Открыли рынок

Для большинства компаний, занимающихся сельским хозяйством и производством пищевой продукции, российский рынок долгое время оставался главным, а для многих отраслей единственным местом сбыта. Но постепенно, особенно после кризиса 2008 года и множественных торговых ограничений со стороны России, компании поняли, что нужно диверсифицировать рынки и создавать продукты, подходящие по качеству и для требовательных рынков Евросоюза.

Если не считать производителей молока и особенно сыров, уверена глава аналитического департамента консалтингового агентства ААА Мария Колесник, то многие сегменты АПК уже на том уровне, когда рынок ЕС их продукцию может принять. В первую очередь, это мясо птицы, кондитерские изделия, овощи и фрукты. Для конкретных производителей все зависит от получения разрешительных сертификатов от ЕС и маркетинговых отделов самих компаний, которым нужно обеспечить доступ своему товару на рынок.

Неудивительно, что с открытием европейского рынка для украинской курятины, первой компанией, действительно попавшей туда, стал Мироновский хлебопродукт со своей «Нашей Рябой».

Компания, принадлежащая Юрию Косюку, славится своим маркетингом – первой начав массово продавать брендированную птицу, сейчас она контролирует больше половины рынка, а в последние годы много вкладывала в технологию производства.

Постепенно проникли

Европейский рынок открылся для украинской продукции птицеводства еще в феврале прошлого года – вступил в силу соответствующий регламент Еврокомиссии, разрешающий экспорт птицы, субпродуктов, яиц и яичных продуктов на территорию содружества. Этого разрешения производители, за последние пять лет увеличившие производство практически на 40%, ждали уже давно. «Разрешение на экспорт в ЕС – это фактическое признание качества отечественной продукции. О его наличии у меня спрашивали даже во время переговоров в других регионах (вне зоны ЕС)», – говорит генеральный директор ООО Агромарс Алексей Марченко.

Но вступление в силу регламента не означало автоматического начала поставок. «Сначала предприятия, планирующие экспорт в Европу, должны были получить специальный еврономер, официально позволяющий начать поставки», – рассказывает начальник отдела по работе с инвесторами и СМИ Мироновского хлебопродукта Анастасия Соботюк. В июле три завода компании – Мироновская, Снятинская птицефабрики и Мироновский мясоперерабатывающий завод «Легко» – их получили, а в конце октября компания поставила первые 20 тонн переработчикам в Голландию.

Постепенно компания увеличивала свое присутствие в зоне ЕС, что ей особенно пригодилось, когда в конце февраля страны Таможенного союза ввели временный запрет на поставки украинской птицы. И когда в конце февраля стало ясно, что органы Таможенного союза будут еще долго решать – может ли Мироновский хлебопродукт экспортировать, там просто решили переключиться на другие рынки, чтобы дольше не ждать. По словам А. Соботюк, если раньше на страны Таможенного союза приходилось около 70% экспорта Мироновского хлебопродукта, то уже в 2013 году эта доля сократилась до 45% и планировалось уменьшение в 2014-м до 28-30%.
Несмотря на то, что данная цифра сократилась до нуля, совокупный объем продаж в первом полугодии в годовом исчислении вырос на 4%, до 57,6 тыс. т, рассказал председатель правления компании Юрий Мельник. Кроме ЕС, украинская птица была поставлена в государства Ближнего Востока, Северной Африки и некоторые страны СНГ.

Дальше – больше

Сейчас компания наращивает экспорт. «Учитывая льготный режим в виде нулевой импортной пошлины при ввозе продукции в страны ЕС, действующей с июля по ноябрь 2014 года, мы рассчитываем на большие возможности и перспективы компании в Европе, где мы уже начали развивать свое присутствие», – говорит Юрий Косюк.

«Кроме признания качества, европейский рынок для украинских производителей может сулить немалую выгоду, ведь цены в ЕС выше украинских примерно на 25-30%», – уверена старший аналитик Dragon Capital Тамара Левченко. Однако даже начало поставок не означает, что на европейский рынок хлынет украинская курятина. Квота, которую ЕС выделил Украине, пока очень невелика – примерно 40 тыс. т. При этом без ущерба для других контрагентов – стран Азии и Ближнего Востока – Украина могла бы экспортировать в Евросоюз примерно 60-80 тыс. т, считают эксперты. И доля Мироновского хлебопродукта, занимающая сейчас 100% квоты на украинское мясо, даже после ее увеличения будет решающей.

Впрочем, квота имеет шанс быть пересмотренной через несколько лет. «Я был на встрече с представителями Еврокомиссии и задал вопрос об увеличении квоты. Мне ответили, что процедура сложная, но к этому разговору там обязательно вернутся», – говорит Алексей Марченко. Сейчас компании просто пытаются застолбить место на рынке, присматриваясь к странам Европы.

Залишити відповідь