Х-фактор лидерства

Что является X-фактором для лидеров? Что отличает самых успешных лидеров от остальных? Как в современной динамичной и пессимистичной среде развивать лучшие качества сотрудников? Что такое увлеченное лидерство? Какие требования новые глобальные тенденции предъявляют к компетенциям лидеров завтрашнего дня?

Сегодня пресса изобилует заметками о конфликтах и проблемах: кризис в Европе, кибертерроризм и прочее. Одним словом, ситуация формирует новые вызовы, в том числе и для бизнеса, которому сейчас свойственно следующее:

  • необходимость достигать более высоких результатов при экономии ресурсов и дефиците талантов;
  • сложно устроенные, матричные, глобальные, диверсифицированные организации;
  • перегрузка информацией, ведь мы всегда «в сети» и «на связи» — на iPad, в Интернете, на iPhone;
  • изменение демографической ситуации.

Когда люди переживают стресс, страх, огорчение, неуверенность, беспокойство; когда уровень напряжения зашкаливает, сотрудники просто не могут демонстрировать хорошие результаты. Однако каждой компании результаты необходимы как воздух. Это важное условие для рынков с непредсказуемым путем развития. При дефиците ресурсов и финансирования, которые были доступны в более благополучный экономический период, компании вынуждены акцентировать свое внимание на эффективности деятельности: важно получить максимальную выгоду за счет имеющихся ресурсов.

Таким образом, на первый план выходит оптимизация эффективности персонала, под которой подразумевается:

  • вовлеченность персонала. Сегодня приобретают острое значение произвольные усилия сотрудников. Ценность людей, которые готовы прилагать дополнительные усилия в своей работе, неоспорима;
  • компаниям нужны лидеры, которые будут вдохновлять сотрудников. С помощью них персонал начинает работать осмысленно и целенаправленно. Компании делают фокус на увлеченное лидерство, но что подразумевается под словом «увлеченное» или «страстное» (от англ. passion)?

Одно из определений утверждает, что увлеченность, страсть — это высокая эмоциональность человека. С ней связаны такие сильные чувства, как любовь, радость, ненависть или негодование. Страсть — это сильная, глубокая, захватывающая человека эмоция. Увлеченный человек испытывает сильные чувства. Увлеченность — это безграничный энтузиазм. Противоположность этому качеству — равнодушие. Однако мы редко связываем эмоции с нашим местом работы. Компании говорят нам об акционерной стоимости, росте бизнеса и прибыли, но сами люди обсуждают счастье, семью и друзей.

Огонь энтузиазма зажигается в глазах людей, когда они говорят о своих хобби, спорте, музыке, искусстве. Футбольные фанаты плачут или проявляют агрессию, если их любимая команда проигрывает: ведь для них это не просто игра! Как же транслировать эти сильные эмоции в работу? Первый знак — увлеченное отношение к работе, такие люди ищут для себя сложные задачи, любят учиться и гордятся хорошо проделанной работой. Они энергично стремятся улучшить все вокруг себя и постоянно повышают собственную планку эффективности.
Увлеченность обладает собственной энергией. Это энергия, которую можно наблюдать и передавать другим. Вы не можете заставить сотрудников почувствовать увлеченность работой, эмоции невозможно навязать извне, но эффективные лидеры могут создать особую среду, где сотрудники будут понимать организационные цели и свой вклад в их реализацию. Поэтому стоит детальнее рассмотреть понятие лидерства и увлеченности, проследить их взаимосвязь.

Согласно словарю Уэбстера, лидерство — это способность оказывать влияние. Лидерство — это увлеченность, без которой человек в роли лидера будет иметь очень небольшое влияние. Самый важный, основополагающий фактор лидерства заключается в том, смог ли человек найти полное соответствие между тем, что его увлекает и приносит радость, и своей работой. Только компании и лидеры, которые действительно увлечены своим делом, могут создать выдающиеся организации.

Увлеченные лидеры вдохновляют и мотивируют своих сотрудников, т. е. создают ясность, ориентируют персонал на эффективную реализацию целей, делают упор на долгосрочную перспективу, коммуницируют позитивное видение, выстраивают доверительные отношения.

Посредственный уровень эффективности дорого обходится компании и скрывает в себе риски для бизнеса. А именно: среднестатистические сотрудники выдают результат, но не слишком высокий — достаточный, чтобы не возникало проблем, но как раз это и опасно для компании.
Организация, в которой работает слишком много сотрудников со средним уровнем эффективности, теряет свое конкурентное преимущество.

Было подсчитано, что эффективный сотрудник приносит компании в 3 раза больше прибыли, чем среднестатистический — на любой должности, в любой отрасли. Так, эффективный менеджер по продажам делает объем продаж, в 3 раза превышающий показатель его менее успешных коллег. Отличный IT-специалист работает в 3 раза эффективнее других и т. д.

Это правило умножения на три (так называемое правило 3Х) — удивительный, но хорошо исследованный феномен. Очень важным является то, что эти факторы возможно измерить с высокой точностью и, что еще более важно, можно затем развивать определенные ключевые качества у сотрудников.

