Версия для печати
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Корпоративные инновации – Х-фактор украинского бизнеса

Корпоративные инновации – Х-фактор украинского бизнеса
03 ноября 2015

Стабильное развитие или инновационность? Это дилемма, с которой регулярно сталкиваются руководители бизнеса при выборе стратегии развития компании.

Небольшой бизнес на старте своего развития открыт к новому и готов идти на определенные риски, но по мере взросления бизнеса инновационные решения даются все сложнее. Таким образом компании в процессе роста теряют одно из наиболее важных конкурентных преимуществ.

Важность инноваций обсуждают на конференциях и в соцсетях, вносят в корпоративные стратегии и ожидают их появления в повседневной жизни. Под инновациями мы, как правило, подразумеваем новейшие технологии, тогда как это в первую очередь люди, процессы, экосистема, умение ставить под сомнение устоявшийся порядок вещей, гибкость и скорость в принятии решений, готовность к риску неудачи, бунтарское упрямство и преданность идее.

С точки зрения зрелых корпораций со сложными и устоявшимися процессами управления такой бурный коктейль априори воспринимается как опасное явление, как внутренняя угроза всей системе: бюрократическая система отторгает инновации как инородное тело.

В первой половине жизненного цикла компании (от рождения до зрелости, по классификации Ицхака Адизеса) инновации внедряет непосредственно руководитель или владелец, и компания меняется очень быстро. Но уже на следующих стадиях (от стабильности к бюрократии), когда компания подрастает, инвестировать и рисковать становится все труднее. Желание меняться входит в конфликт с необходимостью выполнять операционные показатели и планы, «стабильность сейчас» имеет преимущество над возможными будущими выгодами потом.
Возможно, именно поэтому средняя продолжительность жизни компаний из рейтинга S&P 500 снизилась с 60 лет в с 1960 году до менее чем 20 лет, и лишь 10% от оригинального списка существуют до сих пор.

Чтобы нейтрализовать конфликт между стремлением к стабильности и готовностью рисковать в корпорации должен быть налажен инновационный процесс. Обычно он состоит из трех стадий: (1) генерация и выбор идей (2) разработка и тестирование решений, (3) запуск и продвижение инновационного продукта.

На каждом этапе есть свои препятствия и особенности.

На стадии генерации идей очень важно создать культуру открытого общения между всеми уровнями сотрудников: свободное выражение мнений, формулировки правильных вопросов, отсутствие критики, уверенность, что высказанные идеи будут учтены, и авторы будут иметь возможность, время и мотивацию на их реализацию.

На стадии разработки важно использовать «гибкий подход» (lean start-up approach): действовать быстро, формировать команду, создавать прототип, тестировать его на целевой аудитории и экспериментировать, в случае необходимости расширять бюджет, вносить корректировки, отшлифовывать продукт и готовиться к запуску.

После запуска продукта особое значение имеют показатели измерения успеха инновации. Обычно это доля нового продукта в продажах или прибыли, экономия от внедрения инновационного решения и т.п. Но большинство инноваций имеют сложную природу и ряд качественных показателей эффективности, а именно: интеграция в бизнес, влияние на бренд, расширение сети партнеров бизнеса. Их также нужно принимать во внимание, оценивая эффект инновации. Ведь инновация – это долгосрочная инвестиция со своим сроком окупаемости.

Важно понимать, что инновации – это не хаос творческой фантазии, а процесс и дисциплина для создания новых возможностей, процессов, продуктов, способов удовлетворения клиентов и бизнес-моделей. Процесс инноваций должна администрировать команда специалистов, которая будет уделять этому 100% времени, иначе задачи инновационного процесса не станут первоочередными.

Одним из перспективных путей внедрения корпоративных инноваций является создание внутри компании культуры стартапов. Это достаточно сложный процесс, поскольку новому бизнесу, который зарождается, не хватает воздуха и свободы в бюрократических процессах компании. Во многих случаях правильным решением является выделение отдельной компании-стартапа для реализации инновационной идеи.

Создать что-то новое, не рискуя, невозможно: по статистике 95% всех стартапов «не выстреливают» и не превращаются в успешный бизнес. Поэтому компании должны быть готовы к тому, что до того, как они научатся создавать успешные стартапы и реализовывать гениальные идеи, они сделают не одну ошибку. Зрелые компании обладают важными конкурентными преимуществами перед молодыми стартапами: у них есть источники финансирования для своих инновационных идей и опыт управления бизнесом. Можно предположить, что статистика успешных проектов в корпорациях должна быть значительно лучше, чем в инновационных инкубаторах. Нужно лишь определить инновации как стратегически приоритетные задачи и наладить процесс управления ими.

Осознав важность системного подхода к инновациям, бизнес Украины может создать не только новые рынки и новые продукты внутри страны, но и остановить отток лучших талантов за границу, предоставив им возможность реализовывать интересные и значимые проекты дома. Инновации – это лучшие инвестиции, они имеют хорошую отдачу, мотивируют персонал и поддерживают устойчивое развитие бизнеса.

comments powered by Disqus
загрузка...

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

, , , , ,
*/?>