Как власть будет действовать в Крыму и на Донбассе после их освобождения: Законопроект, который понравится не всем

Опубликован законопроект, определяющий, как власть будет действовать на деокупированных территориях после того, как они будут освобождены. В частности там объясняется, кто после деоккупации подлежит амнистии, будут ли признаваться документы купли-продажи недвижимости, другие документы, как будет определяться, освобождена ли территория от оккупации, когда можно будет проводить выборы и тому подобное.

Условия выборов, амнистия и обязательность памяти жертв войны
Законопроект №5844 обещает стать действительно историческим, в нем не только обобщаются все существующие до сих пор нормы, касающиеся временно оккупированных территорий Донбасса и Крыма, но и четко обозначаются красные линии, за которые украинская власть не перейдет. Впрочем, определенные замечания к этому документу у наших политиков будут. А вот из-за поребрика следует ожидать очередных истерик.

Остановимся на ключевых положениях проекта. Для удобства мы объединили их в десять пунктов. Итак,

Что такое “временная оккупация”
В документе четко определяются термины, в том числе “временная оккупация”, “оккупационные силы Российской Федерации”, “оккупационные службы Российской Федерации”, “политико-дипломатические и санкционные меры” и другие. Также устанавливается дата начала оккупации — 20 февраля 2014. Тогда, напомним, стартовала аннексия Путиным украинского Крыма.

Россия признается государством-агрессором и государством-оккупантом
Украина не несет ответственности за действия Российской Федерации или ее оккупационных сил и оккупационных администраций или за принятые ими решения. Втечение переходного периода устанавливаются ограничения на оборот валюты страны-агрессора.

Приобретение гражданства России или ОРДЛО не является основанием для потери гражданства Украины
Принудительное или автоматическое приобретение жителями ОРДЛО и аннексированного Крыму российского гражданства является актом принуждения и не является основанием для потери гражданства Украины. Документы, выданные оккупантами, признаются недействительными. При этом в законе есть норма о конвалидации (признании) отдельных документов. Например, свидетельства об образовании не признаются, нужна дополнительная аттестация. А вот ученые степени и ученые звания, присвоенные на оккупированных территориях, не признаются вообще и не могут быть предметом аттестации.

Депутатам запрещено общаться с представителями России
Не допускается установление связей и взаимодействие народных депутатов Украины, депутатов местных советов, органов местного самоуправления Украины, их должностных лиц с Российской Федерацией, ее государственными органами и органами местного самоуправления, оккупационными силами и оккупационными администрациями Российской Федерации, их должностными лицами по вопросам, связанным с преодолением последствий вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, без полномочия на это от президента Украины. Правда, не уточняется, какую ответственность будут нести, условно, нардепы из ОПЗЖ в случае очередных переговоров с российскими политиками.

Договоры о купле-продаже имущества на оккупированных территориях — недействительны
Приобретение и прекращение права собственности на недвижимое имущество, находящееся на временно оккупированных территориях, осуществляется в соответствии с законодательством за пределами временно оккупированных территорий. То есть, соглашения о купле-продаже имущества, заключенные в ОРДЛО или в аннексированом Крыму не по украинскому законодательству, будут недействительными.

Кто и как будет определять, что территория освобождена от оккупантов
Факт отсутствия оккупационных сил Российской Федерации на территории населенного пункта (района) и установление полного контроля Украины над территориями в пределах соответствующей административно-территориальной единицы устанавливают министр обороны Украины, председатель Службы безопасности Украины и министр внутренних дел Украины путем совместного представления президенту Украины, исключительно на таком основании принимается решение о признании соответствующей административно-территориальной единицы деокупированной и устанавливается дата ее деоккупации. Это важный пункт, ведь в нем четко прописана процедура — только украинская власть, а не посредники вроде ОБСЕ, уполномочены решать, деокупована та или иная территория.

