Рынок цифровых камер в 2006 г. году должен сравняться по объему с рынком пленочных, а потом и обогнать его. Заодно подтянуть за собой и «смежников».
Рынок цифровых фотокамер в Украине показывает очень высокую динамику роста: уже второй год подряд — примерно на 120% в год. В итоге рост рынка с 2004 по 2006 г. может составить 500%. Даже в текущем году объемы продаж цифровой фототехники впервые сравняются с объемом продаж аналоговых фотоаппаратов. Такие оценки дают специалисты холдинга AVentures Group (в состав которого входит ряд дистрибьюторских компаний и розничных сетей электроники) и компании «Юг-Контракт» (один из крупнейших дистрибьюторов фототехники, портативной электроники, входящий в группу компаний «Фокстрот»).
Рычаги «тянитолкай»
Рынок цифровых камер принадлежит к числу тех, которые «тянут» за собой другие связанные с ними рынки.
Первый из них — аксессуары (дополнительные карты памяти, чехлы, подводные кейсы и др.). Так, по итогам 2005 г. эксперты AVentures Group оценивают емкость данного рынка в $36 млн., что соответствует 40% основного рынка (емкость которого в 2005 г. составила $89,6 млн.). С одной стороны, карты памяти могут использоваться не только в цифровых фотоаппаратах, а чехлы, аккумуляторы, штативы и проч. — не только для цифровой техники, что осложняет оценку данного рынка по целевому потреблению. Такая множественность применения способствует росту рынка аксессуаров. «Эта сложная товарная группа необходима для обеспечения полноценного сервиса для покупателя. Отсутствие же оригинальных аккумуляторов, кабелей, док-станций способно существенно снижать спрос», — утверждает Виталий Дорошенко, руководитель департамента цифровой техники «Юг-Контракт».
Второй рынок, который подтягивается за камерами, — цифровой печати. Специалисты считают, что уже в нынешнем году он вырастет более чем в 2,5 раза (за счет роста количества лабораторий и объема их работы). Причем в случае с этим рынком также существует «обратная связь»: спрос на цифровые фотоаппараты подхлестнуло в том числе снижение стоимости печати снимков — на 25% за прошлый год.
Двойной подогрев
Рынок цифровых фотоаппаратов подогревается двумя основными группами — производителями продукции и продавцами.
Сейчас на украинском рынке представлена продукция более чем 15 производителей. Но тройка лидеров уже несколько лет остается неизменной — Olympus, Canon и Sony. Четвертое место сейчас занимает UFO, а за пятое идет борьба с переменным успехом.
Позиции марок непосредственно зависят от маркетинговой активности производителей. «Olympus был первым, кто начал заниматься продвижением цифровой техники — этим объясняется его лидерство. Вторым на украинский рынок с массированными промоакциями пришел Canon. В результате эти компании занимают ведущие места с заметным отрывом. А доля остальных производителей меняется в зависимости от маркетинговых усилий», — говорит Виталий Дорошенко.
Все производители развивают рынок в целом за счет технических новшеств и планомерного снижения стоимости, а цифровые фотоаппараты оснащаются функциями, придающими продукту добавочную ценность (более мощные оптические зумы, улучшенное качество снимков и др.).
Несмотря на высокую конкуренцию, существует вероятность появления новых марок, в том числе еще неизвестных. «Продвигать продукт можно локально, выставив в одной-двух сетях, с целью увеличения рентабельности сегмента. А можно попытаться продавать во многих торговых сетях, начав рекламную поддержку продукта (как в случае с UFO). Но тогда рентабельность сегмента снизится до среднерыночной», — говорит Сергей Дорофеев, руководитель департамента маркетинговых исследований AVentures Group.
По мере роста спроса на рынке ритейлоры начинают активно развивать специализированные сети. К примеру, в январе 2006 года AVentures Group начал развивать сеть салонов цифровой фототехники Megapixel. «Юг-Контракт» уже во второй раз совместно с производителями проводит в разных городах Украины конференции «Цифровой десант», посвященные особенностям продвижения и продаж цифровой фототехники, с выставкой новых моделей.
Кроме того, сейчас продажей цифровых фотоаппаратов, комплектующих и аксессуаров занимаются все магазины, продающие портативную электронику, — супермаркеты электроники, фотосалоны, интернет-магазины, салоны мобильной связи, магазины бытовой техники.