Site icon Companion UA

План из Лугано: В восторге ли Европа от заявки Украины на $750 млрд

ecdddfbbccbfd

ecdddfbbccbfd

850 проектов на $750 млрд. Согласится ли ЕС финансировать такие амбиции?

 

На международной конференции в Лугано Украина представила план восстановления страны, рассчитанный на 10 лет. Он содержит перечень инфраструктурных проектов и проектов в сфере безопасности, инвестиций на общую сумму $750 млрд. Сама конференция стала мощным сигналом как для цивилизованного мира – его бизнес призвали вкладывать средства в Украину, так и для России – ей еще раз дали понять, что стратегически войну она проиграла. Надеялась на усталость Запада от войны, а оказалось наоборот.

 

Премьер Денис Шмигаль расшифровал: план имеет три этапа – на первом будут восстанавливать то, что крайне необходимо и критически важно для жизни людей; на втором – восстанавливать разрушенную инфраструктуру и строить временное жилье для людей, оставшихся без крова; третий этап включает долгосрочную трансформацию.

 

В общей сложности планируется реализовать 850 проектов в 15 национальных программах. Средства на них предлагается распределить следующим образом:

укрепление обороны и безопасности — $50 млрд;
стремление к интеграции в ЕС — $1 млрд;
восстановление чистой и защищенной среды — $20 млрд;
энергетическая независимость и зеленый курс — $130 млрд;
улучшение бизнес-среды — $5 млрд;
обеспечение конкурентного доступа к капиталу — $75 млрд
обеспечение макрофинансовой стабильности — $60-80 млрд;
развитие секторов экономики с добавленной стоимостью – $50 млрд;
расширение и интеграция логистики с ЕС — $120-160 млрд;
восстановление и модернизация жилья и инфраструктуры регионов — $150-250 млрд;
восстановление и модернизация социальной инфраструктуры — $35 млрд;
развитие системы образования — $5 млрд;
модернизация системы здравоохранения — $5 млрд;
развитие системы культуры и спорта — $20 млрд;
обеспечение эффективной социальной политики — $7 млрд.
В своем выступлении на открытии конференции президент Владимир Зеленский отметил, что Украина предлагает свой национальный план восстановления и на его фундаменте можно будет “полностью, рационально, а именно в украинских интересах использовать средства, которые будут направляться на восстановление”. Из сказанного можно сделать предположение: представленный план является видением нашей власти, и не всё из него партнеры согласятся финансировать. По крайней мере, в первую очередь.

На это намекает и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. По ее словам, Европа может предложить свой опыт и действующие программы, объединяющие реформы и инвестиции. То есть программы, доказавшие эффективность в других странах. А исполнительный вице-президент ЕК Валдис Домбровскис в Лугано подчеркнул: Еврокомиссия готова координировать процесс создания совместно с украинским правительством Платформы восстановления Украины – стратегического органа управления для координации и определения приоритетов по реконструкции и финансированию с одновременным созданием механизмов для повышения прозрачности и сокращения рисков ошибочного менеджмента фондов. В переводе с дипломатического языка использование выделенных средств будут жестко контролировать. Кроме того, темпы и объемы финансирования будут зависеть от темпов и объемов реформ. Независимо от того, примут за основу украинский план или обкатанные в Европе программы изменений.

Еще одна плохая новость для тех, кто пользуется логикой известного сатирического персонажа, который говорил “утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья”: Домбровскис рассказал, что план реализации восстановления Украины будет руководиться совещательной группой, в нее войдут представители частного сектора, городов и регионов, а также гражданского общества. Тех же активистов, которых, судя по словам одного из рупоров ОП Алексея Арестовича, мягко говоря, недолюбливают в коридорах власти. Активисты, напомним, к конференции в Лугано обнародовали манифест, в котором обозначили красные линии, пересечение которых неприемлемо ни при каких условиях. Среди них – демонтаж демократических институтов, систем сдерживаний и противовесов, отказ от демократического процесса или манипуляция им; усиление государственного вмешательства в экономику; уменьшение прозрачности государственного управления, расширение практик, порождающих коррупцию.

Итак, вывод: для эффективной реализации проектов по восстановлению Украины западные партнеры потребуют от украинских властей скорых реформ, сотрудничества центральных и местных властей, а также контроля за действиями властных институтов со стороны представителей гражданского общества. В этой схеме ясны задачи парламента, правительства, мэров, антикоррупционных органов и активистов, но не видно места для структур, пытающихся подменить собой законодательную и исполнительную власть, а также органы местного самоуправления.

