Уроки жесткой игры

На развивающихся рынках даже портфельному инвестору необходимо быть агрессивным. Опыт компании, имеющей репутацию одной из наиболее агрессивных, может быть поучительным для других.


Российская «Альфа-Групп» ведет бизнес в нескольких отраслях: банки, добыча и переработка нефти, ритейл и др. И практически везде эксперты и коллеги-конкуренты называют ее агрессивным игроком. Где агрессия, там и конфликты, судебные споры. Не исключение и телекоммуникации, в которых интересы «Альфы» представляет компания Altimo. Источником тяжб с норвежской Telenor являются вопросы управления операторами «Вымпелком» и «Киевстар». Фонд IPOC возражает против прав Altimo на пакет в «Мегафоне». TeliaSonera оспаривает права Altimo как на пакет в «Мегафоне», так и в Turkcell. C «Мобильными телесистемами» (МТС) Altimo ведет борьбу за киргизского оператора Bitel.


Об источниках и движущих силах такой рыночной стратегии мы говорили с Кириллом Бабаевым, вице-президентом Altimo по внешним связям.


Построение евразийской компании


«&»: В прошлом году «Альфа-Групп» провела работу по упорядочиванию своих телекоммуникационных активов, в результате чего и появилась Altimo, выступающая на рынке как единая компания. В качестве кого компания сейчас стремится позиционировать себя?
К. Б.:
Работа по систематизации активов была начала около двух лет назад, и ее кульминацией в декабре 2005 г. стал ребрендинг компании, новое название которой знают уже на большинстве рынков телекоммуникаций Европы и Азии. Мы расшифровываем Altimo как Alfa Telecom International Mobile.


Компания позиционирует себя как долгосрочного финансового инвестора, имеющего миноритарные пакеты акций мобильных операторов на рынках развивающихся государств Евразии. Нам интересны регион СНГ, Турция, Египет, Индия, Индонезия, Таиланд и некоторые другие страны. Мы не стремимся управлять компаниями, но содействуем повышению их акционерной стоимости и повышению прибыли. Считаем это наиболее эффективным путем развития бизнеса. Мы заинтересованы в работе на рынках развивающихся стран с низкой степенью проникновения мобильной связи, поскольку именно там возврат на инвестиции будет максимальным.


«&»: В отличие от других финансовых инвесторов вы ведете себя на рынках довольно активно, если не агрессивно. С чем это связано?
К. Б.:
Сложно представить себе неактивное поведение в бизнесе. Мы видим наиболее перспективные направления развития телекоммуникационного бизнеса. Мы инвестировали в покупку акционерной доли «Киевстара» именно потому, что считаем: у этой компании большое будущее. Что касается агрессивного поведения… Агрессия — это когда одна сторона нападает на другую. Мы же ни на кого не нападаем, а лишь отстаиваем свои интересы и права как акционера в «наших» компаниях. К сожалению, иногда нам не оставляют выбора, кроме как обращаться в судебные инстанции, потому мы вынуждены прибегать к помощи правосудия, однако удовольствия при этом, поверьте, не испытываем.


«&»: Почему вы не стремитесь становиться мажоритарным акционером в компаниях, которыми владеете?
К. Б.:
Мы — миноритарный финансовый инвестор с правом блокирования решений, стратегических для компании. Это наша философия, успешно зарекомендовавшая себя на протяжении уже почти пяти лет. Если крупная компания не имеет акционера-мажоритария, а работает на благо всех акционеров, ее деятельность становится более эффективной и не перекашивается в сторону интересов одного большого собственника. Соответственно растет ее рыночная стоимость, что выгодно всем без исключения акционерам.


«&»: В этом случае какие механизмы защиты своих вложений в указанные компании вы используете?
К. Б.:
Мы присутствуем в советах директоров компаний и имеем право блокирующего голоса. Это позволяет нам уберечь себя от решений менеджмента и правления того или иного оператора, если они противоречат интересам самой компании и нашему видению ее развития. К примеру: в конце мая мы получили два места (из семи) в совете директоров турецкого оператора Turkcell, в котором мы косвенно контролируем 13,2% акций.


Некоторые решения иногда явно противоречат местному законодательству, тогда мы вынуждены прибегать к судебной практике.


«&»: Для чего вам нужно партнерство с одной из крупных международных телекоммуникационных компаний, о стремлении к которому вы недавно стали открыто говорить?
К. Б.:
Мы хотели бы стать глобальным инвестором в отрасли мобильной связи, и для этого нам просто необходим опытный западный партнер. Сфера нашего интереса — развивающиеся рынки мобильной связи, являющиеся важными направлениями развития и для крупных международных операторов. Мы специалисты по инвестициям на указанных рынках, в то время как эти операторы — специалисты в телекоммуникациях. Объединив наши навыки, мы можем получить надежное многолетнее партнерство.


«&»: Кто мог бы стать таким партнером?
К. Б.:
Один из крупнейших западноевропейских мобильных операторов. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими такими компаниями. Однако о конкретных результатах говорить пока рано.


