Украинские чиновники и политики, отвечающие за интеграцию Украины в ЕС, категорически против негативных выводов из заявления комиссара Евросоюза по вопросам единого рынка Фрица Болкенштайна. «МИД не намерен драматизировать ситуацию. Мнение Болкенштайна является частным и не может влиять на решения Совета ЕС, компетентного в данных вопросах», – заявил «&» первый замминистра иностранных дел Александр Чалый. Однако проевропейски настроенные политики говорят о «неприятном чувстве возвращения к геополитическим постройкам 15-20-летней давности» (именно так оценил ситуацию глава Парламентского комитета по вопросам европейской интеграции Борис Тарасюк). Едины они в том, что это заявление – очередной сигнал ЕС украинской власти о необходимости активизировать свои действия на европейском направлении.
Так, посол Европейской комиссии в России Ричард Райт признался «&», что Брюссель до сих пор не рассматривает разговоры о европейской интеграции, которые ведут представители Украины, как выражение реальной политической воли руководства страны. Ибо последнее, по его мнению, продолжает в этом вопросе «двигаться то назад, то вперед». И, похоже, крупный украинский бизнес уже начал чувствовать реальные последствия этой «нерешительности». Так, наши эксперты считают, что именно нежелание Брюсселя допускать на территорию ЕС компании из «неблагонадежной» Украины сыграло решающую роль при принятии правительством Польши решения об отказе продать Индустриальному союзу Донбасса металлургический завод «Гута Ченстохова». Более того, они убеждены, что этот случай – всего лишь начало, и при неудачном для ИСД результате сделки с «Гутой» та же участь может постигнуть и другие украинские компании.
Почему же ни Украина, ни ее компании не прилагают усилий к выполнению хотя бы части требований Евросоюза? Во-первых, потому что не могут. Простой пример: цивилизованное возмещение НДС, являющееся одним из основных требований ЕС. А ведь все «хитрости», связанные с уплатой/неуплатой этого налога, – лишь симптом огромнейшей многоплановой проблемы нецивилизованных отношений власти и бизнеса.
Во-вторых, потому что не хотят. Ибо требования, уже выдвинутые Евросоюзом к Украине, противоречат интересам крупных украинских ФПГ. Прежде всего, речь идет о требовании снизить госдотации. Среди основных оппонентов этого шага – «аграрное лобби» и автомобилестроители (Л. Грач, П. Порошенко и др.).
Конечно, некоторые «придирки» ЕС несправедливы по сути. К примеру, уровень косвенной поддержки сельхозпроизводителей Украины де-факто намного ниже, чем в Евросоюзе. Но он отстаивает интересы европейских, а не украинских производителей. И это понятно. Так что это работа украинских лоббистов – защищать интересы своего бизнеса и страны в целом. Не хватает собственных сил и знаний – проблему можно смягчить (хотя бы частично), использовав лоббистский потенциал крупных европейских концернов и корпораций, работающих в Украине. Например, концерна «Опель», который теперь имеет интересы в Запорожье и хорошие лоббистские возможности в Брюсселе. (Кстати, именно с его помощью украинская власть надеется добиться смягчения позиций Еврокомиссии в отношении дотаций автомобильной промышленности.)
Но этот пример – из последних инициатив. А ведь нельзя забывать о том, что в ЕС помнят и другие варианты «решения вопросов» по-украински. В частности, в конце 2002 г. у нас был введен сбор на экспорт металлолома. В ответ Евросоюз вдвое сократил квоты на экспорт металлургической продукции из Украины на 2003 год. После присоединения к нему 10 новых стран эти квоты распространятся и на них, что еще серьезнее ударит по отечественным металлургам. «У депутатов еще есть время исправить свои ошибки – до апреля. Но они должны постараться не допустить новых, подобных тем, которые были допущены в законопроекте №4000-1», – отмечает народный депутат, член Комитета по вопросам европейской интеграции Сергей Шевчук.
Впрочем, официальная позиция Украины – не торопиться выполнять требования. По словам первого заместителя министра экономики и по вопросам европейской интеграции Владимира Першина, Украина имеет право требовать 3 года на адаптацию своего законодательства к законодательству Евросоюза. Правительство Януковича в целом не видит оснований для тревожных настроений в деловых кругах. Более того, оно обещает украинскому бизнесу, во-первых, минимизировать негативные последствия расширения ЕС, распространив Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на 10 новых членов из Центральной Европы и Балтии. А, во-вторых, активизировать переговоры о предоставлении Евросоюзом Украине статуса страны с рыночной экономикой.
Но это, похоже, только способ «залатать дыры» в отношениях, который не имеет ничего общего с выработкой и оглашением четких принципов взаимодействия Украины с ЕС. Так что брать за ориентир сегодня все же стоит позицию Евросоюза. Именно она и покажет, насколько четко были донесены до европейцев украинские инициативы и принципы.