Новое «золото»

По мнению аналитиков The Boston Consulting Group (BCG), ускоренному развитию инноваций в отрасли способствуют нормативные требования, меняющиеся ожидания потребителей и технический прогресс. А основным фактором успеха автопроизводителей на многие годы вперед станет умение внедрять инновации в четырех основных областях: силовые установки, облегченные материалы, сетевое взаимодействие и системы активной безопасности и помощи водителю.

В 2013 г. в рейтинг «50 самых инновационных игроков» по версии BCG вошли 14 автомобильных компаний по сравнению с десятью в 2012 г. и лишь пятью – в 2005-м. При этом три (Toyota, Ford и BMW) заняли места в первой десятке и девять – в первой двадцатке. Впервые с начала формирования этого рейтинга девять лет назад среди 50 самых инновационных оказалось больше автопроизводителей, чем потребительских компаний, а в первой двадцатке их количество превысило число игроков из индустрии высоких технологий.

В BCG игроков авторынка делят на две категории: ОЕМ-производители и поставщики первого уровня. К первой группе (мы назвали бы их производителями автомобилей) в отчете отнесены: GM, Ford, VW, Honda, Hyundai, Fiat, Nissan, BMW, Kia, Renault, Daimler, Toyota и Tesla. Ко второй (поставщики компонентов и деталей) – Continental, Denso, Bosch, Panasonic, Valeo, TRW и Hyundai Mobis.

Начиная с 2009 г. объем затрат на НИОКР у OEM-производителей увеличивался на 8% ежегодно, в то время как у ведущих поставщиков первого уровня – на 5%.

С 1995 по 2011 г. количество патентных заявок OEM-производителей росло на 3% ежегодно, у поставщиков первого уровня – на 6% в год. После выхода из кризиса 2008 г. эти показатели увеличились на 28 и 37% соответственно. При этом темпы роста числа патентных заявок в названных выше четырех основных областях увеличились с 6 до 15%, тогда как средний показатель для всех OEM-производителей и поставщиков первого уровня составил лишь 4%. В 2008-2009 гг. количество поданных патентных заявок в этих четырех областях уменьшилось только на 3% при среднем значении на уровне 25%.

А в период восстановления после кризиса в 2010-2011 гг. темпы роста патентных заявок в этих областях были на 10% выше средних показателей.

Согласно опросу североамериканских потребителей большинство из них предпочитают приобретать автомобильную продукцию у компании, имеющей репутацию инновационной: 60% заявили, что этот фактор скорее важен при выборе нового автомобиля.

Авторы отчета BCG рекомендуют  OEM-производителям и поставщикам первого уровня в самое ближайшее время обратить внимание на три аспекта.

Переход от механического к программному управлению транспортными средствами. Автомобили больше не являются преимущественно механическими устройствами, ими все чаще начинает управлять программное обеспечение. Принимая во внимание развитие электроники и тот факт, что характеристики ПО уменьшают стоимость технологической обработки, а также позволяют определять конфигурацию деталей на более поздних этапах производственного цикла, тенденция к увеличению количества программного обеспечения в автомобилях останется неизменной.

Ускорение темпов разработки продукта. Производители бытовой электроники и технологические компании приучили потребителей ожидать высокой скорости внедрения инноваций. Из-за этих ожиданий автопроизводителям и их поставщикам будет все труднее придерживаться текущих трех-пятилетних циклов конструирования и разработки продукции. Им придется экспериментировать с альтернативными процессами конструирования, новыми моделями разработки и в долгосрочной перспективе передовыми технологиями производства.

Усиление роли поставщиков первого уровня в развитии инноваций и достижении технического прогресса. Значимость поставщиков первого уровня для инноваций и разработки продукта будет расти. Эти компании уже начали играть более серьезную роль в таких областях, как силовые установки, дизайн интерьера и конструирование деталей шасси, которыми исторически занимались отделы автопроизводителей. Кроме того, отличительные особенности той или иной марки автомобиля перемещаются в сферу сетевого взаимодействия и систем активной безопасности, где поставщики первого уровня уже накопили существенные знания и опыт.

Автопроизводители, которым удастся разработать наиболее эффективные модели сотрудничества, стимулируя и поощряя инвестиции поставщиков в НИОКР, смогут создать долгосрочное конкурентное преимущество.

Залишити відповідь