Украинский рынок бассейнов пока не вышел из юного возраста, и поэтому легко доступен для новичков.
Компании, уставшие от борьбы за клиента на «рынках покупателя», сложившихся для большинства товарных групп в нашей стране, могут отдохнуть душой, выйдя на рынок бассейнов. Это еще очень молодой и быстро развивающийся рынок, пока сохраняющий практически все приятные черты рынка продавца. Здесь быстро растет спрос, за которым не очень поспевает предложение. Для него все еще характерен достаточно широкий разброс цен, когда за один и тот же объект в разных фирмах могут запросить и $20000, и $40000. На нем еще не знают, что такое настоящая борьба за клиента, и привыкшие к иным стандартам обслуживания покупатели порой жалуются на прохладный прием и отсутствие явной заинтересованности со стороны менеджеров в некоторых фирмах, действующих по принципу: «Если вы не закажете, найдутся другие». Что и неудивительно — для многих (если не большинства) компаний, особенно предлагающих бетонные бассейны, ограничением является не столько число клиентов, сколько собственные производственные возможности. Здесь царят забытые уже на других рынках благодушные представления о том, «что покупателей хватит еще лет на 15-20 безбедного существования». Соответственно у большинства компаний нет реального стимула сколько-нибудь серьезно изучать рынок. Еще очень легко рождаются новые фирмы путем «отпочковывания» опытных специалистов от старых игроков. Пока что достаточно уверенно себя чувствуют дилетанты, чьи несовершенные творения еще просто не успели прийти в негодность.
Бурный рост будет продолжаться
Хотя в целом компаниям не до проведения серьезных исследований рынка, по оценкам специалистов, рынок растет примерно на 30% в год, и рост этот сохранится на протяжении как минимум нескольких ближайших лет. Основным фактором, обеспечивающим такой подъем, является повышение благосостояния населения.
Вторым по значимости фактором можно считать постепенное освоение украинскими гражданами элементов западного стиля жизни, в том числе рост интереса к активному отдыху и вообще здоровому образу жизни. Большим подспорьем для поставщиков бассейнов является и неблагоприятная экологическая ситуация в нашей стране: сплошь и рядом в природных водоемах без риска для здоровья не особо и покупаешься.
Кроме частных лиц, в последние годы в качестве покупателей бассейнов все чаще выступают и организации. По словам предпринимателя Вадима Паланицы, «сейчас большое развитие рынка бассейнов идет в Крыму. Поскольку санатории начинают стремиться к европейскому уровню обслуживания клиентов, соответственно в любом санатории должен быть бассейн, отвечающий современным требованиям». Кроме того, все больше в моду входят аквапарки. Менеджер оптового отдела компании «Ювента-ЛК» Владимир Перепелка: «Аквапарки начинают строиться даже в тех регионах, где раньше не отмечалось активного спроса на бассейны. Например в Тернополе. Современные аквапарки с настоящей морской водой становятся востребованными даже в украинской глубинке. Не каждый может поехать на море, а вот пойти в аквапарк — это реально».
Но наибольший вклад в повышение спроса на бассейны вносят представители украинского среднего класса.
Что нужно среднему классу
Еще года три назад, по словам директора ООО «Гриф» Игоря Рубца, погоду на рынке делали владельцы элитных домов. Соответственно искусственные водоемы были в значительной мере элементом формирования имиджа их хозяев, своего рода необходимым атрибутом их общественного статуса. Со временем отношение к бассейнам изменилось. И сегодня бассейн действительно превращается в место здорового проведения досуга, источник позитивных эмоций, он во все большей степени «идет в народ». По словам Владимира Перепелки, теперь основные заказчики могут быть отнесены к среднему или чуть выше среднего классу. А для них, считает Игорь Рубец, самое главное — цена. Второй по важности критерий — долговечность сооружения. И третий критерий — величина ежемесячных расходов на содержание бассейна. Исходя из совокупности этих критериев, как полагает Игорь Рубец, бетонные бассейны сегодня уступают свои рыночные позиции бассейнам из пластика.
Наибольший вклад в повышение спроса на бассейны вносит средний класс.
