Компании: новости в мире

Слияния и поглощения


BASF борется с цикличностью бизнеса
Юрген Хамбрехт, исполнительный директор BASF

Крупнейший мировой химический концерн, немецкий BASF, успешно завершил переговоры о покупке своего американского конкурента Engelhard за $5 млрд. Совет директоров Engelhard рекомендовал акционерам согласиться с предложением BASF, который впервые объявил о намерении поглотить конкурента в январе. Тогда немцы были готовы заплатить $37 за акцию, а в конце апреля увеличили предложение до $39.


Готовящаяся сделка станет крупнейшей в 140-летней истории немецкого концерна. Она позволит BASF укрепиться на рынке материалов, предназначенных для контроля над загрязнением окружающей среды. Американцы обладают уникальным патентом на химический катализатор, с помощью которого нейтрализуются выхлопные газы автомобилей. Объединенный BASF-Engelhard станет крупнейшим производителем таких катализаторов в мире. Сегодня это особенно актуально, учитывая скорое введение новых правил, требующих использования катализаторов для нейтрализации выхлопных газов во всех дизельных двигателях. Свою продукцию BASF предложит таким автопроизводителям, как Volvo и Mack Trucks.


Рынок оценил нынешнее поглощение более чем положительно. «Это хорошая цена, и рынки должны отреагировать на нее позитивно, — отмечает аналитик из Sal. Oppenheim Людгер Мьюз. — Сделка начнет приносить доходы через несколько лет и приведет к сокращению цикличности бизнеса BASF». По мнению экспертов, Engelhard предоставит немцам не только новую технологию, но и выход на новый, менее подверженный цикличности, рынок в то время, когда рынок химической индустрии движется к своему пику, за которым неизбежно последует спад.


Нынешнее поглощение станет уже третьим по счету для BASF за последние полгода. Ранее концерн приобрел подразделение немецкой химической компании Degussa за 2,7 млрд. евро и американскую фирму Johnson Polymer за $470 млн.


Стратегия


Vodafone ставит сомнительные рекорды
Крупнейший в мире мобильный оператор, британский Vodafone Group, объявил о чистых убытках в размере 32 млрд. евро по итогам 2005-2006 финансового года. Для сравнения: годом ранее британцы получили чистую прибыль в размере 9,36 млрд. евро. Правда, есть и повод для оптимизма: выручка компании в прошлом финансовом году выросла на 10% (до 42,85 млрд. евро). Более того — абонентская база Vodafone пополнилась на 21 млн. клиентов.


Столь неудовлетворительные показатели эксперты уже окрестили «абсолютным рекордом» для Европы. Нынешнее «пике» руководство связывает с переоценкой стоимости ряда активов, преимущественно в Германии. В феврале оператор уже объявил о списании балансовой стоимости зарубежных активов — главным образом немецких и итальянских — на сумму $40-49 млрд.


Итоги прошедшего финансового года вынудили оператора скорректировать свою программу развития бизнеса по нескольким направлениям. Первое — нарастить присутствие на развивающихся рынках, в частности в Индии. Второе — минимизировать издержки на ведение бизнеса в Европе. Одной из мер станет увольнение 400 британских сотрудников (правда, насколько эта мера окажется действенной для структуры с 58 тысячами персонала, эксперты сомневаются). Третье — покупка новых компаний. Сегодня ходят слухи о возможном приобретении Vodafone оператора фиксированной связи Cable&Wireless. В список потенциальных объектов приобретения вносят и российскую МТС. Четвертое — передача части бизнес-операций на аутсорсинг компаниям IBM и Hewlett-Packard. Благодаря этому оператор рассчитывает за 3-5 лет сократить операционные издержки на 190 млн. евро.


Но даже несмотря на запланированные шаги, эксперты Vodafone прогнозируют замедление темпов роста выручки в будущем году с 6,5 до 5%. Причина тому — усиливающаяся конкуренция на сотовом рынке, которая заставляет операторов снижать цены на услуги.


Реорганизация


Технологические компании массово бегут от пленочной фотографии
Один из мировых лидеров фоторынка, японская Canon, прекращает разработку новых пленочных фотоаппаратов. Решение заморозить производство новых компактных моделей и однообъективных зеркальных камер руководство связывает с непрерывным падением спроса на аналоговую технику и ростом — на цифровую. Так, по данным японского статистического ведомства, в прошлом году японские компании реализовали 64,77 млн. цифровых камер и только 5,38 млн. классических аппаратов. Впрочем, японцы заверили, что продолжат выпускать существующие модели фотокамер. Окончательное же решение о прекращении их выпуска будет принято лишь после тщательного анализа спроса. Основные усилия Canon теперь сконцентрирует на укреплении позиции на цифровом рынке, на котором она и так лидирует.


Кстати, Canon — далеко не первая фирма, решившаяся выйти из пленочного сегмента. Корпорация Nikon еще раньше заявила, что с 2006 г. прекращает выпуск семи из девяти моделей аналоговых фотоаппаратов и сконцентрируется на производстве цифровых камер. В официальном сообщении компании говорилось, что Nikon «считает традиционную фотографию бесперспективной, поскольку при современном уровне развития технологий у нее практически не остается преимуществ».


А в январе 2006 г. другой японский производитель фототехники — холдинг Konica Minolta — вовсе заявил о прекращении выпуска фотокамер всех типов и продаже подразделения по производству цифровых камер корпорации Sony. Fuji Film недавно сообщила о том, что сократит производство пленочных фотоаппаратов и поднимет на них цены, чтобы компенсировать расходы от снижения объемов продаж. А Kodak же не разрабатывает и не продает традиционные фотокамеры с 2004 г., выпуская только пленку.