«&»: Вы стремитесь стать евразийской компанией. Примерно такую же стратегию объявила и МТС. На те же рынки нацелены крупные западные операторы. Что вы намерены противопоставить им в конкурентной борьбе?
К. Б.:
Выбор развивающихся рынков стран Евразии как макрорегиона развития бизнеса вполне логичен. По нашим оценкам, рынки этих государств способны дать наибольший возврат на инвестиции. Пять лет назад мы вложили в «Вымпелком» около $250-300 млн. с учетом затрат на покупку акций и инвестиций в рамках акционерного соглашения. Сейчас наша доля в компании оценивается приблизительно в $3 млрд. В тех странах, о которых я сказал выше, существуют возможности такого же роста.


У нас уже есть большой опыт инвестиции в евразийские рынки, включая Россию, Украину, Казахстан, Кыргызстан, Турцию и др. Именно этот опыт плюс знание специфики местных рынков и правил игры на них дают нам основание и уверенность говорить о нашем конкурентном преимуществе перед другими игроками.  


«&»: Какие средства вы готовы тратить на экспансию и какой может быть частота сделок по приобретению новых компаний?
К. Б.:
Мы считаем, что опыт Turkcell достаточно наглядно продемонстрировал нашу готовность вкладывать существенные средства в развитие мобильного бизнеса на развивающихся рынках. Инвестиции Altimo в Турцию стали самым значительным зарубежным вложением российских компаний. Напомню, что за контроль над 13,2% акций мы заплатили $3,3 млрд.


Что касается частоты, то даже одна сделка в год, подобная сделке по Turkcell, — большой успех. Каждая сделка — это сложный процесс, и даже если формально она близка к завершению, то о фактическом завершении говорить трудно. Если говорить о наших возможностях, то мы готовы провести несколько таких сделок за счет собственных и заемных средств.


Застраховать себя от ошибок партнера


«&»: Почему вы начали спор с Telenor по поводу процедуры формирования управляющих органов «Киевстара»? О каких именно нарушениях законодательства, содержащихся, на ваш взгляд, в уставных документах оператора, вы говорите?
К. Б.:
Если говорить о ситуации вокруг «Киевстара» в целом, то корпоративное управление, установленное Telenor, поставило компанию в уязвимое положение. Проведенный юристами анализ уставных документов «Киевстара» выявил многочисленные нарушения законодательства Украины. Неустранение этих нарушений могло привести к претензиям со стороны местных регулирующих органов.


«Западный стратегический инвестор иногда может делать ошибки на развивающихся рынках».

Понимая риски, мы пытались урегулировать данный вопрос, направив руководству Telenor соответствующие письма. Но ответ на них не получили. В связи с этим мы вынуждены были обратиться в суды в Киеве, которые, рассмотрев вопрос по существу, подтвердили противоречие важных положений устава «Киевстара» украинскому законодательству. Кроме того, было признано недействительным соглашение о порядке голосования (voting agreement) между акционерами компании «Киевстар». Оно было датировано периодом, когда Altimo принадлежало 50% акций ТОО «Сторм». После консолидации «Сторма» Altimo провела серьезную юридическую и финансовую проверку деятельности фирмы, которая выявила грубое нарушение устава компании: генеральный директор не получил одобрения собрания участников для подписания указанных соглашений. Руководство «Киевстара» также не имело соответствующего решения совета директоров. Таким образом, соглашение о порядке голосования было подписано с нарушением основных положений корпоративного управления. Исходя из этого одна из компаний, акционеров «Сторма», подала иск в Хозяйственный суд г. Киева, оспаривающий действия по подписанию соглашения, и отстояла свою позицию.


«&»: Возможно ли восстановление нормальных деловых отношений с Telenor, с которым вы сейчас чаще общаетесь посредством судебных исков и заочных обвинений? Приемлемо ли для вас их предложение «Вымпелкому» выкупить пакет акций за $5 млрд. живыми деньгами?
К. Б.:
У нас с Telenor нормальные деловые отношения с 2001 г. В прошлом году мы действительно разошлись во мнениях о выходе российского ОАО «Вымпелком» в Украину. Мы сожалеем, что Telenor избрал судебную линию в качестве тактики общения с нами, а также использует площадку СМИ для высказывания в наш адрес различного рода негатива. По инициативе Altimo, которая неоднократно предлагала сесть за стол переговоров в отношении Украины, начались конструктивные переговоры о возможности слияния крупнейших операторов «Вымпелком» и «Киевстар» и условиях этого слияния. Однако Telenor демонстрирует нежелание занять действительно конструктивную позицию и выдвигает заведомо неприемлемые условия. Поэтому мы были вынуждены выступить с заявлением, что приостанавливаем переговоры до тех пор, пока норвежцы не проявят волю к действительно деловым переговорам.