Бетонные бассейны и гораздо дороже при строительстве, и технологически сложнее. Кроме того, они более затратны и трудоемки в обслуживании, чем пластиковые, а также требуют значительно больше энергии для подогрева воды. Игорь Рубец делает вывод, что в связи с подорожанием рабочей силы, стройматериалов, металла бетонный бассейн становится уделом достаточно обеспеченных людей. «Мы сразу взяли ориентир на средний класс, — говорит Игорь Рубец. — Бетонные бассейны составляют единичные заказы. Мы же хотим давать как можно большие объемы».
Схожей позиции придерживается и коммерческий директор компании «Денол» Анна Белановская: «С начала текущего года наиболее серьезной тенденцией на рынке является подорожание строительных материалов. Соответственно растет себестоимость изготовления бассейнов. Бетонные бассейны в еще большей степени становятся элитным товаром».
Кроме того, как говорит Вадим Паланица, пластиковые бассейны выигрывают и по времени строительства. Потому что большинство клиентов начинают думать о бассейне, когда уже началось лето или очень жарко на улице. Начинают звонить и заказывать бассейн «на вчера». Бетонный же бассейн «на вчера» построить нельзя.
Однако, невзирая на вышеизложенное, бетонные бассейны с пленочным покрытием остаются наиболее массовым видом бассейнов на рынке, опережая и пластиковые стационарные, и все виды сборных бассейнов. Поскольку их преимущества в глазах потребителя все-таки перевешивают недостатки.
Когда весомы «железобетонные» аргументы
«Основной аргумент в пользу бетонного бассейна — видимо, его эксклюзивность, — считает Анна Белановская. — Данная технология позволяет воплощать любую фантазию, создавать уникальные композиции и выражать индивидуальность заказчика. Именно это ценят состоятельные клиенты». «Богатые люди хотят, чтобы бассейн был произведением искусства, — подтверждает Вадим Паланица. — Чтобы все помещение, в котором они строят бассейн, выглядело, как уникальный проект».
Однако и для основной массы потребителей — представителей среднего класса — бетонные бассейны в значительной мере сохраняют свою привлекательность. Это объясняется во многом благодаря бытующему в народе традиционному представлению, что бетонное изделие надежнее и долговечнее, чем пластиковое (хотя срок службы полипропиленовых бассейнов может достигать 50 лет). Бетонное сооружение выглядит монументальнее, солиднее. Срабатывает и еще один стереотип: если дороже, то, наверное, все-таки лучше. Да и вообще — «пластик — это как-то несерьезно».
Кроме того, помогает и упомянутая уже запутанность цен на рынке, обусловленная разным представлением операторов о том, сколько можно или нужно накручивать на продаже своей продукции. Поэтому пленочный бетонный бассейн некоторые ваятели могут предложить даже дешевле, чем менее скромные в своих аппетитах компании полипропиленовый бассейн того же размера.
Серьезная проблема — нехватка профессионализма
В значительной степени сдерживает развитие компаний на этом рынке дефицит квалифицированных специалистов, который усугубляется тем, что наиболее успешные и опытные профессионалы довольно часто приходят к решению начать собственный бизнес, благо больших вложений для этого не требуется. Кадровый дефицит в первую очередь сказывается на строителях бетонных бассейнов. Поскольку, по словам Игоря Рубца, бетонные бассейны «беспощадны» по отношению к тем технологическим ошибкам, которые пластиковые легко прощают.
Другой стороной медали быстроразвивающегося и высокорентабельного рынка является тот соблазн, который испытывают строительные компании, не имеющие опыта работы с бассейнами. Как утверждает Вадим Паланица, многие строители считают, что их навыков работы с бетоном вполне достаточно, специфики же создания именно таких объектов не знают и не принимают ее во внимание. Поэтому за создание бассейнов смело берется чуть ли не любая строительная бригада. Бассейн же — это объект, эксплуатирующийся в особых условиях и испытывающий специфические нагрузки, игнорирование которыми чревато появлением со временем трещин и прочих неприятных последствий.
«Мы часто сталкиваемся с проблемой, — рассказывает Игорь Рубец, — когда заказчики говорят: «У нас есть бетонная чаша. Вы можете поставить в нее оборудование и облицевать?». Мы выезжаем на объект и в 90% случаев говорим, что мы тут ничего делать не будем. Потому что экспертиза чаши, как правило, показывает, что она сделана не по технологии».
