«Раздатка» относится к не слишком сложным узлам автомобиля, но достаточно важным для безопасной и удобной езды, особенно по бездорожью. Именно по этой причине автовладельцам важно знать устройство раздаточной коробки и то, каким образом она функционирует.
Для чего нужна РК
- улучшение управляемости автомобиля;
- повышение маневренности;
- машина становится универсальной на дорогах любого качества.
В большинстве случаев УАЗ работает на заднем ведущем мосту. Однако при передвижении по плохой дороге ведущими делаются оба моста, что значительно облегчает передвижение. Конструктивные особенности «раздатки» таковы, что оптимальную эффективность она показывает именно на бездорожье. На асфальтированной дороге использовать ее – бесполезно.
Принцип работы раздаточной коробки
Как мы уже говорили выше, в целом здесь ничего сложного нет. РК подключает или отключает мосты авто. Изменение крутящего момента, а также его передача на оси осуществляется за счет межосевого дифференциала. При этом возможно как разделенное, так и равномерное усилие на отдельные колеса.
Промежуточный вал оснащен подвижной шестерней, которая передает вращение на определенный мост авто через механизм управления. Также в конструкции имеется межосевой дифференциал, необходимый для оптимизации передачи и плавного изменения крутящего момента.
Устройство «раздатки»
Есть несколько деталей, которые обязательно входят в РК. Среди них:
- ведущий вал;
- задний и передний приводы;
- дифференциал и его блокировка;
- передачи (понижающая и зубчатая).
С целью комфортного управления в салоне авто имеются специально предназначенные рычаги. Они включают и отключают мосты для любого режима управления. Довольно значимой частью конструкции является картер с крышкой, закрепляемый в задней части коробки передач. Центровка осуществляется за счет шарикоподшипника.
Ознакомиться с ассортиментом и ценами на детали можно здесь. УАЗ разных годов выпуска оборудуются РК различного типа – косозубой или прямозубой, с одним рычагом и двумя. В настоящее время устанавливаются по большей части косозубые модели. Причина такого решения простая: количество зубцов в них больше, поэтому плотное сцепление делает возможной передачу большего крутящего момента.
Прямозубая РК лишена осевых нагрузок, за счет чего имеет продолжительный срок эксплуатации.
Обслуживание
Обычно уход за этим узлом авто сводится к выполнению трех процедур:
- осмотр участков с резиновым уплотнением на предмет утечек технических жидкостей;
- проверка крепежа;
- замена смазки и масла.
Масло заменяется сразу и в «раздатке», и в коробке передач. Рекомендовано проводить эту процедуру каждые 40 тыс. км пробега. Если авто часто передвигается по пересеченной местности, то менять масло следует чаще из-за больших нагрузок.