Кто подпадает под амнистию
Второй раздел закона посвящен отдельным элементам переходной юстиции, в том числе — вопросу амнистии. Под нее не подпадают лица, которые в период оккупации совершили уголовные преступления. Но интереснее пункт об ограничении права быть избранным и занимать должности, — под эту категорию попадают лица, которые были в составе оккупационных сил и оккупационных администраций, независимо от того, нанесли ли они вред жизни и здоровью граждан. А вот те, кто работал при оккупантах, обеспечивая жизнедеятельность временно оккупированных территорий и не нанесли умышленного вреда, баллотироваться смогут. Так же как и те, кто докажет, что сотрудничал с оккупантами по принуждению. Ожидаемо, что эта норма будет раскритикована с разных сторон: национал-патриотические силы продолжат настаивать на принятии закона о коллаборационистах, а пророссийские силы будут кричать, что власть не хочет услышать “голос Донбасса”.

Могут быть созданы ВГА, но без представителей России и стран-сателлитов
Для временного исполнения полномочий органов власти Автономной Республики Крым, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, установленных законом, могут быть образованы переходные государственные, международные переходные или военно-гражданские администрации, но в их состав запрещено входить гражданам и представителям государства-агрессора и других государств-членов подконтрольной Москве Организации договора о коллективной безопасности. Напомним, кроме РФ это Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Когда можно будет проводить выборы
Впервые после деоккупации местные выборы на деокупованых территориях могут быть назначены и проведены только при условии соблюдения требований Конституции Украины, Избирательного кодекса Украины, этого и других законов одновременно с очередными местными выборами. А местные референдумы — не ранее, чем после проведения местных выборов. То есть, никаких местных выборов до полной деоккупации не предвидится.

День освобождения от российской оккупации будет праздничной датой
Закон устанавливает обязательное почтение памяти жертв вооруженной агрессии России против Украины. В частности, предлагается создание Музея преодоления агрессии Российской Федерации против Украины, филиалы которого образуются после деоккупации в Донецке, Луганске, Севастополе и Симферополе. Также устанавливается Национальный день памяти жертв вооруженной агрессии Российской Федерации против Украины, который отмечается ежегодно во вторую пятницу марта. А дата деоккупации населенного пункта, района ежегодно торжественно отмечается как памятная дата — День освобождения от русской оккупации. Предусмотрены и другие меры, в частности, создание в Киеве или недалеко от столицы мемориального кладбища для захоронений или перезахоронений наших защитников, погибших на войне.

На деокупированых территориях происходит восстановление функционирования государственного языка, но с учетом гарантий свободного развития, использования и защиты языков коренных народов и национальных меньшинств Украины.

Почему этот закон так важен
Во-первых, в случае его принятия, а шансы очень высокие, наконец будут сняты все подозрения в каких-то тайных договоренностях украинской власти с западными партнерами по Нормандии или даже с Кремлем. Иначе, чем в этом законе, ни президент Зеленский, ни уполномоченные им переговорщики, ни правительство действовать не смогут. В этом же документе зрады нет.

Во-вторых, законопроект может быть неким зондированием позиции немецкого канцлера Ангелы Меркель, которая прибудет с визитом в Киев 22 августа. Сообщалось, что она настаивает на имплементации в украинское законодательство так называемой “формулы Штайнмайера”. Крайне выгодной России, которая понимает ее, как, собственно, и все Минские соглашения, так, как ей хочется. Обнародованный сегодня законопроект — сигнал Меркель, что Киев может вернуться к разговорам о выборах в ОРДЛО, но сначала парламент примет документ, который соответствует нашему видению путей прекращения конфликта и возвращение оккупированных Москвой территорий.

В-третьих, кроме принятия указанного закона Верховной Радой у Зеленского есть опция вынесения этого документа на всеукраинский референдум. Для всенародной имплементации, цель которой показать и Москве, и Берлину с Парижем, что украинский народ поддерживает именно такой вариант мира. Воспользуется ли Зеленский такой опцией, сказать сложно, ведь референдум о судьбе Донбасса, (а здесь речь идет и о судьбе Крыма) Зеленским анонсировался, однако состоится ли он и когда, пока ответа нет. Возможно такой ответ мы получим во время участия президента в заседании “Крымской платформы”.