Site icon Companion UA

Бизнес, бюджет или простые покупатели: Кто заплатит за повышение цен на продукты

defafccdbbfb

defafccdbbfb

Производители продовольственных товаров в Украине могут начать массово останавливать производства из-за большого подорожания энергоносителей – в первую очередь газа и электричества. Это может привести к значительному росту цен или дефициту отдельных товаров. При этом в информационном пространстве уже начали курсировать идеи введения продуктовых карт для тех, у кого нет денег на продукты, сообщает Depo.ua.

Почему паникуют производители
Первый звонок о кризисном состоянии в области производства продуктов питания раздался в канун Нового года — тогда руководители компании “Молочный альянс”, которая производит продукцию под маркой “Яготинское”, объявили, что из-за подорожания энергоносителей будут вынуждены сократить или вообще остановить производство.

Руководитель молочного бизнеса компании Сергей Вовченко заявил, что предприятия стоят на грани остановки из-за непомерно высокой цены на природный газ и уже предупредили поставщиков, что не могут дальше работать в убыток. Ситуация парадоксальная: чем больше ты перерабатываешь молока и выпускаешь продукции, тем больше ты получаешь убытков. Посудите сами. Цена на газ за год для нас выросла почти в 10 раз (с 5.5 грн/м.куб до 50 грн/м.куб). Электроэнергия — в 2.5 раза. Цены на таропаковочные материалы — на 42%. Цены на молоко-сырье — на 25% (и это при том, что те цены почти на треть выше, чем в соседней Польше, которая заваливает нас своей молочкой). “А вот цены на готовую продукцию мы смогли поднять в среднем всего на 7%. В таких условиях дальнейшая работа будет давать нам десятки миллионов убытков ежемесячно. А это недопустимо, потому что дальше может быть только банкротство. И тогда пострадают все — от фермера до потребителя”, – объясняет представитель производителя.

Чтобы скорректировать ситуацию, производитель обратился к хозяйствам-поставщикам сырья с просьбой снизить на несколько процентов цены на молоко-сырье, пока не стабилизируется ситуация с ценами на газ. Также он ожидает уступок от торговых сетей – по крайней мере, в том, что касается погашения дебиторской задолженности.

Вскоре подобные сигналы начали поступать и от других производителей основных продуктов – молочки, хлеба, кондитерских изделий, мяса, яиц и т.д. Бизнес, зависимый от энергоносителей, жалуется, что ущерб из-за подорожания энергоносителей заставит поднимать отпускные цены на продукцию или просто останавливать производство.

Очевидно, что из-за роста цен будет сокращаться уровень потребления, ведь в большинстве домохозяйств расходы на продовольствие составляют более половины ежемесячных доходов. А на фоне увеличения тарифов некоторым людям просто не будет хватать на привычную еду по более высоким ценам и они будут вынуждены отказываться от покупки в привычных количествах того же молока и мяса в пользу более дешевых продуктов. И для тех производителей, которые обеспечивают внутренний рынок, поднятие цен будет как выстрел в ногу – их продукты просто станут меньше покупать.

Следовательно, может происходить замещение отечественных продуктов импортными. Та же дешевая молочка из Польши с удовольствием займет нишу, освобожденную украинским производителем, который и без того за прошлый год существенно сократил свою долю на рынке. Как заявил глава совета Национального банка Украины Богдан Данилишин, за 2021 год производство в пищевой отрасли упало на 7,5%. И это, отмечает банкир, еще больше усилило зависимость Украины от продовольственного импорта.

Что делает государство
К украинской власти тоже постепенно доходит, что ухудшение ситуации может быть стремительным и неизбежным. Там рассматривают несколько вариантов предотвращения кризиса.

Первый, о котором объявили в правительстве, касается регулирования цены на газ. В проекте постановления, которое подготовили члены правительства, речь идет об установлении цены на газ для производителей хлеба социальных сортов на уровне 25 гривен за кубический метр. Это вдвое меньше, чем нынешняя рыночная цена. Но это может оказаться серьезным ударом по бюджету. Кроме того, по мнению экспертов, избирательность определения получателей государственной помощи в этом вопросе создаст дисбалансы на рынке. Кто-то получит более дешевый газ и сможет остаться на плаву. А для кого-то эта кормушка окажется недоступной. Поэтому такой подход мало того, что будет малоэффективным в силу ограниченности ресурса в государстве, еще и заложит очередную основу для коррупции, поскольку именно от чиновников будет зависеть, кто получит помощь.

