Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Стоит ли уходить из офлайна и обслуживать клиентов в онлайне?

Стоит ли уходить из офлайна и обслуживать клиентов в онлайне?
07 июля 2015

Все чаще бизнесмены отказываются от традиционного ведения бизнеса и сосредотачивают свои усилия на построении успешных платформ в интернете. На сегодняшний день в Украине доля регулярных пользователей составляет 57%, причем 55% имеют интернет дома. При этом динамика проникновения интернета стабильно растет.

Помимо привычных интернет-магазинов все большую популярность набирают маркетплейсы: площадки, аккумулирующие товарные предложения продавцов и обслуживающие их. Поиск и привлечение клиентов также является ответственностью таких платформ. Результаты работы американского «Amazon» и японского «Rakuten» демонстрируют перспективность этого направления.
 
Как показывает практика, по принципу маркетплейса может работать не только платформа, объединяющая в себе интернет-магазины – эта модель подходит и бизнесам, привыкшим работать в офлайне. Украинский стартап Poptop.fm, работающий по этому принципу, в прошлом году выиграл грант от британского правительства в программе Sirius и переехал работать в Ньюкасл, получив инвестиции в размере 12 000 фунтов на каждого члена команды. Стартап позволяет подобрать артистов на различные мероприятия: от корпоративов и свадеб до детских праздников.
 
Изначально стартап работал по принципу агентства с сall-центром, но со временем CEO проекта Евгений Шестопал начал отказываться от этой модели в пользу автономной платформы, на которой артист создает свой профиль, а клиент просто выбирает понравившегося исполнителя и связывается с ним напрямую. Poptop.fm получает прибыль за счет комиссии, которую берет с артиста.
 
«Наши основные конкуренты, что в Британии, что в Украине, что в России, работают по принципу агентств, по телефону обрабатывая заказы, - рассказывает Евгений Шестопал. - Мы начинали как наши конкуренты и постепенно начали заменять эти процессы, наполняя сайт дополнительными функциями. Сначала мы выложили каталог, но заказы все равно обрабатывали сами, а потом позволили артистам напрямую связываться с заказчиками. Наша модель получения прибыли  - это комиссия с подтвержденных заказов».
 
В самом начале Poptop.fm  рекламировался по ключевым словам. Основной посыл звучал так: «Вы планируете частное мероприятие? Вечеринку, свадьбу? Оставьте свой номер телефона, мы вам перезвоним и проконсультируем вас». В таком формате сервис проработал около месяца, собирая информацию о рынке, клиентах, каналах информирования и размере среднего чека. Одним из главных открытий компании было то, что рынок «корпоративов» оказался гораздо больше музыкального. Данные по Британии в буквальном смысле шокируют: если музыкальный рынок составляет около 4 млрд. фунтов, то рынок свадеб составляет 10 млрд. фунтов. Корпоративы, конференции и прочие мероприятия составляют еще 38 млрд. фунтов.
 
По словам Евгения Шестопала, телефон пока еще присутствует в их бизнес-модели: «Полностью от телефона мы не избавились, мы продолжаем звонить клиентам, узнаем, как у них прошли заказы, общаемся с артистами, но большая часть общения и сам заказ происходит через платформу».
 
На британском рынке сервис запустился в декабре, сейчас в британском каталоге Poptop.fm более 700 артистов, принимать заказы платформа начала в феврале и за месяц получила около 70 заказов. Основным каналом привлечения клиентов, и в Британии, и в Украине, по-прежнему остается органический трафик.
 
Украинский и британский продукт постепенно обновляются, однако по опыту Poptop.fm можно сказать, что британский и украинский рынок все же отличаются и требуют определенных корректировок продукта: «В Украине мы планируем дать возможность клиентам общаться через систему с артистами. Когда артист получил заказ, ему проще позвонить клиенту и проконсультировать его по телефону. В Британии гораздо больший процент коммуникации идет через электронную почту. Когда мы на украинском сервисе начали сразу обменивать клиентов и артистов телефонами, это сразу же отразилось на конверсии.  В Британии мы планируем добавить функцию депозитов. В Украине мы об этом даже не думали - проникновение интернета не то. Сумма нашего среднего чека довольно большая и люди не будут платить такие деньги. В Британии - по-другому, мы планируем внедрить такую схему: клиент оставляет депозит, который находится у нас, мы подтверждаем его получение артисту, если что-то идет не так, мы либо находим похожую группу, либо возвращаем деньги».
 
Тем не менее, несмотря на некоторые различия, проект успешно работает и в Британии, и в Украине. Украинский рынок корпоративных мероприятий существенно упал за два года. По наблюдениям Poptop.fm, рынок свадеб так же изменился: хотя их количество не уменьшилось, средний чек значительно сократился. Тем не менее, система, выстроенная компанией, благодаря использованию автономной платформы, позволяет  переживать трудные времена на рынке без существенных убытков.

comments powered by Disqus
загрузка...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

, , , , ,
*/?>