Итак, что же отличает выдающихся сотрудников от среднестатистических?

Все исследования, проведенные за последние 30 лет, свидетельствуют о том, что разница между выдающимся и средним сотрудниками на 80 % обусловлена уровнем развития эмоционального интеллекта (EQ) (рис.).

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои собственные чувства и чувства других людей, для того чтобы мотивировать самих себя, управлять своими эмоциями и отношениями. Именно в сфере управления отношениями эмоциональный и социальный интеллект становятся наиболее видимыми окружающим.


 
Компетенции кластера «Управление отношениями» влияют на мотивацию и эффективность других людей, но они также зависят от уровня развития компетенций социальной чуткости и самоконтроля. И эти компетенции определяют направление энергии, ограничения и умения в отношении того, как мы используем компетенции кластера «Управление отношениями».
Самоосознание лежит в основе модели. Это способность понимать собственные эмоции, стимулы, сильные и слабые стороны. Оно позволяет нам постоянно демонстрировать эффективные модели поведения, несмотря на препятствия.

Выдающиеся лидеры отличаются от среднестатистических по 12 ключевым компетенциям, которые можно измерить: эмоциональное самоосознание, умение контролировать эмоции, ориентация на достижение результатов, позитивный настрой, адаптивность, эмпатия, понимание взаимоотношений в организации, влияние, умение улаживать конфликты, вдохновляющее лидерство и умение работать в команде.

Результаты 30-летних исследований международной консалтинговой компании Hay Group подтверждают то, что лидеры очень сильно влияют на эффективность. Уровень произвольных усилий, которые готовы прикладывать сотрудники, на 45 % зависит от поведения руководителя (произвольное усилие — это дополнительный вклад сотрудника за рамками минимальной рабочей нагрузки, которую он выполняет, «чтобы не быть уволенным»).

Подтверждение того, что уровень эффективности во многом зависит от руководителя, мы видим каждый день. Вспомните своего самого плохого и самого хорошего руководителя, и каким был уровень вашей эффективности в том и другом случае. Прилагали ли вы дополнительные усилия в работе, предлагали ли новые идеи, могли ли вы пойти на риск, и насколько вам нравилось работать в том и другом коллективе?

Специалисты компании Hay Group на основе многолетней работы определили ключевые качества, которые будут отличительными особенностями личности лидеров, так сказать, завтрашнего дня. А именно:
 
1. Концептуальное и стратегическое мышление.
2. Этика: верность принципам, искренность.
3. Обеспечение лояльности.
4. Руководство коллективами сотрудников в матричных организациях.
5. Настоящая командная работа внутри и за пределами организации.

Слова Уильяма Шекспира сейчас как никогда актуальны: «Не страшись величия: иные родятся великими, иные достигают величия, а иным величие жалуется».

Ведь доказано, что великими лидерами чаще становятся, нежели рождаются. То есть у тех, кто не является прирожденным лидером, есть возможность развить в себе необходимые компетенции.

Проведенное в 1985 году в Чикагском университете исследование, в котором участвовали 120 лучших атлетов, актеров, художников, биохимиков и математиков, позволило вывести «правило десяти лет»: «Вероятно, человеку необходимо посвятить, по крайней мере, десять лет своей жизни напряженному труду, чтобы достигнуть мастерства в своем деле. Всем участникам исследования потребовалось не менее десяти лет обучения и упорного труда, чтобы добиться международного признания. Пловцы — призеры Олимпийских игр — тренируются в среднем 15 лет, прежде чем войти в состав сборной; лучшим концертным пианистам требуется примерно 15 лет, чтобы получить международное признание. Выдающимся исследователям, скульпторам и математикам необходимо примерно столько же времени».

Осознанная практика помогает повысить уровень эффективности. Увлеченность своим делом рождает мотивацию, которая необходима для активной практики. Лучшие таланты могут практиковаться в своем деле долго и усердно, более интенсивно, чем другие, именно потому, что они занимаются любимым делом. Эдисон как-то сказал: «Успех — это 1 % вдохновения и 99 % усилий». Если увлеченность зажигает ваш интерес, то упорство и самодисциплина помогают двигаться дальше. Если вы не любите свое дело, вы не будете выкладываться на работе. И когда человек горит и болеет за свое дело, слов «это невозможно» для него просто не существует.

Наше поведение зависит от наших мыслей и внутренних убеждений. Мы сами решаем, каким образом думать и какой стиль лидерства использовать. Несмотря на текущую сложную ситуацию, можно быть увлеченным лидером, который заряжает окружающих оптимизмом, вдохновляет, дает возможность почувствовать гордость за свою работу и желание прилагать дополнительные усилия.
 
Справка:

Hay Group – глобальная консалтинговая компания в области управления. Начиная с 1943 года мы помогаем руководителям реализовать стратегию бизнеса, развиваем таланты, повышаем эффективность организаций, мотивируем сотрудников работать с максимальной отдачей.
В 87 офисах компании, расположенных в 49 странах мира, работает более 2 600 профессионалов.

Залишити відповідь