Site icon Companion UA

Власти хотят бороться с контрабандой через почту: Что изменится для покупателей iHerb и AliExpress

efdeeaebcfbdbabeccaf

efdeeaebcfbdbabeccaf

В сопроводительной записке к законопроекту №4279 указано, что его задача — удешевить и упростить администрирование и учет товаров, перемещаемых в посылках. Это будет сделано путем внедрения электронных реестров международных почтовых и экспресс-отправлений. А они, в свою очередь, будут подаваться операторами почтовой связи и экспресс-перевозчиками для декларирования перевозимых ими товаров. Кроме того, законопроект предусматривает использование таможенными органами информационных и ІТ-систем и применение системы управления рисками при таможенном контроле таких товаров.

Также предусмотрено увеличение базы налогообложения НДС операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров в отправлениях от 100 евро до 150 евро — это, несомненно, понравится тем, кто покупает что-то за границей и получает это по почте.

Однако эти же законопроекты создают и проблемы. В частности, в них предусмотрено введение обязательств для операторов почтовой связи и логистической доставки по сбору копий паспортов и идентификационных кодов получателей посылок.

Причем эта норма появилась только ко второму чтению, когда нардепы Марьян Заблоцкий и Нина Южанина подали отдельные правки, которые и добавляют обязательства операторов собирать данные налогового кода или паспорта с получателей посылок из-за рубежа. Такие данные почтовые операторы должны будут предоставлять таможенным органам и администраторам электронных реестров.

Правда, позже Марьян Заблоцкий в комментарии “Экономической правде” заявил, что предложение идентифицировать по паспорту всех получателей посылок учтено в поправках других нардепов. При этом Заблоцкий не собирается поддерживать эти поправки, поскольку считает, что идентификация имеет смысл только для посылок стоимостью более 150 евро, чтобы понимать, кто платит за растаможку.

В реестр полученных почтовых отправлений операторы почтовой связи и экспресс-перевозчики, согласно законопроекту, должны вносить много сведений о получателе товара: регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для граждан, которые отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика по религиозным убеждениям). Против этого выступили почтовые операторы и экспресс-перевозчики: Meest, “Укрпочта”, “Новая Почта”, TNT, POCAH, “DHL Express Украина”, FedEx, Post International, Smart Delivery, Globex подписали совместное письмо к народным депутатам, в котором предупредили, что такая норма приведет к потере прибылей компаний, а может и вовсе стать причиной коллапса в сфере международных отправлений. Так, в пресс-службе Укрпочты заявили, что требование всем операторам международной доставки спрашивать у получателя номер паспорта или идентификационного кода каждый раз при вручении посылки, чтобы потом передавать эту информацию на таможню, не решит задачу борьбы с контрабандой, ведь на международные отправления почтовых операторов и экспресс-операторов по заказу физлиц по весу приходится лишь около 2% почтовых грузов, пересекающих границу. Эти посылки осматривают через рентгены на таможне, и задержанных посылок очень мало. А контрабандные перевозки сосредоточены в последних 98%, которые — не посылочной формат. При этом, считают в “Укрпочте”, от нововведения пострадают прежде всего клиенты.

“Клиенты не смогут получать посылки через абонентские ящики в своих домах или почтоматы. В отделениях увеличатся очереди, так как увеличится время выдачи конкретного заказа. Фактически система доставки будет парализована по всей стране у всех операторов доставки как почты, так и экспресс-грузов”.

Кстати, нормы, аналогичные предложенным для Украины, всегда действовали и действуют в Беларуси. Именно поэтому там на то, чтобы сходить на почту за посылкой, заранее надо выделить в графике как минимум несколько часов — очереди в почтовых отделениях не исчезают никогда.

К тому же внесение в реестры подобной информации (паспорт и ИНН) станет, по мнению почтовых операторов, существенным нарушением прав граждан. Это может повлиять, в частности, на выполнение Украиной обязательств перед Всемирным почтовым союзом в части защиты персональных данных в соответствии с законодательством и соответствующей директивы ЕС.

Другие аргументы — чисто логистического плана. Когда вы покупаете товар на AliExpress или Amazon, у вас не спрашивают скан паспорта или идентификационный код. К тому же сейчас ни одна логистическая компания в Украине не готова ни к сбору, ни к верификации таких данных. Поэтому быстро накопится куча грузов, которые не могут выдать клиентам. Это может просто парализовать международные мелкие закупки.

В то же время по мнению Украинского совета бизнеса (УСБ), благодаря нововведениям можно будет комплексно решить проблему эффективного администрирования таможенными органами таможенных платежей, а также применять систему анализа рисков для борьбы с незаконным перемещением и отправлением запрещенных товаров, контрафакта и тому подобное. Иначе говоря, контрабанду с помощью новых законопроектов все же можно уменьшить.

При этом требование регистрировать личные данные получателей посылок позволит государственным фискальным органам получить поток “больших данных”, анализ которого позволит обнаружить людей, которые поставили на поток получение большого количества посылок с относительно недорогими вещами. И, соответственно, квалифицировать их как предпринимателей.

Также в пояснительной записке к законопроекту разработчики упоминают то, что Всемирная таможенная организация подчеркивает: в процессе сбора налогов существует большое количество проблем, связанных с трансграничным перемещением малых посылок. Среди них не только занижение стоимости перемещаемых товаров или злоупотребление путем “дробления” партий товара, но и то, что из-за неправильного декларирования существует четкий риск попадания запрещенных товаров в страну.

Правда, увеличение базы налогообложения НДС в 150 евро вызвало у бизнес-союза сомнения. В УСБ считают, что повышение лимитов увеличит и возможности для “серых” схем, которые строятся на использовании крупным бизнесом льготы для физических лиц, когда через почту выходят импортные товары без налогов и из них формируются коммерческие партии для продажи на территории Украины.

В итоге мы видим ситуацию, в которой есть возможная выгода государства и гарантированы проблемы для почтовых служб, покупателей, а особенно — маленьких предпринимателей, которые покупают товары, например, на “Али”, а затем продают в интернете или в своем бутике.

Читайте также: Государство узаконило коллекторов: Как и кому разрешили выбивать долги

По материалам “Деловой столицы”.

Exit mobile version