«Умирать нельзя изменяться»: Новая орфография старых СМИ

Часть 3

Цена победы

Будущее еще не наступило, но в истончающейся ткани реальности уже становятся заметными отдельные его фрагменты.

Уже очевидно, что привычные нам средства массовой информации теряют свою аудиторию и ее доверие. А соответственно теряют и ресурсы*.

Нарастающий отток уже обескровливает «вещательные точки», предназначенные активным и деятельным читателям. Крупные международные СМИ еще держатся на плаву, но региональные (страновые) начинают тонуть.

Конечно, у СМИ еще сохранился такой важный ресурс как переработка информации: структурирование и анализ собранного информационного сырья.

Более того, у них есть бесценный опыт в этом, и они имеют возможность выделять главное, с их точки зрения, в нарастающем информационном потоке.

Но в этом-то как раз и есть одна из их слабостей. Они делают это исходя из собственных представлений об интересах потребителя. А такой подход уже не работает. Поэтому его пора трансформировать.

Ремарка

Гигантских хладнокровных динозавров, которые не хотели приспосабливаться под изменившийся мир, выжили маленькие и юркие теплокровные  и не очень гордые млекопитающие. Из рептилий остались только те, кто нашли свою уникальную экологическую нишу или как-то приспособились к новым условиям.
Это была их цена жизни, но не цена победы.

Победа же – это не просто выживание, а изменение и трансформация. Те, кто этого не понимают,– повторят судьбу динозавров.

Каким образом необходимо трансформироваться? Какими будут новые медиа? Ответить на эти вопросы точно и всеобъемлюще сегодня еще почти невозможно.

Но можно точно сказать, что на смену средствам массовой информации (СМИ) приходят средства индивидуально-массовой коммуникации (СИМК). Важное отличие – монолог становится диалогом. Точнее так: почти абсолютный монолог становится все больше диалогом. И это один из решающих факторов проектирования трансформации.

Здесь у современных медиа-корпораций есть неплохие шансы и специализированными сверх-экспертными источниками обработанной информации, и трансформироваться в реакторы идей и мнений.

Тогда они снова станут нужными и интересными потребителям. Тогда потребитель снова начнет понимать, за что он платит. Не за сбор и доставку информации, а за ее качественный и многосторонний анализ, за новые идеи и свежий взгляд на уже известные факты и события.

Второй важный момент – это трансформация форматов. Фактически уже произошло слияние газет, телевидения и радио. Пример тому эта статья, которую  в электронном виде вы можете и прочесть, и просмотреть…

Ремарка

Появление электронных форматов передачи и хранения информации – прежде всего электронных текстов – по своей важности сопоставимо с появлением первых книг. Книги заменили линейно-последовательное изложение текста в свитке новой двухмерной структурой с возможностью быстрого доступа к ее элементам.

Электронные же тексты позволяют создавать уже трехмерные информационные архитектуры. Вы можете выстраивать информационный объем из различных фрагментов-элементов, объемно связанных между собой. Встраивать внутрь текста различные ссылки, дополнения, комментарии, ремарки и т.п. Вы можете сделать текст динамичным и многообразным: добавить видео и аудио-формы подачи информации, «живые» иллюстрации, интерактивную навигация и  т.д.

Сейчас наше сознание готово к использованию лишь малой части возможностей. Но даже эта малая часть впечатляет. Всплывающие ссылки, кросс-связи текстовых блоков, цветовая акцентуация, видео-иллюстрации, аудио-переводы – все это скромный перечень возможного.

Сегодня единственным сдерживающим фактором осталась только инерция нашего разума. Технологически возможно уже почти все – от интерактивных комиксов до книг, в которых вы сами выбираете способ изложения информации и строите свою сюжетную линию.

Вам уже не нужно пролистывать до конца журнал и просматривать все комментарии и мнения. Вы можете задать условия поиска и фильтрации, и вам предложат не только основной текст, но и комментарии, отобранные по заданным вами критериям и структурированные в нужном для вас порядке…

Вопрос появления «умных газет» – это вопрос даже не десятилетия, а пары лет. Возможно месяцев. Тем более что прообразы их уже существуют.

Так мы переходим к третьему важному аспекту трансформации – интерактивности и кастомизации. Как уже говорилось,  потребитель обрел большую субъектность. Он теперь не готов потреблять «то, что дают», а хочет потреблять то, что считает нужным. И если в «реальном секторе» экономики этот процесс более инерционный, то в информационном бизнесе он уже идет «в полный рост».

Ремарка

Конец ХХ века можно назвать началом эры кастомизации. Концепция «индивидуальность в коллективе» стала активно проникать в общества модности и коллективных стандартов. На фоне нарастающей стандартизации всего и вся стали проявляться встречные тенденции: тюнинг автомобилей, моддинг компьютеров, пирсинг и татуаж собственного тела. Этот процесс коснулся и СМИ: возможности персональных настроек информационных лент, разделение журналов на тематические модули и т.п. Эти явления становятся нормой, а не исключением.

Современный читатель/зритель все более переходит от пассивного потребления информации к активному. Он стремится расширить свою зону выбора. Соответственно он начинает отдавать предпочтения тем каналам и изданиям, которые дают ему эту свободу. И вопрос индивидуальной «подгонки» медиа-канала под конкретные запросы конкретного потребителя – это исключительно вопрос готовности этого потребителя оплачивать такую «подгонку». Поэтому появление персональных газет – это уже даже не вопрос. Такие газеты существуют достаточно давно, просто теперь их станет на порядки больше.

Теперь самое время перейти к подведению итогов – портрету «идеального информационного источника для социально активных и платежеспособных потребителей».

Портрет

Хорошие бизнес-перспективы имеет Средство индивидуально-массовой коммуникации (СИМК – бывшее СМИ), которое предлагает потребителю следующий функционально-смысловой набор опций (список ранжированный):

  • Доступ к уникальному и качественному контенту, который создают реальные специалисты и упаковывают профессиональные редакторы.
  • Возможность заказывать собственный информационный набор (получать только ту информацию, которая необходима, а не все подряд).
  • Возможность управлять приоритетами как в выборе информационных блоков, так и внутри самого блока (смотреть – не смотреть комментарии, получать ссылки на другие источники, видеть альтернативные мнения, смотреть ситуацию в разных масштабах и т.п.).
  • Возможность реально участвовать в создании контента и публично высказывать свое мнение.
  • Выбирать удобную форму доставки информации: бумага «в руки», мульти-медийный пакет на мобильное устройство (телефон, планшет, ноутбук), персональная газета на сайте и т.п.
  • Выбирать формат изложения информации: электронный и печатный текст, видео-аудио переводы и т.п.
  • Возможность оплачивать информацию выборочно – покупать только ту, что необходима. И возможность купить «отсутствие рекламы».

Из приведенного списка опций видно, что речь идет фактически о персональной информационной службе. Т.е. о продукте, который до недавнего времени был доступен только исключительно богатым людям. Но это было вчера. Сегодня такой набор опций уже имеет вполне адекватную стоимость. Завтра – станет еще доступнее.

Конечно, потребителем такого пакета станут, прежде всего, люди активного информационного потребления. Но с учетом того, что их число растет и именно они являются одними из самых платежеспособных сегментов рынка, то можно сказать, что именно здесь и зарождаются зоны трансформации СМИ в СИМК. Здесь и появится новый меди-бизнес.

Краткая видео-версия статьи «Умирать нельзя изменяться»: Новая орфография старых СМИ. Часть 3. (презентация автора)

* В том числе и денежные

Читайте также:

Часть 1. Цена информации

Часть 2. Цена доверия

Залишити відповідь