Site icon Companion UA

Закон о теробороне: Почему у Зеленского затягивают его принятие

acbbcdfadfea

acbbcdfadfea

В последнее время много разговоров ведется о территориальной обороне в Украине — какой она должна быть, нужна ли вообще и почему до сих пор нет закона, который бы регулировал ее деятельность. Ситуация дошла почти до абсурда — День территориальной обороны Украины уже есть, а самой территориальной обороны юридически до сих пор не существует.

При этом сами бригады территориальной обороны начали формироваться еще в 2018 году — на замену батальонам территориальной обороны (БТрО), возникшим в 2014-м, которые впоследствии были переформированы в мотопехотные и переданы в состав бригад Сухопутных войск ВСУ. Однако закона, который бы регулировал их деятельность, до сих пор нет.

Есть только решение СНБО “О Стратегии национальной безопасности Украины” от 14 сентября 2020 года, которым определено, что основной задачей в сфере военной безопасности является развитие потенциала сдерживания, в частности, приоритетом является подготовленный и мотивированный военный резерв и эффективная территориальная оборона.

На самом деле, проект закона о территориальной обороне Украины пишется давно, и 16 декабря под номером 4504 он был зарегистрирован в парламенте. Инициатором его значится народный депутат от фракции “Голос” Андрей Шараськин (тот самый киборг Донецкого аэропорта с позывным Богема), а соавторами — юристы, военные и общественные деятели. Среди них можно выделить представителя Общественного Совета при Министерстве обороны Украины Алексея Лапина, председателя правления Движения содействия территориальной обороне Украины Андрея Гордиенко, сопредседателя Совета Волонтеров при Министерстве обороны Украины Анну Майбороду, собственно, самого нардепа Андрея Шараськина и заместителя секретаря СНБО, генерал-майора Сергея Кривоноса.

Последний считается главной движущей силой продвижения идеи теробороны и адептом наиболее радикальной ее версии. В отличие от других, он не боится комментировать эту тему в СМИ и критиковать власть за затягивание этого процесса.

В частности, 8 декабря он выступил с открытым обращением к Владимиру Зеленскому, в котором обвинил окружение президента в умышленном торможении создания в стране территориальной обороны.

“Господин президент! К вам невозможно и нереально попасть на прием. … Проект закона готов, прошло три месяца — и тишина, встреча блокируется. Ваши помощники делают все, чтобы встреча со мной не состоялась, и намеренно затягивают процесс создания ТРО”, — заявил Кривонос.

Что же касается самого законопроекта, то, по замыслу Кривоноса, членом территориальной обороны может стать любой гражданин Украины в возрасте от 16 до 60 лет в добровольном порядке. При этом организационными ядрами ТРО будут кадровые военные, тогда как личный состав за счет выходных в течение года будет заниматься по разным направлениям как индивидуальной, так и коллективной подготовкой. В то же время, подготовка бойцов теробороны должна быть специфической, так как задачи, которые они будут выполнять, будут различными для каждого региона Украины.

Также Кривонос настаивает, что оружие военнослужащих территориальной обороны должно храниться у них дома, а не в военкоматах. И это, пожалуй, наиболее дискуссионный вопрос этого закона.

“Принцип, согласно которому оружие должно храниться в военкоматах или непосредственно в отделениях полиции — это бред. Ведь враг, который придет на нашу территорию, будет знать, где оно находится”, — считает Сергей Кривонос.

Читайте также: Добровольные учения и оружие под кроватью: Какой будет тероборона в Украине

Собственно, все эти принципы нашли свое отражение во внесенном в Верховную Раду законопроекте №4504.

Им предлагается создание юридического лица — Главного гражданско-военного органа территориальной обороны Украины, которое будет входить в систему Минобороны, формировать и реализовывать государственную политику по вопросам территориальной обороны Украины в пределах определенных законом полномочий в мирное время и в особый период.

Общее руководство территориальной обороной возлагается на президента Украины, контроль за организацией и управлением системы теробороны — на Кабинет министров, а руководство и управление территориальной обороной Украины — на министра обороны.

При этом отмечается, что министр обороны реализует полномочия в сфере территориальной обороны через Главный гражданско-военный орган территориальной обороны Украины в пределах соответствующих полномочий с привлечением органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, государственных органов специального назначения с правоохранительными функциями, Вооруженных сил Украины, Войск территориальной обороны Украины, Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины, службы безопасности Украины, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и других правоохранительных органов и воинских формирований.

