Во время сегодняшнего совещания у президента Зеленского относительно празднования 30-й годовщины независимости Украины одной из ключевых тем стала подготовка к запуску Крымской платформы. Что, наверное, и неплохо — международное сотрудничество и освобождение Крыма более приоритетны, нежели выбор времени для праздничного салюта.
На платформу у президента, похоже, возлагают большие надежды и к реализации проекта серьезно готовятся. Ведь о перспективах формата министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заговорил еще в июле прошлого года — то есть более чем за год до события. По меркам украинской политики, подход, можно сказать, стратегический.
Отсутствие спешки и тщательная подготовка дают свои плоды — США, Канада, Великобритания и Турция уже дали согласие на участие в Крымской платформе, свое присутствие на мероприятиях недавно подтвердили Словакия и Молдова. Неделю назад в МИД сообщили, что начали рассылать приглашения лидерам иностранных государств, а вчера украинская делегация обсудила расширение Крымской платформы на уровне ПАСЕ.
При этом информация о предстоящих конкретных действиях в рамках этой платформы довольно скупа. Новый консультативный и координационный формат, инициированный Украиной, теоретически должен предотвращать нарушения прав человека в Крыму, усиливать международное давление на Россию, и в отдаленной перспективе — привести к деоккупации Крыма и возвращению его Украине.
Каким образом это будет осуществлено на практике — пока не совсем понятно. В идеале, должна сформироваться мощная международная группа давления. Но пойдут ли участники платформы на какие-то практические шаги против России, или все ограничится “решительным осуждением” — покажет время.
Впрочем, даже если речь будет идти исключительно об информационном аспекте деятельности — в частности, широкой огласке относительно нарушений российскими властями гуманитарного права в Крыму — даже такой скромный результат можно будет рассматривать как успех.
А в стратегическом измерении сама работа подобного международного формата станет постоянно действующей демонстрацией оккупационного характера нынешней крымской “власти”. И, в перспективе, с определеннйо долей везения, эта “институционализированная память” о реальной принадлежности полуострова может послужить Украине добрую службу.
Единственное, что можно вменить новой инициативе Банковой — это определенные предостережения относительно того, как и для чего будет использоваться этот формат. Поскольку сегодняшние высказывания действующего президента Украины относительно темы возвращения Крыма вызывают некоторое недоумение. Например, заявление наподобие “очень неправильно, что никто не думал о возвращении Крыма с 2014 года и до моего прихода к власти” как минимум вызывает мысли о не совсем правдивой информации и несколько нарциссическому подходу к делу.
Было бы очень хорошо, если бы на Банковой осознали, что дипломаты США, Великобритании и других наших влиятельных партнеров не будут выполнять роль “бэк-вокала” для Владимира Зеленского. И если в ходе работы платформы будут предложены какие-нибудь действенные и, главное, реалистичные инициативы, призванные усилить давление на Россию — Киев вполне может рассчитывать на поддержку. Зато если все сведется к констатации очевидного факта российской оккупации Крыма в сопровождении причудливых заявлений о том, как много действующий президент делает для возвращения полуострова — то стартовый саммит в рамках Крымской платформы может стать и финальным.