Российский диктатор Владимир Путин пригрозил Западу серьезными последствиями, если против РФ будут введены новые санкции. Фактически признав, что ограничения бьют по экономике страны-агрессора. Между тем, появляются сообщения, что правительство Германии получило положительный ответ от Канады на просьбу разблокировать поставки турбины, необходимой для обслуживания газопровода “Северный поток-1”. Достаточно ли санкционное давление на Россию? Как сделать его более эффективным? Издание “Комментарии” с этими вопросами обратилось к экспертам.
Санкционному режиму угрожает практика исключенийЭксперт Национального института стратегических исследований Николай Замикула считает, что санкции серьезно подрывают потенциал России к ведению агрессивной политики. И чем больше проходит времени, тем сильнее эффект санкций.
Именно поэтому, считает он, наша политика на данном направлении должна оставаться интенсивной и развиваться по двум направлениям.
По его словам, санкционному режиму угрожает практика исключений. Это и ситуация с немецко-канадской договоренностью об обслуживании “Северного потока-1”. И слухи о том, что некоторые силы в Европе готовы сделать исключение для транзита российских подсканкционных товаров на территорию Калининградского анклава.
Необходимо и географически расширят список стран, поддерживающих санкции. Но тут есть сложности.
Есть 7 направлений, по которым нужно усилить санкцииПредставитель Экономической экспертной платформы Олег Гетман акцентирует, что развитые страны мира фактически еженедельно ужесточают санкции и вводят новые. И это уже оказывает значительное влияние на экономику России. Однако “санкций много не бывает”, уверен он. В ближайшие месяцы, по мнению экономиста, представляется целесообразным ввести еще ряд ограничений.
1. “Умное” нефтяное эмбарго.
Этот механизм может сработать, считает Олег Гетман. Но его важно дополнить:
а) уголовной ответственностью за невыполнение этих ограничений;
б) предусмотреть вторичные санкции или определенные ограничения для всех стран, которые будут покупать нефть дороже определенной цены.
2. Применение принципа “белого списка” к импортерам и перевозчикам, поставляющим товары двойного назначения в РФ и Республику Беларусь (РБ) с требованиями полной прозрачности и жестким контролем со стороны провозгласивших санкции государств (вместо “черного списка”).
3. Персональные санкции против всех членов органов управления российских государственных и подконтрольных государству предприятий, в том числе банков и компаний, с участием российского государства или квазигосударственных юридических лиц в капитале от 25%, независимо от гражданства лица. Их также необходимо распространить на предприятия, являющиеся правопреемниками государственных предприятий, изменивших форму собственности после 8 августа 2008 года (российская агрессия против Грузии).
4. Расширить список санкций на экспорт в РФ всех видов технологий, программного обеспечения и оборудования и материалов, используемых в:
– добыче и переработке полезных ископаемых (включая оборудование для дистанционного зондирования и геофизических исследований);
– обслуживание турбин высокой мощности;
– разработку и производство вычислительной техники и сенсоров, точных механических приборов и конструкций, оптических устройств, композитных материалов, лазеров, производства микрочипов, взрывчатки, сверхтвердых материалов, специальных сортов стали и сплавов, имеющих двойное назначение и т.д.
5. Обеспечить финансирование международными организациями проектов журналистских расследований относительно того, как международный бизнес уходит от санкций и продолжает работать с Россией через третьи страны. Ввести вознаграждения компаниям-разоблачителям.
6. Ввести наказания (штрафы) для компаний-производителей критических технологий, оборудования и программного обеспечения, запрещенных к экспорту в РФ в случае, если соответствующие товары или информация оказываются по факту экспортируемыми туда (как в случае с турбинами “Сименс”), независимо от того, санкционировала ли компания передачу товара или технологии официально.
7. Исключение России из научного обмена информацией, доступа к научным базам данных, конференций (особенно в сфере новых материалов, химии, приборостроения). Ограничение доступа к Scopus, European Open Science Cloud, Eureka, Web of Science (publons) и т.д.
Не следует думать, будто кто-то вдруг будет отменять санкции или не вводить новые, испугавшись угроз ПутинаСпециалист по госполитике в топливно-энергетическом комплексе, доктор наук по государственному управлению Геннадий Рябцев рассуждает так:
Что касается разблокирования поставок турбины для “Северного потока-1”, то, по мнению эксперта, никакого влияния наличие или отсутствие данной турбины на прокачку газа не имеет.
Безусловно, продолжает он, существует политическое, экономическое противостояние между государствами, осуждающими агрессию РФ против Украины – и самой Россией с ее немногочисленными союзниками. И оно будет обостряться – вплоть до подписания мирных соглашений.
Читайте также на портале “Комментарии” — бойкот РФ и побег Лаврова с G20: о чем это говорит – почему ситуация становится угрожающей.