Второй подход касается помощи уже не производителям, а потребителям. Ведь вероятный рост цен, который даже по оптимистичным подсчетам может в этом году составить 20-30%, перегонит все предусмотренные увеличения социальной помощи и компенсации, заложенные в государственном бюджете. Советник президента Олег Устенко заявил, что в случае реализации негативного сценария государство защитит наиболее уязвимые слои населения. Он считает одним из возможных способов помощи таким людям введение адресных выплат наподобие “Вовинной тысячи” или выдачу талонов на продукты, по аналогии с американскими food stamp.

Устенко сетует на то, что негативные процессы происходят по всему миру и инфляция, которая является причиной роста цен, импортирована в Украину. “Текущий год — год серьезных инфляционных вызовов, поскольку мы наблюдаем высокий уровень инфляции в основных эмиссионных центрах. А мы фактически импортируем эту инфляцию из эмиссионных центров. Динамика инфляции по сырьевой группе, особенно продовольственной, ожидается в сторону увеличения, конечно, ударит по кошелькам людей не только в Украине, но и во всем мире”, — сказал Устенко. Согласно базовому прогнозу, на который опирается советник президента, предполагается увеличение цен на продовольствие от 10% до 20%. Учитывая, что продовольственная группа в украинской потребительской корзине более чем весомая — почти 50%, такое увеличение цен может стать серьезным инфляционным шоком. Эти явления, считает советник президента, будут нуждаться в антикризисных мерах по поддержке населения — в том числе через выдачу целевой помощи на продовольствие отдельным слоям.

Эксперты и пользователи соцсетей отмечают, что восстановление подобной практики свидетельствует о глубоких кризисных явлениях не только в экономике, но и в государственном управлении. Ведь подобные механизмы, по сути, являются признанием, что власть просто не в состоянии справиться с вызовами. И переход к ручному и примитивному, а именно это предполагают талоны и карты, распределению ресурсов.

В свою очередь, финансовый эксперт Алексей Кущ считает, что практика американских food stamp, на которые ссылается представитель Офиса президента, не совсем отвечает украинским реалиям. “В США нет трудовой бедности, как у нас. Там работающий человек не будет экономить на продуктах питания. У пенсионеров там тоже все хорошо — они получают как государственную пенсию, так и деньги от своих пенсионных накоплений. Поэтому эти же food stamp там получают только безработные, зачем это делается, дело в том, что в США есть категория людей, которая даже не планирует работать, это потомственные безработные, которые годами живут в социальном жилье в рассрочку по безработице. Среди этих людей есть те, кто, мягко говоря, выпадает из нормального социума. Если им дать в руки живые деньги, то вместо покупки продуктов питания некоторые потратят их на наркотики. Чтобы этого избежать, были придуманы специальные чеки, которые можно обменять исключительно на еду или одежду”, — объясняет Кущ.

Кущ считает, что в Украине нет смысла внедрять механизм “продуктовых чеков”, ведь у нас практически все социальные выплаты люди все равно тратят на еду. Более того, введение чеков, на которые можно будет приобрести ограниченный круг товаров, создаст определенные проблемы. В том числе и вызовет искусственное подорожание именно тех социальных товаров, которые будут продаваться по чекам.

Когда эта статья уже готовилась к публикации, стало известно, что правительство ввело государственное регулирование цен на гречку, муку, сахар, макароны, подсолнечное масло, сливочное масло, курятину, яйца и молоко. Максимальный уровень наценки на товары не должен превышать 10% на время действия карантина. Впрочем, этот перечень совпадает с тем, который был утвержден в начале карантина, но тогда продукты все равно продолжили дорожать, возможно из-за слабого мониторинга. С другой стороны, если мониторинг будет сейчас усиливаться, госрегулирование может привести либо к дефициту, либо к значительному снижению качества этой группы товаров, если производителям не снизят цены на газ. Они ведь не захотят работать в минус. В настоящее время льготный тариф был утвержден для производителей хлеба, молочки, курятины, яиц и подсолнечного масла. Остальным придется и оплачивать газ по промышленному тарифу, и держать цены.

Вся эта ситуация напоминает замкнутый круг. С одной стороны, у нас нет достаточно своего газа и мы вынуждены покупать его за сумасшедшие деньги. С другой – государство ограничено в возможностях удешевлять газ для производителей за счет бюджета и дотировать покупательную способность населения. Поэтому потери в этом году неизбежны: и для производителей, и для потребителей. А вот насколько они будут катастрофическими – будет зависеть в том числе и от адекватности действий власти: от того, сможет ли она разумно распорядиться имеющимся ресурсом и применить эффективные механизмы минимизации кризиса.

Exit mobile version