Государственная аудиторская служба по итогам проверки использования средств Специального фонда по борьбе с коронавирусом в 2020 году выявила финансовые нарушения на сумму 406,8 млн грн, которые привели к потере финансовых и материальных ресурсов на сумму 114,4 млн грн. Об этом говорится в ответе Госаудитслужбы на информационный запрос LB.ua.
Согласно документу, аудиторы также обнаружили проблемные вопросы и недостатки при использовании средств фонда, которые повлияли на эффективность и результативность использования 25,63 млрд грн.
Аудит использования средств “ковидного фонда”, согласно меморандуму Украины и Международного валютного фонда, нужно было провести до конца марта 2021 года. Во время аудита проверили использование средств фонда в размере 44,49 млрд грн – 66,9% от общей суммы использованных средств (66,53 млрд грн).
Общий же объем спецфонда по состоянию на 31 декабря 2020 года составил 80,91 млрд грн, а выделено из него после соответствующих постановлений Кабмина было 78,43 млрд грн.
По итогам проведенных Госаудитслужбой проверок установлено, что 830 процедур закупок проведено с процедурными нарушениями, в 182 случаях такие нарушения повлияли на результаты закупок на общую сумму 31,85 млрд грн. А именно: заказчики не отклонили участников торгов, предложения которых не отвечали требованиям тендерной документации, как следствие, неправомерно выбрали таких участников победителями торгов.
Также выявлены факты невыполнения заказчиками требований пункта 4 Порядка №225 (в частности, не были соблюдены принципы максимальной экономности и эффективности использования средств), из-за чего неэффективно использованы средства фонда на сумму 273,5 млн грн.
Кроме этого, некоторые заказчики не учли, что операции по приобретению отдельных товаров, работ и услуг за счет средств фонда освобождаются от уплаты НДС, из-за чего переплата составила 1,2 млн грн.
Также проверкой установлены случаи некачественного выполнения подрядчиками условий заключенных договоров. В частности, была завышена стоимость выполненных ремонтно-строительных работ, что привело к потере финансовых ресурсов на 78,9 млн грн. Кроме этого, документально не подтверждено соблюдение исполнителем работ (поставщиком товаров/услуг) сроков выполнения 26 договоров и не соблюдены гарантии победителями по 5 договорам.
По результатам проведенных мероприятий Госаудитслужба установила, что в целом у заказчиков функционирует система планирования закупок и ведется документация в соответствии с требованиями законодательства, но не на достаточном уровне.
В частности, по результатам исследования вопросов планирования закупок выявлено, что заказчики заключили 130 договоров (6% проверенных) на общую сумму 137,3 млн грн без обоснования определения потребности закупки.
В целом отмечается, что заказчики способны эффективно осуществлять закупки, но в отдельных случаях не было проведено должное сравнение цен на рынке при выборе контрагентов. В результате этого были неэффективно использованы средства на приобретение товаров, работ и услуг на сумму 273,5 млн грн.