Что происходит: на международных рынках

Ритейл под ключ


По мере ускорения глобализации ускоряется и гонка выхода мировых розничных сетей на новые рынки. Данный фактор, подкрепленный повышением культуры потребителя и улучшением платежеспособности населения, в 2005 г. привел к увеличению объемов мирового продовольственного ритейла на 13% (до $5,5 трлн.). Однако, как уверяют аналитики американской исследовательской компании A. T. Kearney, успех не обязательно приходит к самым быстрым — скорее в выигрыше оказываются компании, делающие нужные шаги в нужное время. Так, в 2005 г. вслед за супермаркетами на новые рынки вышли около 30 ритейлеров «второй волны» (к примеру, сети DIY и одежды). В то же время 17 компаний покинули розницу, и в нынешнем году планируется уход еще 19. Чтобы помочь розничникам правильно расставить приоритеты и сориентироваться в неопределенной среде, эксперты A. T. Kearney разработали Индекс глобального развития розницы (GRDI). Показатель базируется на анализе привлекательности для ритейлеров 30 развивающихся стран.


Исследование показало, что сегодня наиболее оптимальными рынками для экспансии игроков международных розничных компаний являются Индия, Россия и Вьетнам. Так, Индия уже второй год подряд удерживает первое место со стопроцентным показателем привлекательности. И это неудивительно: рост на $350-миллионном рынке ритейла ожидается не менее 13%. Россия продолжает удерживать за собой вторую позицию в рейтинге. Доля розницы в стране за минувший год выросла на 19%. В текущем году свой выход на рынок планируют The Body Shop, Lotte, Marks&Spencer. Вьетнам с 2005 г. поднялся на пять позиций. Украина же опустилась в рейтинге с третьей на четвертую сроку, понизив свою привлекательность на 4%. Хотя рост ритейла в 2005 г. здесь составил 30%, а оборот розничных товарных операций достиг $27 млрд.


Что касается региональных особенностей, то Азия продолжает возглавлять список наиболее перспективных регионов, опережая Центральную и Восточную Европу. Азиатские страны представляют 40% из 20 крупнейших рынков, в то время как доля развивающихся европейских государств за последний год снизилась с 55 до 35%. Ближний Восток, кроме того, имеет один из самых высоких показателей покупательной способности и один из самых низких индексов концентрации розничных компаний. Как правило, на этот рынок выходят непродовольственные сети, использующие модели развития с низким показателем риска (например франчайзинг). Только за 2005 г. количество торговых площадей в регионе выросло на 110%. В 2006 г. на рынок Саудовской Аравии — наиболее перспективной страны региона — планируют выйти такие гиганты, как IKEA, Carrefour и Casino. Кстати, еще одной причиной лидерства азиатских и европейских государств называют затянувшийся экономический кризис Латинской Америки.


Но, к сожалению, удача улыбается ритейлерам не всегда. Аналитики A. T. Kearney определили именно стадию пикового развития рынка (длительность 5-10 лет) наиболее привлекательной для начала экспансии рынка розничной торговли. Так что именно на данной стадии ритейлерам следует входить на рынок. В связи с этим, как утверждают аналитики, сейчас как раз пришло время Украины, Индии и Вьетнама. Вхождение на данном этапе подразумевает долгосрочное существование и стабильную прибыль. Примером может служить вхождение на рынок Китая Wal-Mart и Carrefour в начале 2000 г. Сейчас эти сети успешно применяют стратегию экспансии на рынок Индии и Вьетнама.







Время Украины уже пришло


Елена Кистень, руководитель отдела маркетинга «Медиахолдинга 059»:
— Специфика нашей работы позволяет отслеживать тенденции развития розничного сектора по динамике запросов в наши справочные службы. Хотелось бы отметить две тенденции. Первая — бурное развитие крупных торговых точек. Так, в ежегодном рейтинге самых запрашиваемых компаний 2005 г. третье место занял строительный гипермаркет «Эпицентр», пятое — МETRO. При этом количество запросов по позиции «супермаркеты» по итогам мая 2006 г. возросло на 20% по сравнению с маем 2005 г. Интерес к ним вызван ускорением темпа жизни и желанием потребителя минимизировать время на приобретение нужных товаров. Все чаще он предпочитает купить все необходимое в одной торговой точке. Этим же обусловлена вторая тенденция — рост онлайнового сектора розничной торговли. Так, посещаемость нашего интернет-гипермаркета за май увеличилась по отношению к аналогичному периоду прошлого года более чем в 5 раз. При этом 40% пользователей приходится на потребительскую розницу.


Повышению привлекательности украинского ритейла способствовал ряд факторов: рост покупательной способности населения, перспектива вступления в ВТО, стабильный валютный курс. Но важнейший — рост потребительской культуры, которая предполагает желание покупать качественные товары и готовность за них платить.


С увеличением числа игроков на рынке существенного снижения цен не произойдет. По мере развития рынка будет преобладать неценовая конкуренция. Операторы попытаются привлечь потребителя за счет лучшего уровня обслуживания, ассортимента, качества товаров и разработки программ лояльности. Испытанием для операторов рынка станет приход в Украину мировых гигантов (в частности, планируемый выход IKEA). Поэтому сегодня мы наблюдаем маркетинговую активность ведущих ритейлеров, которые стараются застраховать себя как посредством выхода на региональные рынки, так и путем оптимизации бизнес-процессов и формирования позитивного эмоционального отношения со стороны потребителей.


Экономические заботы объединенной Европы


Коммуникационная группа PRT подвела итоги рейтинга резонансных событий Евросоюза за четыре месяца 2006 г. Экспертами рейтинга выступили 50 представителей бизнеса и СМИ из 25 стран ЕС. Как показал опрос, наиболее резонансными событиями по оценкам экспертов стали: в политической жизни ЕС — скандал, связанный с карикатурами на пророка Мухаммеда, опубликованными датской газетой Jullands Posten; в экономической сфере — утверждение Европейской комиссией всеобщей европейской энергетической стратегии. Напомним, что так называемая «Зеленая книга» определяет шесть основных направлений работы: единый внутренний энергетический рынок, диверсификация источников энергоснабжения, солидарность в предотвращении энергетических кризисов, устойчивое развитие, инновации и технологии, а также внешняя политика.


Испаряющаяся прибыль авиакомпаний


Колебание мировых цен на нефть становится все более непредсказуемым, а их прогнозирование — делом все более неблагодарным. В последний раз скачок выше $71 за баррель был ознаменован новым витком напряженности ситуации вокруг ядерной программы Ирана. Тогда в стране якобы обнаружили новые следы высокообогащенного урана. Нервозности рынку добавлял и ряд других факторов — серия похищений иностранных нефтяников в Нигерии, возможность роста инфляции в США, а также начало нового сезона ураганов. Однако уже в начале июня баррель нефти-сырца подешевел на $1,62. Поводом тому стала позитивная реакция Ирана на очередные предложения мирового сообщества относительно сворачивания ядерной программы.


От такой шаткости рынка черного золота и постоянного повышения цен страдают авиаперевозчики. Таков главный вывод ежегодной встречи Международной ассоциации авиатранспорта (IATA), представляющей 261 авиакомпанию и контролирующей 94% всех регулярных авиаперевозок в мире. Эксперты прогнозируют: в текущем году высокие цены на нефть принесут мировым авиакомпаниям убытки в $3 млрд. «Нефть — совершенно непредсказуемый фактор. Цены опережают производственную прибыль и уничтожают все наши доходы», — отметил глава IATA Джованни Бизиньяни.


Ежегодный рост выручки на 10% в течение последних трех лет, а также активные меры по минимизации издержек (затраты, не связанные с топливом, за последние пять лет сократились на 13%) помогли авиакомпаниям удержаться на плаву. В числе других антикризисных шагов — использование экономичных авиалайнеров, разработка сети транзитных маршрутов и переход на «бюджетный» вариант перевозок с минимальными стоянками и максимальной загрузкой авиалайнеров. Между тем расходы на топливо в нынешнем году составят в среднем 26% общих затрат авиалиний по сравнению с 22% в 2005-м. Чтобы выйти на прибыльность, авиакомпаниям придется использовать 63,3% своих мощностей для перевозки грузов. Хотя, по прогнозам, они вряд ли сумеют использовать более 62,4%.


Как ожидается, основной «топливный» удар в нынешнем году придется на американский рынок авиаперевозок. Быстрое развитие маршрутной сети, в основном осуществляется малобюджетными авиакомпаниями, что позволило европейским перевозчикам получить в прошлом году больше прибыли, чем их коллегам в США. С 2000 г. американские авиаперевозчики потеряли $42 млрд. и ни разу не вышли на прибыль. «Мы увеличили число пассажирских мест, повысили цены на билеты. Это единственное, что можно сделать в сложившейся ситуации», — отметил старший экономист Air Transport Association Джон Хеймлич. Эксперт напоминает: несмотря на 10%-й рост стоимости билетов в январе, они все же на 16% дешевле, чем в 2001 г. К тому же по доходам лидеров рынка существенно ударила деятельность Southwest Airlines и других малобюджетных американских авиакомпаний. Ведь быстрая оборачиваемость маленьких перевозчиков позволяет при нынешних ценах на топливо удерживать стабильные цены на билеты и за счет высокого спроса на перевозки оставаться на рынке. В такой ситуации крупные компании, по мнению Хеймлича, выйдут на прибыльность не ранее 2007 г.

Залишити відповідь