Сегодня, 28 января, Верховная Рада Украины должна рассмотреть в первом чтении проект закона №3196-д, который кардинально изменит работу Службы безопасности Украины.
Законопроект преодолел непростой путь. 18 декабря 2020 года его уже выносили в сессионный зал, но тогда нардепы не смогли принять решение о его рассмотрении — удалось собрать лишь 208 голосов при 226 необходимых, поэтому законопроект отправили на доработку с последующим вынесением на повторное первое чтение. Ни одного голоса не дали фракции “Европейская солидарность” (член которой, Михаил Забродский, значится соинициатором законопроекта), ОПЗЖ, “За будущее” и “Доверие”, а “Батькивщина” дала только один голос.
Законопроект кажется довольно радикальным, ведь предусматривает кардинальную реформу одного из ведущих ведомств страны. Можно даже сказать, создает новую архитектуру Службы безопасности Украины.
На фундаментальном уровне законодатели сводят деятельность Службы безопасности Украины к контрразведке, противодействию терроризму, охране государственной тайны, защите национальной государственности и конституционного строя. Все остальное (борьба с организованной преступностью, экономические преступления, коррупция и т. д.) будет касаться ее исключительно через призму определенных направлений.
Сужение подследственности СБУ должно лишить ее возможности неправомерного давления на бизнес путем открытия/закрытия дел и разгрузит ведомство для лучшего реагирования на угрозы государственной безопасности. В фокусе внимания СБУ должны быть не представители бизнеса, а носители секретной информации, государственные служащие, представители ветвей власти, в том числе судебной, — все те, кто определяет государственную политику, имеет на нее влияние и составляет разведывательный интерес для иностранных спецслужб. То есть реформированная СБУ должна кошмарить не бизнес, а чиновников.
Закон о СБУ: Какие нововведения предлагают
Если сосредоточиться на деталях, то в контексте обороны и государственной безопасности законопроект предусматривает следующие нововведения:
– сотрудники СБУ, которым будут присвоены специальные звания, будут иметь право на получение статуса участников боевых действий и инвалидов войны, а на членов их семей при соответствующих обстоятельствах будет распространяться действие Закона “О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты”;
– статус участников боевых действий и инвалидов войны могут предоставлять лицам, принимавшим участие в мероприятиях оперативно-служебной деятельности СБУ во время боевых действий, защищавшим независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимавшим непосредственное участие в АТО/ООС;
– на ветеранов СБУ будут также распространяться положения Закона Украины “О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальной защите”, а на сотрудников СБУ — Закона Украины “О погребении и похоронном деле” в контексте компенсации материальных затрат на ритуальные услуги и на сооружение надгробий;
– лица, которые будут призваны или приняты на службу сотрудниками СБУ и которым будут присвоены специальные звания, будут подлежать исключению с воинского учета;
– военнослужащие и сотрудники СБУ, которым присвоены специальные звания, имеют право на получение пенсии в соответствии с Законом Украины “О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц”.
Почему в СБУ ликвидируют управление “К” (по борьбе с коррупцией)
Но несмотря на то, что этот законопроект существенно изменяет деятельность СБУ в сфере обороны и безопасности, все внимание во время его обсуждения приковано именно к антикоррупционной составляющей. Точнее, к ее устранению. И именно в этой плоскости кроется больше всего подводных камней, которые могут сорвать принятие этого закона.
Законопроект предусматривает полную ликвидацию Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ — так называемого Управления “К”. Того самого, которое нередко обвиняют в давлении на бизнес. Вместо этого СБУ получит лишь право участвовать в выявлении необоснованных активов и сборе доказательств их необоснованности, и то только в том случае, если способ приобретения таких активов связан с разведывательно-подрывной деятельностью против Украины.
Идея забрать у силовых органов (не только у СБУ) расследования экономических преступлений и передать их специально созданному для этого отдельному ведомству — не нова. Она входила в предвыборные обещания президента Зеленского. Также ее полностью поддерживают западные партнеры Украины, отношения с которыми сейчас у Офиса президента откровенно непростые, и Зеленскому надо чем-то компенсировать нарушенное обещание повысить тарифы на газ и электроэнергию.
Собственно, председатель партии “Слуга народа” Александр Корниенко в начале недели частично это подтвердил.
“На повестке дня стоит законопроект о Бюро экономической безопасности. Это важная реформа, которая позволит двигаться дальше относительно выполнения обязательств, связанных с сотрудничеством с нашими международными партнерами, и перенести функции из силовых структур в такую специальную службу, которая будет заниматься анализом финансов и выражением различных мнений по этому поводу, подозрений и финансовых расследований”, — сказал он в эфире телеканала “Украина 24”.
Поэтому нет ничего удивительного, что эти два законопроекта (реформа СБУ и создание Бюро экономической безопасности) будут голосоваться в одном блоке.
Однако было бы наивно надеяться, что в самой Службе безопасности Украины радостно воспримут идею лишения ее таких вкусных полномочий по борьбе с экономическими преступлениями. Поэтому в кулуарах Рады шепчутся, что этот законопроект о реформе СБУ уже наткнулся на жесткое противодействие самой СБУ. И даже подачка в виде засекречивания электронных деклараций служащих СБУ, которая отдельной нормой прописана в законопроекте, является недостаточной компенсацией за отобранные экономические полномочия.
Свое мнение по этому поводу ранее высказал глава спецслужбы Иван Баканов. Он считает, что СБУ нуждается в полномочиях в сфере борьбы с экономическими преступлениями, поскольку без этого она не сможет адекватно бороться с терроризмом и наркоторговлей. При этом он отметил, что многие европейские спецслужбы имеют подразделения, которые осуществляют контроль над сферой экономических преступлений, и выразил удивление, по какой такой причине этого инструмента должны лишиться в СБУ.
Итак, имеем редкий случай, когда друг детства президента Зеленского и председатель СБУ Иван Баканов открыто противоречит позиции президента и его команды.
Как бы там ни было, а ясно одно: первая попытка проголосовать этот законопроект была провальной не случайно, и Офису президента надо будет очень сильно постараться, чтобы собрать голоса на вторую попытку. Иначе придется начинать всю процедуру сначала, а это займет еще около полугода.
Читайте также: Закон о СБУ, Витренко и референдум: Почему эта неделя в Раде будет очень важной.