Триллер «Штольня» не смог доказать, что отечественное кино уже сегодня способно приносить коммерческую прибыль.
«&» уже писал о съемках первого коммерческого триллера на украинском языке (см. материал «Прибытие поезда» по-украински», №3, 2006 г.). Создателями фильм оценивался как некий прецедент возникновения продюсерского кинематографа в нашей стране, и было обещано публичное подведение итогов.
Широкий прокат «Штольни» в Украине стартовал 13 апреля. Валовые сборы в первый уикенд выражались суммой в $52180, и за остальное время фильм собрал приблизительно еще столько же. Если принять к сведению, что заявленный бюджет фильма — 4 млн. грн., можно сказать, что «Штольня» стала скорее источником богатого опыта, чем коммерческой прибыли.
В своем интервью «&» продюсер фильма Алексей Хорошко проанализировал финансовые итоги проекта и поделился дальнейшими планами.
Работа над ошибками для продюсера
А. Х.: Практика показала, что кино не является бизнесом на сегодняшний день. Это по-прежнему далекие перспективы. Скорее всего до конца проката (еще не закончился второй и третий экран) наши валовые сборы составят около $100 тыс. Учитывая, что кинопроизводитель получает только четвертую часть от названной суммы, это на самом деле очень и очень мало.
«&»: Какие ошибки вы совершили?
А. Х.: Для себя я сделал много выводов. Один из главных — никто не отменял хороший сценарий. Во-вторых, тот жанр, который мы для себя выбрали — «молодежный триллер», — был нами плохо позиционирован. Одни зрители думали, что это фильм ужасов, другие принимали его за триллер, третьи воспринимали как артхаусный фильм исходя из того, что «Артхаус трафик» прокатывает…
Скажу честно, мы очень рассчитывали на помощь государства, предполагая больше денег пустить на прямую рекламу. В России со стороны государства идет мощная поддержка кино и телевидения, мы же ее не получили. Не имея хорошей рекламы, мы сильно зависели от журналистов, которые буквально спустя несколько дней после начала проката подвергли «Штольню» критике. Она, думаю, отвадила многих зрителей. Нам просто нечем было уравновесить негативные рецензии в прессе.
«&»: Сильно помешали зарубежные релизы, которые показывали одновременно со «Штольней»?
А. Х.: Практически нет. Российские «Охота на пиранью» и «Жесть» вышли до «Штольни», и их сборы к тому времени пошли на убыль. В общем не было сильного конкурента.
Урок зарубежной дистрибуции
«&»: Как обстоят дела с международной дистрибуцией? Для украинского кино это пока что малоизвестная область.
А. Х.: Мы отдали свой фильм в аренду германской компании MDC для продажи другим дистрибьюторам и прокатчикам по всему миру. Не так давно, 21 мая, «Штольня» была презентована на каннском кинорынке — это уже началась их работа.
«&»: Сколько вы рассчитываете получить от международного проката?
А. Х.: Предполагается небольшая сумма, которая тем не менее сопоставима с прокатом в Украине. MDC делает прогнозы на 60 тыс. евро. Может, немного больше. Мы получим эту сумму за вычетом их доли, которая составляет примерно 15%. Но, как правило, при нормальном развитии кинобизнеса отечественный фильм наибольшую прибыль должен приносить в своей стране.
«&»: Каковы перспективы проката «Штольни» в России?
А. Х.: Не думаю, что хорошие. Выпуск DVD и продажа прав — это возможно. Однако сейчас мы хотим дождаться каннских результатов, которые, возможно, станут хорошим доводом, чтобы склонить российские телеканалы к покупке нашего фильма.
Домашнее задание на 2007 год
«&»: Какие планы на будущее вы строите?
А. Х.: Где-то около года снимать вообще не предполагаю. Оценив количество кинотеатров, которые существуют и строятся, я пришел к выводу, что раньше осени 2007-го выпуск любой кинопродукции вообще нерентабелен. Мы используем это время на создание 3-5 крепких сценариев, кадровой базы и поиски финансирования.
Считаю, что первыми удачными попытками станут фильмы, которые будут снимать крупные украинские телеканалы, как это было в России. Они имеют финансовые возможности и в случае прокатной неудачи смогут компенсировать убытки за счет рекламных денег во время телепроката. Я думаю, что в следующий раз мы задействуем телеканалы уже на первой стадии кинопроизводства.