ВТО признала незаконность субсидий Airbus со стороны европейских правительств

ВТО пришла к заключению, что около $20 млрд льготных государственных займов на создание пассажирского самолета A-380 и других моделей являлись незаконным субсидированием экспорта.

В решении, обнародованном в среду, ВТО также признала, что масштабное государственное финансирование научно-исследовательских работ и инфраструктурных проектов Airbus нарушает условия международных торговых соглашений.

"Это знаковое решение, означающее полную победу в правовом споре о субсидиях и "стартовой финансовой помощи", которые способствовали подъему Airbus и по-прежнему обеспечивают существенное преимущество в стоимости ее продукции", – сообщил руководитель американской Boeing Джим Макнирни в официальном заявлении компании, опубликованном сразу после выхода отчета ВТО.

"Все до единого случаи оказания финансовой помощи, которые оспаривали США, были признаны незаконными. По мнению коллегии ВТО, рассматривавшей дело, без незаконных субсидий Airbus не смогла бы получить ту долю на рынке аэрокосмической продукции, которую она имеет сейчас. Это решение навсегда изменит баланс сил в отрасли и вынудит Airbus конкурировать на рынке на тех же условиях, что и Boeing", – сказал исполнительный вице президент и генеральный юридический советник Boeing Дж. Майкл Луттиг.

Он также отметил, что стартовая финансовая помощь, предоставленная европейскими государствами для программы A-380, включала запрещенные виды субсидий, нарушающие экспортное законодательство, которые, согласно правилам ВТО, должны быть "незамедлительно изъяты".

"Согласно обнародованному сегодня решению, Airbus должна вернуть $4 млрд, которые она получила для реализации программы A-380, либо реструктурировать финансирование этой программы в соответствии с общепризнанными коммерческими условиями. Кроме того, Airbus должна отказаться от своих планов по финансированию программы A-350 с помощью незаконных субсидий", – добавил Дж.Луттиг.

"ВТО отвергла все доводы, оправдывающие продолжение стартовой помощи, наиболее губительной для конкуренции формы субсидий, которые получает Airbus, а также всех остальных форм субсидий, которыми пользуются Airbus и ее материнская структура EADS для получения несправедливого конкурентного преимущества на рынке гражданских самолетов и на рынке военной продукции, в частности военных версий гражданских самолетов. Сейчас Airbus придется конкурировать самостоятельно, без помощи европейских налогоплательщиков, которая, по оценкам США, исчисляется $200 млрд", – сказал он.

Airbus пользовалась "стартовой финансовой помощью" европейских государств для финансирования всех гражданских программ компании с момента ее создания в 1970 году. Сейчас на ее долю приходится более половины рынка гражданских самолетов. Стартовая помощь, как правило, предоставляется в виде кредитов с нулевой или минимальной процентной ставкой и щадящими условиями, благодаря которым Airbus освобождается от обязательств по выплатам в течение нескольких лет, которые занимает разработка гражданского самолета, а если программа сворачивается, Airbus вообще не несет никаких обязательств по возврату кредитов. Стартовая финансовая помощь является уникальным преимуществом Airbus, поскольку правительство США не предоставляет финансирование для создания продукции гражданского назначения.

"Всемирная торговая организация сегодня совершенно определенно объявила, что государственные субсидии для Airbus нарушают правила ВТО и искажают баланс сил на рынке, – сказал Дж.Луттиг. – Исполнение решения ВТО является ключевым условием установления справедливых и равных правил игры для Boeing и Airbus. Не менее важно сохранить единство принципов деятельности ВТО и, в более широком масштабе, единство системы торговли, основанной на правилах, которая является основным двигателем роста мировой экономики".

"В решении (ВТО – прим. АФИ) сформулирован основополагающий принцип, который будет распространяться на всех новых участников аэрокосмического рынка: все, кто хочет использовать государственные субсидии для создания новой конкурирующей продукции, должны продемонстрировать, что средства будут предоставляться на общепризнанных коммерческих условиях", – заявил он.

Решение ВТО завершает разбирательства, которые были инициированы американской стороной в 2004 году. Правила ВТО дают возможность европейским государствам обжаловать вынесенное решение, однако, по мнению Boeing, процесс обжалования завершится до конца 2010 года.

"Успешное окончание этого многолетнего спора уже не за горами. В случае, если Airbus не примет мер к полной реструктуризации программы А-380, чтобы обеспечить ее финансирование на объективно подтверждаемых коммерческих условиях, правительство США уже через год будет иметь право требовать принудительного исполнения решения ВТО со стороны Airbus через соответствующие инстанции", – заявил Дж.Луттиг.

Как сообщалось, США подали жалобу в ВТО от имени Boeing в 2004 году, утверждая, что страны Европы незаконным и несправедливым образом субсидировали разработку и производство таких самолетов, как Airbus-350, и спонсировали компанию на протяжении 40 лет, препятствуя тем самым здоровой конкуренции. В жалобе указывалось, что Airbus получила около $20 млрд в виде незаконной помощи от Франции, Великобритании, Германии и Испании, что позволило компании опередить Boeing в качестве крупнейшего авиастроителя в мире.

Европейцы выдвинули встречные претензии, обвинив США в незаконной финансовой поддержке Boeing. Согласно содержащимся в жалобе ЕС данным, корпорация получила в период с 1990 года по 2004 год от американских властей $18,9 млрд в форме субсидий на исследовательские работы и налоговых льгот.

Дело о субсидиях в авиастроительной промышленности является самым крупным за всю 14-летнюю историю ВТО.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь