12 февраля одной из основных тем программы «Свобода слова Савика Шустера» на канале «Украина» была заявлена локализация и вопросы поддержки украинских производителей. Идея протекционизма для мира в целом не нова, ведь защита внутреннего рынка от импорта – фундамент любой экономики, пишет издание «Деньги».
Украине нужно поддерживать лучшие конкурентные условия для своего производителя – этот тезис высказал в эфире «Свободы слова» глава Минэкономразвития Игорь Петрашко. Он обратил внимание на тенденцию защиты странами своих производителей, увеличение количества торговых расследований в странах G20.
Страны ЕС устанавливают защитные меры на уровне 15-50% для ограничения доступа импорта на собственные рынки – Украина в этих условиях проигрывает.
Статистика украинской торговли в течение 2019-2020 гг. подтверждает: доля импорта превалирует над экспортом и постоянно растет почти во всех отраслях, даже там, где Украина могла бы иметь преимущества. На рынке молочной продукции доля импорта достигает 30%, химической – 80%, в машиностроении – 47%.
Когда весь мир закрывает свои рынки, а Украина остается одним из немногих открытых полигонов для сбыта импорта (качественного и не очень), протекционизм является логическим и даже необходимым.
Оппоненты протекционизма предостерегают, что он может навредить интересам потребителей (дефицит, необходимость покупать плохое или дорогое, но свое), говорят о срыве международных обязательств (например, ЕС обеспокоен инициативами Украины по локализации), прогнозируют ограничение конкуренции и углубление экономического кризиса.
В чем же проблемы украинского протекционизма и как можно их решить?
Эксперты отмечают, что протекционизм и связанные с ним особенности не являются уникальным или исключительно украинским явлением.
«В том или ином виде протекционизм присущ всем странам. Символично, что один из первых указов Джо Байдена на посту Президента США называется «Покупай американское». Можно вспомнить и жесткие требования к сертификации и допуску импорта на рынок, применяемые в ЕС и Китае, локализацию в публичных закупках в РФ», – говорит управляющий партнер юридической компании Robinson Patman Дмитрий Видсота.
Каждая страна сама ищет баланс между свободной конкуренцией и мерами господдержки, универсального решения нет. Импортозамещение действительно не развивает свободную конкуренцию и может влиять на потребителей. С другой стороны – нужно с чего-то начинать.
Ведь чем больше добавленной стоимости формируется внутри страны, тем лучше.
Впрочем, чтобы увидеть эффект от импортозамещения, могут уйти годы. Это слишком длинная перспектива для бизнеса, который живет в сверхбыстром темпе и вынужден обеспечивать доходность «здесь и сейчас».
«Найти компромисс и определить, какие товары должны подпадать под программу импортозамещения, – основная задача, которую должны решить чиновники и бизнес», – считает Дмитрий Видсота.
В эпоху глобализации ни одна страна не сможет обойтись без защиты внутреннего рынка, и Украина также должна сделать этот шаг.