Site icon Companion UA

Стратегия информбезопасности: Как у Зеленского собираются учить украинцев критическому мышлению

ceaafafeeadecebe

ceaafafeeadecebe

Стратегия информационной безопасности Украины, за которую Кабмин проголосовал 15 сентября, рассчитана до 2026 года. Проект еще должны одобрить СНБОУ и утвердить президент, но за этим не задержится. Ведь именно во исполнение указа главы государства от 14 сентября 2020 года проект стратегии и разработан. Контролировать ее выполнение будет секретарь Совета нацбезопасности, а Кабмин ежегодно будет отчитываться об успехах в этой области. К выполнению документа привлекут Службу безопасности Украины и даже разведывательные органы.

Стратегия информационной безопасности Украины — что это такое и о чем в ней написано
Еще в начале текста одной из важнейших функций государства названо обеспечение информационной безопасности Украины. И не только государства, но и ни больше ни меньше “делом всего украинского народа”. Цель Стратегии — “обеспечение информационной безопасности Украины, направленной на защиту жизненно важных интересов гражданина, общества и государства в противодействии внутренним и внешним угрозам, обеспечение защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Украины, поддержка социальной и политической стабильности, обеспечение прав и свобод каждого гражданина”.

Информационная безопасность признана составляющей национальной безопасности Украины, и с этим не поспоришь. Более широко это “состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства, при котором устанавливается эффективная система защиты и противодействия нанесению вреда через распространение негативных информационных воздействий, в частности посредством координированного распространения недостоверной информации, негативных последствий применения информационных технологий, несанкционированного распространения, использования и нарушения целостности, конфиденциальности и доступности информации “.

В проекте проанализированы угрозы и вызовы информационной безопасности, которые разделены на две категории — глобальные и национальные. Первыми из них названы следующие:

рост количества глобальных дезинформационных кампаний, к которым присоединяются не только государственные актеры. Такие кампании “инспирируются авторитарными правительствами и даже активистами радикальных движений” и приводят к манипулированию сознанием отдельных людей и групп населения;
политика Российской Федерации, информационные спецоперации которой “являются составной военных операций, направленных на все ключевые демократические практики (в том числе избирательные), а российские специальные службы пытаются усилить внутренние противоречия в странах демократического лагеря”. Ограничительные меры (санкции) и отлаженный механизм мониторинга и ответственности за их нарушение усматриваются одним из действенных механизмов ответа на российскую дезинформационную активность;
вступление субъектности социальных сетей, изменение баланса информационных отношений и защита личных/частных прав человека;
рост значения цифровых технологий на фоне низкого уровня медиаграмотности и цифровой осведомленности населения.
Определены следующие угрозы информбезопасности национального уровня:

информационно-психологическое воздействие на украинцев со стороны зарубежных стран. В стратегии содержится признание того, что информационные операции России ведутся в Украине в течение длительного времени и направлены они на ликвидацию украинской государственности и уничтожение украинской идентичности. Эта деятельность только набирает силу. Как признано властями, “недостаточная развитость национальной информационной инфраструктуры ограничивает возможности Украины эффективно противодействовать информационной агрессии и проактивно действовать в информационной сфере для реализации национальных интересов Украины”;
информационное доминирование государства-агрессора на временно оккупированных территориях;
ограниченные возможности реагировать на дезинформационные кампании;
слабая координация противодействия внешним и внутренним информационным угрозам. Стратегия содержит признание фактического провала государства в этой сфере: “Действия органов исполнительной власти в информационной плоскости имеют нескоординированный характер. В Украине продолжается процесс становления системы стратегических коммуникаций не существует действенного механизма координации и взаимодействия между всеми вовлеченными органами государственной власти по противодействию угрозам в информационной сфере”;
отдельной строкой признана стратегической проблемой ненормированность медиаотношений в Украине в условиях информационной агрессии. Внимания заслуживает и следующая фраза: “Проблемой отечественного медиарынка остается низкий уровень профессиональной подготовки медиаспециалистов”. Почему-то дальше констатируется факт: “… в последнее время увеличилось количество преступлений против журналистов”;
манипуляция сознанием граждан относительно вступления Украины в ЕС и НАТО. Ок, один вопрос: а когда министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в интервью The Independent говорит, что мы не верим обещаниям Запада, потому что тот не придерживается обещаний, — это уже борьба с манипуляциями или еще, собственно, манипуляция? Возможно, некоторым членам правящей команды достаточно просто перестать манипулировать — и сознание граждан странным образом очистится?
неудовлетворительное обеспечение информационных потребностей на местном уровне. Далее еще одна небанальная фраза: “Альтернативные источники потребления информации местного уровня, такие как местные печатные журналы, обычно отличаются крайне низким профессиональным уровнем журналистики и политической заангажированности от местных элит”;
проблемой назван, и это справедливо, недостаточный уровень информационной культуры, медиаграмотности населения. Но кто, как не все власти вместе, на нее, на культуру и грамотность, банально закрывали глаза все 30 лет нашей независимости?
Определившись с проблемами, власть определяет пути и методы их преодоления.

Стратегическая цель №1: “Противодействие дезинформации, манипулятивной информации, а также информационным операциям и атакам зарубежных стран”
Эту угрозу государство намерено нивелировать созданием “системы противодействия дезинформации и манипулятивной информации, а также информационным операциям и атакам”. В Украине будет создана система раннего выявления, прогнозирования и предупреждения гибридных угроз, обещают власти. Настораживает обещание пересмотреть законодательство относительно ответственности за распространение дезинформации, выявления, фиксации, ограничения доступа, удаления незаконной информации, размещенной в украинском сегменте Интернет. Как и кто будет определять критерии удаления и ответственности?

