Что нужно крупным украинским компаниям в области IT

«Миратех», исследуя IT-нужды украинских предприятий, выявила несколько общих тенденций в развитии бизнеса в Украине. Так, наиболее «продвинутыми» во внедрении новых решений и оптимизации своей IT-сферы являются ритейлеры и автодилеры.

Компьютер, который используется сегодня в ресторане, супермаркете, в страховой или туристической компании – это одно и то же устройство или нет? Предъявляют ли предприятия из разных направлений бизнеса определенные специфические требования к компьютерам и программному обеспечению? Что вообще нужно предприятиям в плане IT? Именно такие вопросы задавала одна из ведущих в Украине IT-компания «Миратех» IT-директорам крупных и средних украинских компаний, проводя исследование «Состояние и уровень IT-инфраструктуры предприятий Украины».

 «Знал бы прикуп, жил бы в Сочи»

Легко давать объяснения непонятным процессам, когда уже знаешь правильный ответ. Тогда можно быстро найти множество аргументов почему именно так, а не иначе. Точно так легко рассуждать и давать прогнозы, которые никак нельзя проверить, по крайней мере, в обозримой перспективе. Совсем другое дело – правильно предсказать результат, если достоверный ответ заранее не очевиден, но легко и быстро проверяется.

На первый взгляд, компьютеры у всех, конечно, одинаковые, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что и требования к ним совершенно разные, как и условия их хранения и использования, а также многое другое.

Крупная сеть – большие IT-затраты

Объектом исследования «Миратеха» стали компании из секторов ритейла, туризма, рекламы, недвижимости, FMCG, страхования, ресторанные, медицинские и автозаправочные сети, автомобильные дилеры, логистические и аудиторские компании. Диаграмма 1 демонстрирует процентное соотношение выборки.

Диаграмма 1.  Отрасли, принявшие участие в исследовании

Исследование продемонстрировало уровень зрелости IT-инфраструктуры предприятий различных сегментов украинского рынка (диаграмма 2). Параметрами оценки зрелости выступили организационные и технические меры, наличие которых характерно для достаточно развитой инфраструктуры предприятия. Наиболее существенными, по мнению компании, стали: формализация стандартов и политик администрирования IT-ресурсов, наличие соглашения SLA (Service Level Agreement) и материальных стимулов IT-службы на выполнение его условий, ежегодное бюджетирование IT-затрат и наличие каталога сервисов.

Диаграмма 2.  Уровень зрелости IT-инфраструктуры предприятий

Исследование показало, что нет ни одной отрасли, которая бы существенно отставала в развитии IT по всем параметрам. Также сложно назвать явного лидера. Лидерство по одному показателю компенсировалось скромными результатами по другому. Большинство компаний уже внедрили бюджетирование IT-затрат, каталог сервисов и формализовали стандарты и политики администрирования IT-ресурсов. Лучшие показатели продемонстрировал ритейл, за ним расположились страховая отрасль, FMCGи сети ресторанов. IT-инфраструктура в автомобильном бизнесе развита слабее. Однако, даже если такой уровень развития IT-инфраструктуры на данном этапе возможен и не является серьезным преимуществом в автобизнесе, то зрелость структуры способствует улучшению управляемости и снижению затрат, а значит следует ожидать роста перечисленных показателей и в автомобильном бизнесе.

Низкий показатель зрелости IT-инфраструктуры по всем отраслям продемонстрировал параметр «применение SLA», который повлек за собой заниженный показатель по оценке наличия материальных стимулов на выполнение условий SLA. Такая ситуация может привести к некачественному обслуживанию в отделениях региональной сети предприятий, что снижает конкурентоспособность и уровень удовлетворенности клиентов. Понимая проблему, в большинстве предприятий отметили, что в ближайшем будущем планируется исправить эту ситуацию.

Вывод 1. Зрелость IT-инфраструктуры редко зависит от отрасли. Решающим фактором ее развития является общий уровень ITв стране и конкуренция.Но, стоит напомнить, что исследование проводилось среди предприятий с распределенной структурой, для которых характерно сложное управление, а значит – без развитой IT-инфраструктуры им не обойтись.

