемся. Уже сейчас наша компания предлагает клиентам индивидуальный системный подход и комплексные решения.

Куда вкладывать деньги?Однажды мой приятель из агентства недвижимости предложил вложить деньги в покупку земельного участка, затем продать его и заработать быстрые деньги. Спекуляции всегда заманчивы. Но вложив деньги в свой бизнес, потратив при этом, возможно, более длительное время, я также получу хорошую прибыль, пусть и в перспективе. Когда у тебя есть свое дело, одна из целей — постоянное развитие компании, поэтому все деньги должны идти на это.

Ступени развития.Постоянно нужно стремиться к новым вершинам. Сначала ты руководитель, затем собственник, потом собственник нескольких бизнесов… и так двигаешься все выше и выше. Нельзя позволить себе зависнуть на одной из ступеней. Внутри должно быть нечто, что подталкивает и подгоняет развиваться дальше. Только так ты можешь удерживать лидерские позиции и предлагать клиенту самые лучшие решения.

Любимые книги. Люблю почитать. Это отличная возможность расслабиться, привести мысли в порядок, поразмышлять, перенять жизненный опыт у умных людей. Из последних прочитанных книг понравились «Воскресение», «Над пропастью во ржи», «Искусство стратегии».

Руководитель задает направление. На сегодняшний день я готов к тому, чтобы заниматься только стратегией. Раньше казалось, что без меня компания не сможет прожить и дня. Но теперь вижу, что нам удалось правильно организовать работу внутри компании, построить слаженно и эффективно работающую систему. И я смело могу отойти от оперативных задач и работать над тем, чтобы задавать людям направление работы, давать ориентир.

Общение внутри компании. У нас все говорят друг другу «ты», но при этом существует строгая субординация на уровне ответственности. Сейчас работает около 70 человек и каждый знает свою территорию работы и свои задачи. Все работают на один общий результат. Усилия не имеют значения, если нет результата. Результат — это развитие, рост, деньги.

Как формируется стратегия? Стратегия создается на основе миссии. Миссия — не просто звук, красивая фраза, это ориентир, направление, согласно которому компания движется. Наша цель — стать профи на рынке и все ради успеха наших клиентов. Вся наша работа в конечном итоге направлена на вывод бизнеса наших клиентов на новый качественный уровень. И когда, благодаря нашей работе, клиент приобретает новые конкурентные преимущества, достигает новых высот развития, или даже занимает лидирующее положения на своем рынке — для нас это лучшее подтверждения правильности выбранного нами курса работы. Конкретно стратегия формируется на общем собрании учредителей, где мы задаем четкие ориентиры, четкие показали и средства по достижению целей.

Мировоззренческие этюды. Нужно признать, что решившись уйти из крупной стабильной компании, с хорошей должности, я бросил вызов сам себе. За первые полгода многое переосмыслил, что-то поменялось в характере, поведении, взглядах:

  1. Привык к стабильной ежемесячной заработной плате. А теперь только ты в ответе, сколько и как заработал в течение месяца.
  2. Привык к тому, что задачи ставил руководитель, а я просто грамотно и хорошо их выполнял. Теперь сам ставлю себе цели, сам контролирую их выполнение и постоянно спрашиваю себя «А правильно ли я делаю».
  3. Привык нести ответственность только за себя. А теперь несу ответственность и за других людей, и за компанию в целом.

Чем интересно заниматься в будущем?Интересно проектное управление. Хочу попробовать себя в новых больших проектах. Например, строительство промышленных объектов «под ключ» Строить — это моя стихия.

Что нужно учитывать, когда берешь новый проект?Важно всегда оценивать риски. Если сможешь перекрыть риски, то можно браться. В самом начале нашего бизнеса мы брались за самые разные проекты — учились на них, набивали шишки, которые впоследствии превратились в бесценный опыт. Однако всегда помнили о том, что репутация на рынке — это бесценно. А потому если и получались проколы, то честно признавали ошибку, вместе с клиентом искали путь выхода. Мужество признать ошибку и стремление к ее исправлению для нужного результата — залог лояльности клиента.

В качестве вывода. Алгоритм успеха

  1. Основа компании — команда сильных людей.Многие руководители боятся более знающего подчиненного. На самом деле найти подходящих людей и создать сильную команду — это искусство, и более того — задача хорошего менеджера.
  2. Настроить людей на достижение результата. Никого не интересуют приложенные усилия, важен только результат.
  3. Предоставить свободу действий. Чем шире зона ответственности, тем комфортнее чувствует себя человек. А значит, может творить, генерировать идеи и работать более эффективно. Соответственно, за это отвечать.
  4. Планирование и контроль.Не нужно ежедневно спрашивать «ты уже сделал свою работу?». Нужно оговорить дед-лайн и при возникновении возможных проблем в реализации работы срочно эскалировать их решение. Благодаря такому подходу вы сбережете себе и сотруднику время, энергию и нервы.
  5. Мы — команда. Общие задачи — частные полномочия. Если не выполнил, спрашиваю «что надо, чтобы сделал?». Моя задача — создать человеку все условия для хорошей, результативной работы.

Могу смело говорить, что решив твердо идти к своей цели — собственному бизнесу, преодолевая все трудности, мы смогли построить компанию, которая на данный момент занимает лидирующее положение в области управленческого консалтинга и внедрения решений для автоматизации управления предприятием и останавливаться на этом не собираемся.

Залишити відповідь