Обещают власти сделать невозможным свободное обращение информпродукции (как печатной, так и электронной), пропагандирующей войну, национальную и религиозную вражду, насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины, а также — внимание — массовые беспорядки. Значит ли это, что призывы протестовать против тех или иных шагов власти будут блокироваться на основании этой стратегии?

Отдельным пунктом стратегии является обещание ограничивать трансляции аудиовизуального продукта, который пропагандирует вооруженные формирования и силовые структуры государства-агрессора, а также гастроли деятелей культуры и искусств, являющихся гражданами других стран и публично поддерживающих агрессию против Украины. Что происходит в этой области в последние годы и прямо сейчас — нетрудно освежить в памяти по лентам новостей, где постоянно всплывают скандалы с гастролями многочисленных российских “посланцев культуры, искусства и мира”.

Стратегическая цель №2: “Обеспечение всестороннего развития украинской культуры и формирования общенациональной идентичности”
И этим можно заниматься не одно десятилетие. Обещают поддерживать украинский язык (между прочим, язык самой стратегии — очень стилистически несовершенен, но кто бы это заметил), кинематограф, книгоиздание и вообще “создавать условия для консолидации украинского общества”. Что же, насколько глобально, настолько и неконкретно. Отдельный интерес вызывают методы, которыми власть “будет повышать уровень доверия у населения к государственным институтам и правоохранительным органам”. “Квартал” уже запланировал какой-то новый сериал? А на Россию его продадут?

Стратегическая цель №3: “Повышение уровня медиакультуры и медиаграмотности общества”
Нам как населению обещают просветительскую кампанию по медиаграмотности, “включающую такие компоненты, как развитие критического мышления, навыки проверки фактов и определения манипуляционных техник, ознакомление с наиболее распространенными нарушениями прав человека с применением интернеттехнологий т. д.” Что ж, посмотрим, в которую конкретику эти планы выльются, а главное — кто выиграет тендеры на соответствующую деятельность. Но прежде всего — государственной власти стоит начать с себя и отказаться от попустительства владельцам олигархических медиа в использовании ими техник манипуляции сознанием общества и формирования для них постправдивой картины мира, где есть безошибочный президент — и все остальные чиновники и политики.

Также обещают либерализовать законы в сфере рекламы “в обмен на более жесткую ответственность за трансляцию скрытой рекламы, “джинсы”. Тоже увидим, ведь представители властных кругов пока, по распространенным слухам, тоже входят в число заказчиков этой самой “джинсы”.

№4: “Обеспечение соблюдения конституционных прав человека на свободу выражения и защиты частной жизни, защита прав журналистов и противодействие распространению незаконного контента”
В рамках достижения данной стратегической цели государство декларирует намерение усовершенствовать законы о защите права на доступ к публичной информации, защите персональных данных, правового статуса журналистов, правонарушениях против них и т. д. Выполнять бы те законы, которые уже есть…

№5: “Информационная реинтеграция жителей временно оккупированных территорий во всеукраинское информационное пространство”
Очень далеко мы от достижения этой стратегической цели. Нет, властью создан телеканал “Дом” именно для вещания на временно оккупированных территориях, и это правильно. Но рейтинг у него какой-то низкий. Делал ли кто-то в государстве замеры эффективности этого канала? Чтобы хотя бы понять, какое количество населения смотрит его в ОРДЛО.

Стратегическая цель №6: “Создание и дальнейшее развитие системы кризисных коммуникаций”
Здесь приходит в голову, что ничего не слышно об успехах созданного с помпой в марте этого года при Министерстве культуры Центра стратегических коммуникаций и информационной безопасности. Его задачей была и остается борьба с фейками в национальной информационной среде. Эта структура даже собственным сайтом сих пор не вооружилась, а уже потеряла свою первую руководительницу. Высмеивали неэффективность созданных во времена президента Порошенко структур с аналогичными задачами, а сами до сих пор не показали, как надо действовать.

№7: “Развитие и утверждение положительного имиджа Украины и украинцев, информационное содействие продвижению интересов государства в мире”
Обеспечение стабильного функционирования системы иновещания Украины и т. д. В принципе, еще одна задача на десятилетия вперед. Еще и бюджетные деньги неспешно можно на благое дело осваивать.

№8: “Развитие информационного общества и повышение уровня культуры диалога”
Речь идет о развитии государственным оператором национальной цифровой сети телевизионного вещания, развитии сети средневолнового государственного радиовещания и т. д.

Словом, в Стратегию информационной безопасности Украины ее авторы записали перечень в целом правильных вещей, с большинством которых не поспоришь. Удивляет другое: всеми обозначенными проблемами в информационной сфере вполне можно заниматься и без этого документа, были бы желание и высшая государственная воля. И за два с лишним президентских года Владимира Зеленского власть почему-то не спешила комплексно закрывать многочисленные пробоины в информпространстве. Так называемый патриотический поворот нынешней власти продолжается уже девять месяцев. И что за это время было сделано в сфере, для которой написали целую отдельную стратегию? Да, закрыли телеканалы из “пула Медведчука”, на просторах интернета “догоняют” сайт “Страна”… Разве этого достаточно?

Допустим, произошло это потому, что у Банковой нужной стратегии не было. Что ж, теперь будет. Проследим, как будет воплощать ее в жизнь команда действующего президента. Напоследок интересный нюанс: срок действия документа выходит за временные рамки первого президентского срока Зеленского. Поэтому интересно, планирует ли глава государства достичь целей документа при своей второй каденции или оставит стратегию в наследство преемнику.

Exit mobile version