Откуда деньги на “план Маршалла” для Украины

Страны Евросоюза могут выделить на восстановление послевоенной Украины $523 млрд. По информации Bloomberg, одной из возможностей финансирования является совместное заимствование на рынках, подобно механизму сбора средств для фонда восстановления после пандемии в ЕС. Еврокомиссия также изучает варианты финансирования в виде грантов. Этот вариант для нас более приемлем, ведь кредиты придется отдавать, а внешний долг Украины и так заоблачен. Гранты же являются безвозвратными капиталовложениями. Но здесь есть два нюанса. Первый – грантовые деньги и деньги частных лиц неспособны покрыть все потребности, только в отдельных целевых сферах. Второй нюанс – инвестиционный климат в Украине и до войны желал лучшего, теперь нужно идти на любые уступки потенциальным зарубежным инвесторам. И, не дай Бог, будет хотя бы один случай коррупции и вымогания откатов.

Хорошим примером потенциальных инвестиций является шефство отдельных стран Европы над восстановлением тех или иных украинских городов и регионов. Выступая в Лугано, Владимир Зеленский поблагодарил Данию за готовность взять шефство над восстановлением Николаева, а Великобритании – за интерес к Киевской области. Здесь также следует упомянуть желание Эстонии приобщиться к восстановлению на отдельных территориях Житомирщины. Проще говоря, бизнесу стран, желающих стать шефами, нужно будет оказывать максимальную поддержку в регионах, на которые распространяется их интерес. Вроде бы ничего сложного в этом нет, тем более у нас законодательно закреплены инвест-няни, но есть нюанс: региональные элиты уже активно принялись искать потенциальных инвесторов и пиариться на масштабных прожектах. Причем кое-где по тем направлениям, которые выгодны самим региональным элитам. Прежде всего, представителям застройщиков. Так что если у нас введут механизм шефства над регионами, центральным и местным властям необходимо делать это в постоянном диалоге. А если понадобится, давать по рукам тем, кто планирует доить зарубежных инвесторов.

Еще один источник финансирования, о котором говорят, однако механизма его привлечения пока нет – использование средств страны-агрессора. В западных странах арестованы миллиарды долларов российского происхождения, как государственных, так и средств путинских олигархов, однако продолжаются дискуссии, как узаконить эти деньги в качестве репараций. Здесь следует понимать, что страны, которые наложили арест на миллиарды российского происхождения, могут изъять их для покрытия своих расходов на помощь Украине, могут предложить этими деньгами погасить наши внешние долги или передать часть средств в фонд по восстановлению Украины. Худший вариант, если просто заморозят в связи с отсутствием механизма их изъятия. Поэтому здесь очень важна работа наших дипломатов и юристов. Первые должны вести переговоры о формате привлечения арестованных российских денег на восстановление Украины, вторые – готовить иски в международные суды против россии.

Планы есть, осталось найти нужные кадры

Итак, выше мы обозначили две проблемы при реализации послевоенного восстановления – мировоззренческую, то есть понимание властью необходимости реформ в обмен на деньги и инвестиции и проблему источников финансирования программ по восстановлению. Но эксперты обращают внимание на еще одну проблему – какой будет наша экономика после войны. Иными словами, насколько предложенные планы сделают Украину и украинцев конкурентными через 5 или 10 лет. И вот здесь идет дискуссия. Министр цифровой трансформации Михаил Федоров представил в Лугано инициативу Digital4Freedom. По его мнению, она поможет “создать новую Украину – наиболее свободную и цифровую страну в мире, где вместо аналоговых чиновников и справок работает paperless, вместо наличной валюты – cashless, IT-сектор занимает 40% в ВВП, а сама страна превращается в крупнейший ІТ-хаб Восточной Европы с фокусом на решениях по безопасности”. А вот экономист Алексей Кущ скептически оценивает значительное место ІТ-отрасли в восстановительных планах нашей власти. Эта отрасль, несмотря на ее инновационность, не даст существенного притока экспортной выручки из-за своей экстерриториальности. “ІТ не обеспечит ни создание новых рабочих мест, ни поступления в бюджет, ни спроса на технологии, ни новых капинвестиций”, – считает Кущ.

Это только один пример. Продолжаются дискуссии и вокруг будущего нашего агросектора, и оборонно-промышленного комплекса, и трансформаций в области образования и медицины, ведь война серьезно повлияла на рынок труда, и многие нуждаются в переквалификации. Так же для реализации предложенного плана, очевидно, придется пересмотреть нынешний состав исполнителей, их квалификацию. И здесь ключевая проблема – подбор кадров: будут выбирать только из своих, под собственные интересы, или все же кадры будут подбирать под модель восстановления, которую власти будут реализовать совместно с партнерами, иностранными инвесторами и гражданским обществом. Как ее решат? Следует понимать: на кону не только миллиарды евро, но и быстрая интеграция в ЕС. Или медленная интеграция. Или вообще топтание на месте.

Exit mobile version