Обхождение с несогласными

Напомним, что 30 апреля 2009 г. вступил в силу Закон Украины «Об акционерных обществах». Среди прочего значительное внимание в нем уделяется защите интересов миноритарных акционеров, в частности, их праву требовать осуществления обязательного выкупа принадлежащих им акций (как простых, так и привилегированных). Вопрос выкупа простых акций интересует многих, поэтому остановимся подробнее именно на нем.

Право требовать
Согласно ч. 1 ст. 68 Закона «Об акционерных обществах», в ряде случаев каждый акционер имеет право требовать обязательный выкуп акционерным обществом принадлежащих ему голосующих акций. Особое место в указанном перечне занимает обязательный выкуп акций при изменении размера уставного капитала. Это положение Закона направлено в первую очередь на защиту миноритарных акционеров от размывания их доли. В то же время не следует забывать о том, что основная цель увеличения уставного капитала — привлечение дополнительных денежных средств в компанию. Принято считать, что защита прав акционеров при увеличении уставного капитала достигается другими методами, которые также нашли закрепление в вышеуказанном Законе. Речь идет о преимущественном праве на приобретение ценных бумаг дополнительной эмиссии в процессе частного их размещения (ст. 27) и требовании, чтобы данное размещение акций осуществлялось по цене, не ниже их рыночной стоимости (ст. 22).

Предоставление права акционерам требовать выкуп ценных бумаг при увеличении уставного капитала в мире не является общепринятым подходом. Поэтому если уж такое право предоставляется, то «доброе» и «злое» начало в нем должны быть тщательно сбалансированы путем установления определенных ограничений.

Кроме обязательного выкупа акционерным обществом акций по требованию акционеров (ст. 68), данный Закон предусматривает также выкуп размещенных им ценных бумаг на основании решения общего собрания, то есть по своей инициативе (ст. 66). При этом, согласно ст. 67, акционерное общество в ряде случаев не может принимать решение о добровольном выкупе. К исключениям отнесены неплатежеспособность общества либо таковая,которая может возникнуть вследствие выкупа им акций. Или же если собственный капитал общества, который определяется как разница между совокупной стоимостью его активов и стоимостью обязательств перед другими лицами, меньше, чем сумма его уставного капитала, резервного капитала и размера превышения ликвидационной стоимости привилегированных акций (то есть суммы, которая будет полагаться собственнику ценных бумаг во время ликвидации акционерного общества) их номинальной стоимости или если капитал станет таким вследствие выкупа.

Как пояснила ГКЦБФР в своем разъяснении от 10.08.2010 г. № 7 «О порядке применения раздела ХІІ Закона Украины „Об акционерных обществах“ относительно осуществления обязательного выкупа акционерным обществом размещенных им акций», ограничения, установленные ст. 67 Закона, не распространяются на случаи осуществления акционерным обществом обязательного выкупа ценных бумаг. К позиции ГКЦБФР с юридической точки зрения придраться сложно, остается только констатировать, что положения Закона сформулированы крайне неудачно. В итоге вместо привлечения инвестиций и улучшения своего финансового состояния акционерное общество вынуждено тратить часть привлеченных средств на выкуп акций несогласных акционеров. Предъявлению такого требования миноритарными акционерами не препятствует даже факт неплатежеспособности общества на дату предъявления соответствующих требований.

Несмотря на, казалось бы, благие намерения защитить миноритарных акционеров, Закон «Об акционерных обществах» развязал руки тем из них, кто вместо вложения собственных денег для поддержания общества на плаву готов использовать любую возможность, чтобы избавиться от принадлежащих ему бумаг по приемлемой цене.

Неоднозначные ситуации
Закон оставляет без внимания ситуацию, когда мажоритарный акционер вынужден увеличивать уставный капитал в силу требований законодательства Украины. В таком «интересном положении» оказались, например, украинские банки. Если небанковские акционерные общества просто должны на ежегодной основе поддерживать стоимость своих чистых активов на уровне не ниже своего уставного капитала, то банки обязаны соблюдать норматив соотношения между размером регулятивного капитала и суммой взвешенных к риску активов (норматив адекватности капитала), отчитываясь перед Нацбанком о своем нормативе адекватности капитала каждые десять дней. Если уровень регулятивного капитала банка оказывается ниже установленного уровня, он должен подать на рассмотрение регулятора план мероприятий для восстановления уровня капитала. Невыпол­нение финучреждениями данного норматива может привести к применению регулятором мер влияния вплоть до введения временной администрации.