Вадим Паланица не столь категоричен: «В большинстве случаев это все сделано не по технологии. Или заказчик сам делает, или нанимает людей, которые ему строят дом, чтобы они заодно и бассейн сделали. После них кое-что приходится переделывать. Я видел много чаш, сделанных не по технологии. Но всегда можно найти выход». В любом случае этот «выход» обходится заказчику дороже, чем если бы с самого начала все делалось «по уму». Впрочем, технология изготовления пластикового бассейна тоже имеет свои нюансы. И получить недолговечное изделие в данном случае вполне реально.
Можно спрогнозировать, как сочетание дефицита профессионалов с практически неисчерпаемыми запасами уверенных в себе дилетантов скажется на структуре спроса и предложения на рынке.
Клиент становится все более грамотным
Рост информированности наших сограждан приводит к появлению новых требований со стороны покупателей бассейнов. Анна Белановская: «Сейчас у заказчиков проявляется большой интерес к современным методам дезинфекции воды, альтернативным до сих пор привычному в нашей стране хлорированию. Они, как правило, отдыхают за рубежом, посещают современные аквапарки, бассейны в гостиницах, видят, как это все работает, узнают, что считается нормой, какие требования предъявляются к системам очистки и обеззараживания воды. И они хотят видеть это все и у себя дома, поскольку рассчитывают использовать бассейны для укрепления здоровья».
Усложняются и требования к оборудованию бассейнов. Людям уже недостаточно иметь просто емкость, заполненную водой. По словам Владимира Перепелки, в последнее время увеличился спрос на аттракционы. Очень востребованы водопады, гейзеры, гидромассажи. Большой популярностью пользуются устройства, обеспечивающие «встречное течение» — своеобразный водяной аналог бегового тренажера. Наличие сильного встречного течения позволяет проводить тренировочные заплывы даже в маленьком четырехметровом бассейне.
Покупатели стали больше разбираться в технических вопросах, связанных с приобретением бассейна. Как отмечают продавцы, достаточно типична ситуация, когда человек, прежде чем построить бассейн, тщательно собирает информацию, обзванивает несколько фирм, интересуется используемыми технологиями и оборудованием. Довольно часто заказчики просто диктуют, какое именно оборудование и каких именно производителей должно стоять в бассейне.
От бетонной до надувной конструкции На рынке представлены несколько основных типов бассейнов. Если описывать их в порядке убывания стоимости, то начать нужно с бетонных, облицованных плиткой (в народе называемых «плиточными»). Это капитальное сооружение, долговечное и надежное. Строится не менее двух месяцев при идеальных погодных условиях. Требует больших усилий при обслуживании, в частности, при регулярной чистке. Высокая теплопроводность бетона подразумевает необходимость постоянного подогрева воды. Далее — бетонные бассейны, облицованные пленкой (пленочные бассейны). При нормальной погоде строится около месяца. Уход (чистка) требует чуть меньших усилий, чем плиточных. Сборные бассейны, заливающиеся бетоном. Это пластиковая конструкция, которую впоследствии собирают по форме бассейна и заливают бетоном. Уменьшает трудозатраты, быстрее монтируется, чем бетонная чаша. При нормальной погоде строится за две недели. Сборно-щитовые бассейны собираются из прямых ребристых трехслойных полистирольных панелей (либо гибких полипропиленовых панелей), упоров и поддерживающих элементов. Легко встраиваются в существующие здания. Не требуют применения тяжелой строительной техники. Цельнопластиковые бассейны представляют собой цельнолитую чашу из высокопрочных и износостойких композитных материалов, которая просто устанавливается в грунт. По сравнению с бетонными бассейнами очень просты в уходе, требуют для очистки воды в три раза меньшего расхода химических средств. Благодаря низкой теплоемкости потребляют в несколько раз меньше электроэнергии для обогрева воды. Полипропиленовые бассейны — цельносварная конструкция, выполненная из листового полипропилена. Не требуют облицовки, что существенно снижает стоимость бассейна. Низкая теплопроводность полипропилена способствует поддержанию стабильной температуры воды и экономии энергии водонагревателей. Сборно-разборные бассейны — стены такого бассейна выполнены из металлического листа. Внутренняя часть листа имеет ПВХ-покрытие. Можно устанавливать в течение одного дня на подготовленной площадке. Могут быть вкопаны в грунт. Надувные бассейны относительно недороги, легко перевозятся и устанавливаются практически в любом удобном месте.