Украинский автолюбитель стал опытнее и покупает больше машин, но в своем выборе по-прежнему руководствуется эмоциями.
Корпорация «УкрАвто», которая в настоящее время продает около половины всех автомобилей в Украине, с 19 по 21 мая 2006 г. провела третье ежегодное «Столичное автошоу». Девиз мероприятия «Лучшее время и место купить автомобиль в 2006 году» фактически означал, что каждый из участников предоставляет клиенту наиболее выгодные условия для покупки. А участие банков и страховых компаний, тоже сделавших специальные предложения на эти три дня, стало демонстрацией способов продажи автомобилей, представленных сегодня в стране.
Подсчитано, что за три дня «Столичное автошоу» посетили около 420 тысяч человек. Автомобилей непосредственно на мероприятии продано более 400, то есть на 40% больше, чем в прошлом году. Эти цифры отражают резкое повышение спроса на украинском авторынке, наблюдаемое с начала 2006 г.
Впрочем, главной целью организаторов была не продажа, а скорее закрепление в общественном сознании мысли, что выбор и покупка автомобиля — праздник, который ты можешь себе позволить. И покупатель оказался к этому готов.
Об особенностях отношений между автомобилем и отечественным потребителем говорит руководитель оргкомитета «Столичного автошоу», начальник департамента маркетинговых коммуникаций «УкрАвто» Ирина Михалева.
Особенности национальной формы кузова
«&»: Какие автомобили на автошоу пользовались спросом?
И. М.: Традиционно больше всего покупают Lanos, Chevrolett, Оpel и т. п. Но если в предыдущие годы мы практически не имели продаж Mercedes-Benz, то на нынешнем автошоу было куплено шесть автомобилей этого бренда. Также реализовано порядка 12 Toyota, 15 Nissan, 10 Crysler — это достаточно дорогие машины. Видно, что имиджевая составляющая автомобиля начинает играть большее значение. Все-таки выигрывают те бренды, которые имеют харизму. В этом предпочтении наш потребитель также приближается к мировому.
Конечно, особенности рынка и менталитета имеются. По сравнению с европейцами мы покупаем больше седанов, которые более роскошные и презентабельные. Много продается представительских машин. Европа же предпочитает более компактные хетчбэки. Хотя и у нас их количество постепенно увеличивается, и лично для меня это хороший показатель.
«&»: Помимо роста покупательной способности, как изменился украинский потребитель?
И. М.: Он стал более требовательным. Покупая машину уже не в первый раз, люди хотят знать место, где ее можно обслуживать, и тогда делают выбор в пользу того продавца, который имеет сеть качественных сервисов. Если буквально 2-3 года назад они покупали марку, то теперь фактически приобретают автомобиль с сервисом. «Да, это классная машина, — рассуждает нынешний потребитель. — Но что я с ней завтра буду делать?». Получив рефлексию собственного опыта, он поумнел.
Чем дальше, тем больше удовольствия
«&»: Как сейчас покупают машины украинцы?
И. М.: По нашим маркетинговым исследованиям, процесс принятия решения о покупке автомобиля составляет от трех недель до нескольких месяцев. Обычно люди хотят посоветоваться с друзьями, водителями, посетить другой салон. Конечно, наш потребитель более эмоционален, чем, например, немецкий.
«&»: Немцы дольше выбирают?
И. М.: Вряд ли. Я бы сказала, более прагматично к этому подходят. На них больше влияют факторы экономического характера, у них меньше спонтанности в покупках. Поэтому формат автошоу очень хорошо совпадает с нашей ментальностью. И, наверное, надо отметить, что сегодня наши люди получают больше удовольствия от покупок, чем раньше.
«&»: Насколько актуально то, что показано на вашем автошоу?
И. М.: Мы практически не отстаем от всего мира и наряду с актуальными моделями на автошоу презентуем новинки, которые являются таковыми в мире. Концепты нами не представляются — это не наша задача.
Слишком тесно для высокого искусства
«&»: Сможет ли Украина в ближайшее время стать причастной к событиям, которые происходят в высокой автомобильной моде?
И. М.: Для этого нужно проводить ежегодные автосалоны топ-уровня. Но, я думаю, первое, чего не хватает в Киеве, — нормального места для профессионального выставочного мероприятия. Существующие помещения к этому не приспособлены. Нигде нет достаточного размера парковок даже таких, как на Столичном шоссе. Нет места для размещения автомобилей, проведения тест-драйвов. В частности, недостаточное качество выставочных площадей, расположенных в Национальном выставочном центре, — одна из причин, почему «УкрАвто» не участвует в SIA. Должен появиться кто-то, кто построит большой современный выставочный центр или реконструирует, расширит какой-то из имеющихся, чтобы тот отвечал требованиям, предъявляемым к международным автосалонам.
Во-вторых, качество проведения существующих мероприятий оставляет желать лучшего. Нужен профессиональный тендер по выбору подрядчика.
Третье — добрая воля всех участников рынка и международная раскрутка, потому что мы должны будем конкурировать с другими шоу за новинки. И это выводит нас уже в область не столько коммерческих, сколько государственных интересов.