Hi-tech


Microsoft намерен покорить «чужие» вершины
Корпорация Microsoft начала продажи своего антивирусного пакета Windows Live OneCare. Сервис включает антивирусное, антишпионское ПО и межсетевой экран, а также обеспечивает возможность создания резервных копий для критически важной информации. Продажи стартовали в США через онлайновый и обычные магазины, а в течение следующего года продукт станет доступен во всем мире. Годовая подписка на OneCare с возможностью обслуживания трех ПК стоит $49,95, что многие аналитики назвали довольно привлекательной ценой. В корпорации считают, что OneCare найдет своих потребителей, так как 70% компьютерных пользователей эксплуатируют средства безопасности с заканчивающимся сроком лицензии либо вовсе их не используют. Продукт разрабатывался с 2003 г., когда софтверный гигант купил румынского производителя антивирусов GeCad Software.


Несмотря на все сложности, ожидающие софтверного гиганта на пути продвижения сервиса, разработчики антивирусов признают: если качество решения Microsoft будет на должном уровне, ему удастся потеснить конкурентов в секторе малого и среднего бизнеса, а также домашних пользователей. Речь идет о таких производителях, как Symantec, McAfee, Trend Micro, «Лаборатория Касперского» и др.


Сегодня около 70% спама отправляется со взломанных через уязвимости Windows домашних компьютеров. Microsoft Windows как наиболее распространенная операционная система является самой привлекательной мишенью для хакеров. Уязвимости этой системы создали целую индустрию средств обеспечения безопасности. «Могу предположить, что Microsoft столкнется с серьезными проблемами прежде всего в плане технической поддержки своих OneCare-пользователей, — говорит Борис Шаров, гендиректор компании «Доктор Веб». — Ведь вирусы очень часто пренебрегают законами построения программ, которые навязывает всем производителям Microsoft».


Власть и бизнес


Штраф без права переписки
Основатель и бывший глава корпорации Daewoo Group, в структуре которой была создана компания Daewoo Electronics, приговорен к 10 годам тюремного заключения. Южнокорейский суд признал Ким Ву Чунга виновным в хищении средств и финансовых махинациях, вследствие которых в конце 1990-х концерн развалился и был распродан. По сообщению суда, экс-председатель Daewoo пренебрег корпоративной этикой и нарушил закон, что привело к банкротству компании. В итоге государству пришлось потратить огромные средства на поддержание ее на плаву. Так что теперь бизнесмену предстоит возместить компании убытки на астрономическую сумму — $22,5 млрд., а также заплатить штраф в $10,6 тыс.


Корейская полиция арестовала Ким Ву Чунга год назад после его возвращения из-за границы. С 1999 г. бизнесмен проживал во Франции, куда был вынужден переехать после развала Daewoo. Впрочем, многие специалисты полагают, что в большей мере крушению корпорации способствовал азиатский экономический кризис 1997-98 гг. Но следствие уверено, что сам Ким активно участвовал в наращивании миллиардных долгов компании. Известно, что по его личным распоряжениям подделывались документы и раздувалась финансовая отчетность для получения многочисленных банковских кредитов. Когда долг Daewoo уже превышал $82 млрд., пирамида рухнула и ее распродали по частям. Внушительный пакет тогда достался автоконцерну General Motors. В 2003 г. он включил корейскую компанию в свой состав, основав GM Daewoo Auto & Technology.


По делу Daewoo было осуждено около 20 высокопоставленных сотрудников и бухгалтеров компании. И это не единственный случай в местной автомобильной отрасли. Не так давно правоохранительные органы Южной Кореи заинтересовались главой другого автомобильного гиганта — Huyndai. Ему также предъявлены обвинения во взяточничестве и хищениях.


Инвестиции


СТС пришлось умерить аппетиты
Российская компания СТС Media (управляет российскими телеканалами СТС, «Домашний» и другими активами) провела первичное размещение акций на нью-йоркской бирже Nasdaq. Ведущим андеррайтером выступил инвестбанк Morgan Stanley. В ходе IPO холдинг продал 24,7 млн. акций за $346 млн. Инвесторы оценили ценные бумаги корпорации в $14 за штуку — практически в середине объявленного накануне ценового коридора $13,5-15,5. В итоге капитализация телекомпании превысила $2 млрд.


Между тем назвать нынешний выход на биржу удачным эксперты не берутся: по итогам IPO, компания привлекла сумму, в полтора раза ниже запланированной. Ранее СТС сообщила Комиссии по рынкам ценных бумаг и биржам США о намерении разместить 29,4 млн. акций по цене $16-18 за штуку. Но впоследствии согласилась на более скромную оценку. По официальной версии, по IPO ударило общее падение рынков развивающихся стран: по мнению экспертов, зарубежные инвесторы уже сыты размещениями российских акций с премией. Если причина в этом, то СТС — первая российская компания, пострадавшая от обвала индексов. Напомним, что самое большое разовое падение индексов составляло около 10%, и на прежний уровень биржи пока не вернулись. Впрочем, большинство аналитиков версии СТС не поверили. По их мнению, дело скорее в том, что изначально заявленная цена была неоправданно завышенной, и холдингу пришлось привести ее к более адекватному уровню.


Привлеченные средства холдинг планирует направить на приобретение активов в России и СНГ, покупку телепрограмм и лицензий. Порядка $22 млн. пойдут на погашение задолженности перед «Альфа-Банком». Кроме того, СТС может приобрести офисное здание в Москве, где разместит свою штаб-квартиру.

Залишити відповідь