Согласно законопроекту, Войска территориальной обороны Украины — это воинское формирование, на которое возлагается выполнение задач территориальной обороны Украины в мирное время, в особый период и при введении военного положения, но за исключением зон (районов) ведения боевых действий.

В свою очередь, Отряд территориальной обороны и безопасности территориальной общины — это отдельное подразделение Войск территориальной обороны Украины, сформированный на добровольной основе из жителей соответствующей территориальной общины и подчиняющийся командиру воинской части (подразделения) теробороны.

Что важно — законопроект наделяет Войска теробороны исчерпывающим перечнем задач, в который входят:

– охрана и защита государственной границы;

– обеспечение условий безопасности и устойчивого функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления;

– обеспечение условий для стратегического (оперативного, тактического) развертывания войск (сил) или их перегруппировки;

– охрана и оборона объектов и коммуникаций;

– защита критической инфраструктуры;

– борьба с диверсионно-разведывательными силами, другими вооруженными формированиями агрессора и не предусмотренными законами Украины военизированными или вооруженными формированиями;

– выполнение мероприятий защиты населения и территорий Украины;

– обеспечение правового режима административного ограничения;

– мониторинг обстановки, влияющей на состояние и результаты ведения территориальной обороны;

– информационное противодействие и пропаганда;

– участие в подготовке населения Украины к обороне государства;

– участие в мероприятиях национально-патриотического воспитания граждан, общественного содействия национальной безопасности и обороне;

– участие в поддержании правового режима военного положения на всей территории Украины или в отдельных ее местностях в случае объявления такого режима;

– изоляция зон ведения операций (боевых действий);

– участие в фильтрационных мероприятиях на деоккупированных территориях Украины;

– участие в мероприятиях (сдерживания) сопротивления на временно оккупированных территориях Украины.

Что касается камня преткновения этого закона — вопроса хранения оружия — то, в поданной в Раду редакции закона прописан относительно компромиссный вариант. Там указано, что индивидуальное оружие военнослужащих и резервистов, которые проходят службу в Войсках территориальной обороны, а также коллективное оружие военнослужащих подразделений Войск территориальной обороны Украины и боекомплекты к ним должны храниться в определенных и специально оборудованных помещениях на территории пунктов постоянной дислокации и/или в определенных местах хранения.

В то же время, военнослужащие и резервисты Войск территориальной обороны Украины, имеющие выслугу не менее одного года в Войсках территориальной обороны Украины, которые при этом не имеют дисциплинарных взысканий, административных правонарушений, а также сдали предусмотренные нормативы по профессиональной подготовке и прошли специальную проверку, получают право на хранение индивидуального оружия и боекомплекта к нему по месту жительства.

При этом хранение индивидуального оружия и боекомплекта к нему по месту жительства организуется в соответствии с действующим законодательством Украины и соответствующими нормативно-правовыми актами.

То есть, в целом законопроект может способствовать развитию территориальной обороны в Украине как реального действенного органа, а не сведет его лишь к формальному существованию, как бы того хотелось представителям так называемой “пятой колонны”.

Впрочем, на Банковой этим законопроектом, судя по всему, недовольны. По крайней мере, такой вывод можно сделать из вчерашнего заявления советника украинской делегации в Трехсторонней контактной группе и советника Офиса президента Алексея Арестовича.

“Президент поставил задачу – разработать законопроект о территориальной обороне 7 сентября. Была создана рабочая группа СНБО, которую возглавил заместитель секретаря СНБО, генерал-полковник Коваль, и до 29 декабря этот закон должен быть внесен на рассмотрение Верховной Рады”, — заявил Арестович 22 декабря в эфире телеканала “Украина 24”.

При этом внесенный ранее в Раду законопроект №4504, который нарабатывался и писался профессиональными авторами больше года, Арестович назвал альтернативным, намекнув, что основным при рассмотрении в сессионном зале будет президентский законопроект. А, как показывает практика принятия законов в нынешней Верховной Раде, монобольшинство почти всегда бездумно голосует за президентские законопроекты, игнорируя альтернативные — особенно когда они представлены представителями оппозиционных фракций.

Поэтому в данной ситуации лишь остается надеяться, что президентский законопроект не испортит саму идею территориальной обороны и не перечеркнет все то полезное и прогрессивное, что есть в законе Шараськина-Кривоноса.

Читайте также: Променял Генштаб на Порошенко: Что ждет Сергея Кривоноса

Exit mobile version