В условиях продолжающегося ухудшения кредитных портфелей банков и увеличения резервов под кредитные риски складывается такая ситуация, когда мажоритарный акционер вынужден увеличивать регулятивный капитал банка для выполнения требования Закона «О банках и банковской деятельности» (совсем не для размывания доли миноритариев). При этом нужно быть готовым к тому, что миноритарные акционеры могут предъявить требование об обязательном выкупе акций.

Интересно, что в отличие от Закона «Об акционерных обществах» Закон «О банках» содержит положения, которые можно рассматривать в качестве ограничений при обязательном выкупе банком собственных ценных бумаг. В соответствии со ст. 33 Закона «О банках» о намерении финучреждения приобрести 10% и более своих акций он сообщает Нацбанку до заключения надлежащего соглашения. При этом регулятор имеет право запретить банку покупку собственных бумаг в случае, если это может привести к ухудшению его финансового состояния. Ему также не разрешается приобретать их, если это может привести к падению регулятивного капитала ниже минимального уровня.

К сожалению, ГКЦБФР в своем разъяснении воздержалась от комментариев относительно соотношения указанной статьи Закона «О банках» и положений об обязательном выкупе, содержащихся в Законе «Об акционерных обществах». Если банк не получит индульгенцию в виде запрета Нацбанка на приобретение своих акций, то, скорее всего, спор будет решаться в суде, где миноритарные акционеры станут требовать принудительного осуществления банком обязательного выкупа, а он в свою очередь будет апеллировать к ст. 33 Закона «О банках».

Интересен также другой аспект обязательного выкупа ценных бумаг акционерным обществом. Согласно ч. 2 ст. 67 Закона «Об акционерных обществах», акционер имеет право предъявить требование к обществу об обязательном выкупе акций непосредственно после принятия общим собранием решения об увеличении уставного капитала. Как и в предыдущем случае, ГКЦБФР заняла формальную позицию и разъяснила (п. 12 данного разъяснения), что акционерное общество должно осуществить выкуп даже в том случае, если увеличение уставного капитала не произошло в силу каких-либо обстоятельств, например, в случае отмены решения об его увеличении. Как нам представляется, другим наиболее распространенным примером может стать отказ в регистрации выпуска ГКЦПФР. Понятно, что в ситуации, когда решение об увеличении уставного капитала было принято, но в итоге самого увеличения так и не произошло, ущерб интересам миноритарных акционеров не наносится, поэтому подобная позиция ГКЦБФР выглядит предвзятой.

Возможность для заработка
Закон настолько несовершенен в части обязательного выкупа, что позволяет недобросовестным миноритариям усидеть на двух стульях. Нет запрета акционерам подписываться на акции дополнительной эмиссии, если они перед этим потребовали выкуп принадлежащего им пакета бумаг. Поэтому ничто не мешает миноритариям вначале предъявить свои акции к обязательному выкупу, а потом, как ни в чем не бывало, использовать свое преимущественное право и подписаться на акции дополнительной эмиссии.

На основании Закона «Об акционерных обществах» такие действия миноритарных акционеров должны быть лишены смысла в силу правила «рыночной цены на акции». Так, в соответствии со ст. 22 при размещении ценных бумаг их цена не может быть ниже рыночной стоимости, и во всяком случае, не ниже их номинальной стоимости. В то же время, согласно ст. 69 этого Закона, цена на акции при обязательном выкупе не должна быть ниже их рыночной стоимости. В результате в нормальных условиях стоимость выкупа никогда не будет выше стоимости акций того же акционерного общества при их размещении.

Как показывает практика, несовершенная процедура определения рыночной цены на акции акционерного общества для различных целей может привести и к другому сценарию. При удачном стечении обстоятельств миноритарные акционеры могут потребовать выкуп их ценных бумаг по цене, которая выше цены размещения акций дополнительной эмиссии, и потом подписаться на ней по цене размещения.
Практика применения Закона «Об акционерных обществах», принятого прямо перед началом кризиса в Украине, продемонстрировала однобокий характер его положений, где идет речь об увеличении уставного капитала акционерного общества. Если положения Закона в условиях прибыльности предприятия еще работают, то в случае убыточности они способны только усугубить ситуацию и обескровить как само акционерное общество, так и его мажоритарного акционера.

Залишити відповідь