Страховая отрасль – среди отстающих

Использование и планирование средств оптимизации непосредственно связано с уровнем развития IT-инфраструктуры предприятий различных отраслей. По результатам исследования наиболее широко применяются виртуализация серверов и IP-телефония (диаграмма 3). Особо популярны они в автомобильном бизнесе и ритейле. Несколько реже используются виртуализации рабочих станций и систем хранения данных, а также внешние ЦОД.

Диаграмма 3.  Использование и применение средств оптимизации IT-инфраструктуры предприятий

Неожиданно невысокие результаты были получены в страховой отрасли, которая характеризуется широкой распределенной структурой и наличием мобильных пользователей.

Все еще экзотическим для украинских предприятий является перенос сервисов в «облака». Его наибольшее применение встречается в ресторанном бизнесе и ритейле, в то время как автомобильный бизнес пока не заинтересован в услугах подобного рода. Тем не менее, эксперты «Миратеха» полагают, что распределенная структура предприятий, повышенные требования к управлению, безопасности и удобству поспособствуют развитию этой услуги, и использование переноса сервисов в «облака» уже не за горами. Такие средства оптимизации станут логическим продолжением развития IT-инфраструктуры, поскольку позволят решить целый ряд вопросов, которые сложно и дорого решать своими силами, отмечают специалисты телемаркетинговой службы компании-исследователя.

Вывод 2. Виртуализация серверов и IP-телефония наиболее популярны в автомобильном бизнесе и ритейле. В страховании они применимы, на удивление, слабо. Ресторанный бизнес и ритейл – пионеры «облачных» вычислений, за которыми, по мнению экспертов всего мира, – будущее.

Это новое слово «аутсорсинг»

Как крупный игрок на рынке аутсорсинга, компания «Миратех» не могла упустить возможность  узнать, насколько данный вид услуг популярен среди отечественных компаний. Лидерство в этом сегменте принадлежит автомобильному бизнесу, что вполне оправдано, ведь в первую очередь на аутсорсинг выносятся те процессы и задачи, которые не относятся к ключевым компетенциям. На одной ступени с автомобильной отраслью расположилась  FMCG, основными планами которой являются использование аутсорсинга разработки, тестирования и поддержки приложений. Аутсорсинг еще не так широко используется в ритейле, но это зависит от типа предоставляемой услуги. Так, к примеру, среди розничных сетей используют и планируют аусорсинг поддержки пользователей 10% предприятий, а аутсорсинг обслуживания отделений/филиалов — 40%. Наличие бюджетирования на большинстве  опрошенных предприятий говорит о достаточно серьезном контроле и планировании расходов.

Диаграмма 4. Использование и планирование аутсорсинга

Рассматривая результаты исследования, можно предположить, что после исчерпания средств внутренней оптимизации, компании достаточно интенсивно обратятся к теме аутсорсинга. Соответственно, можно спрогнозировать продолжение устойчивого роста спроса на аутсорсинговые услуги в ближайшем будущем.Особенно это касается крупных игроков рынка ритейла, восстанавливающихся и наращивающих сеть представительств и продажи после кризиса, которым необходимо поддерживать и развивать свои региональные точки, и при этом экономить на собственных усилиях по IT-оптимизации. Также одним из возможных потребителей IT-аутсорсинга выступят сети автомобильной дистрибуции, отмечающие заметное увеличение продаж в 2010 году по сравнению с 2009. Следует отметить, что «Миратех» проводила исследования и ранее – в 2008 году компания выяснила, что украинский страховой рынок пока не готов к переносу IT-услуг на аутсорсинг, а в 2009 был исследован банковский рынок Украины, показавший наибольшую готовность к отказу от самостоятельной поддержки IT-инфраструктуры в своих многочисленных отделениях и представительствах.

Вывод 3. Первыми к услугам IT-аутсорсинга в Украине могут обратиться крупные ритейлеры и авто дилеры. Банковские сети некоторое время уже активно им пользуются, избавив себя от необходимости наращивать IT-подразделения.

Исследование, проведенное компанией «Миратех», выявило, что большинство предприятий  уже активно используют современные средства оптимизации, на рынке востребованы услуги, помогающие им в этом. Их применение не является данью моде, скорее необходимостью во все более жесткой конкурентной борьбе на рынке.

Залишити відповідь