С этим заявлением Altimo выступила 22 мая. А 24 мая Telenor за подписью Дага Мелгорда, вице-президента по связям с общественностью, распространил свои «уточнения по заявлениям Altimo». В них опровергаются все заявления оппонентов и приводится своя версия событий. Далее, 26 мая Telenor сообщил об очередном раунде переговоров, состоявшихся в этот день. 30 мая Telenor попросил продлить срок действия предложения «Вымпелкома» о покупке «Киевстара» до 1 июля. По сообщению газеты «Коммерсант», это предложение было якобы принято, но 1 июня Александр Изосимов, генеральный директор «Вымпелкома», сказал, что компания отзывает свое предложение.


Что касается покупки «Киевстара» «Вымпелкомом» за деньги, то различные инвестиционные и банковские структуры признали нецелесообразность такой схемы, одобрив в то же время сделку по формуле «деньги + акции «Вымпелкома». На последнем раунде переговоров в Telenor согласились с этим.


Кирилл Бабаев: «Мы — миноритарный финансовый инвестор с правом блокирования решений».


В настоящее же время Telenor нарушает корпоративные процедуры «Киевстара». На основании нескольких судебных решений Altimo обратилась к одной из аудиторских компаний «большой четверки» с просьбой разъяснить их возможные последствия. В своем письме, направленном в адрес Altimo, аудиторы определили, что ни один из акционеров ЗАО «Киевстар» в настоящее время не имеет достаточного для полной консолидации контроля над компанией. На этом основании Altimo полагает, что дальнейшая практика консолидации в финансовой отчетности результатов деятельности ЗАО «Киевстар» для Telenor невозможна.


Аналогичное заявление Altimo содержится и в пресс-релизе от 31 мая. Реагируя на него, Кьелл Мортен Йонсен (Kjell Morten Johnsen), глава российского представительства Telenor, заявил «Интерфаксу», что его компания всегда соблюдала все требования регулирующих органов и судов. При этом он подчеркнул, что доводы, которые приводит Altimo в своем заявлении, являются совершенно необоснованными, поэтому никаких ответных мер Telenor принимать пока не намерен. «Если есть какие-либо проблемы с акционерным соглашением, они должны обсуждаться в нью-йоркском суде, а не в украинском», — подчеркнул К. Йонсен. Он также отметил, что разбирательство в украинском суде проходило без ведома Telenor, что «неприемлемо ни для какого суда».


«&»: Почему вы активно поддерживали «Вымпелком» в его желании выйти на украинский рынок через покупку «Украинских радиосистем»? Ведь отрыв УРС даже от третьего игрока рынка — «Астелита» — очень велик?
К. Б.:
Важность выхода «Вымпелкома» на украинский рынок была очень существенна. Причем время для этого стремительно таяло, потому что уровень проникновения мобильной связи становился все выше (45% в середине 2005 г. и около 60% в начале нынешнего года). Начиная с осени 2004 г., мы предлагали различные варианты выхода «Вымпелкома» на Украину, однако все эти начинания блокировались конфликтом интересов Telenor. В прошлом году у «Вымпелкома» появилась возможность купить «Украинские радиосистемы», обладающих лицензией на всю территорию страны. Это была на тот момент оптимальная возможность выхода на украинский рынок, за исключением, впрочем, слияния «Вымпелкома» и «Киевстара», против которого возражал Telenor. Покупку УРС поддержало большинство акционеров «Вымпелкома». С конца 2005 г. эта компания активно развивается, в экономику Украины вкладываются существенные средства. С декабря 2005 г. по май 2006 г. подключились около 250 тыс. абонентов, причем 100 тыс. — после официального запуска в Украине бренда «Билайн», состоявшегося в апреле.


«&»: Считаете ли вы по-прежнему целесообразным объединение УРС и «Киевстара»? При каких условиях это возможно?
К. Б.:
Мы поддерживали и поддерживаем слияние «Киевстара» и «Вымпелкома» вместе с УРС, так как это может дать синергетический эффект повышения акционерной стоимости обеих компаний. Это возможно, если все стороны найдут компромисс в отношении возможности подобной сделки.


«&»: Украинское правительство в 2007 г. может объявить приватизацию «Укртелекома». У вас есть планы участвовать в торгах?
К. Б.:
Мы являемся инвесторами прежде всего в отрасль мобильной связи, поскольку считаем, что она наиболее перспективна с точки зрения возврата на капитал. Следовательно особого интереса к приватизации «Укртелекома» не испытываем.  







Евразийский инвестиционный фонд мобильной связи


Altimo (бывшая «Альфа Телеком») — холдинг, входящий в российскую «Альфа-Групп». Создан летом 2005 г. Управляет и владеет телекоммуникационными активами группы: 32,9% голосующих акций сотового оператора «Вымпелком» (у Telenor — 26,6%), 25,1% акций сотового оператора «Мегафон», 30% альтернативного оператора Golden Telecom, 43,5% украинского сотового оператора «Киевстар» (владельцем этих акций является ТОО «Сторм», на 100% принадлежащее Altimo; Telenor в «Киевстаре» владеет 56,5%), 13,22% турецкого оператора Turkcell. Компания оценивает эти свои активы в $10 млрд.

Залишити відповідь