B украинских компаниях

производство
«Зубры» помогут выйти из кризиса

Море, феодосийская судостроительная компания (ФСК), в конце сентября приступит к выполнению работ по производству четырех скоростных десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» для Китая. Это самый крупный в мире десантный корабль такого типа, который по своим техническим характеристикам до сих пор остается уникальным (он разработан еще во времена СССР). По условиям контракта с КНР, сумма которого превышает 1 млрд. грн., на выполнение работ украинцам отведено пять лет. Предположительно два корабля будут произведены в нашей стране, а два — в Китае по украинским технологиям и с участием украинских специалистов.

Первый финансовый транш от КНР был получен в конце июля. Деньги пойдут на покупку материалов, подготовку документации и персонала, а также на выполнение внешней кооперации. Руководство ФСК Море намерено принять на работу около 1,5 тыс. человек вместе с инженерно-техническим персоналом (до заказа в штате числились 267 работников).

С получением данного заказа ФСК Море выйдет из кризиса, решит свои проблемы с заказами и откроет новые рынки сбыта. Уже сейчас наготове несколько новых заказов на строительство судов от отечественных пограничников и из зарубежья. Более 7 тыс. человек смогут работать на заводе Море, если он заработает на полную мощность.

P.S.Китай собирается впоследствии развернуть серийное производство «Зубров» на своей территории, но скопировать полностью технологии вряд ли сможет, поэтому вынужден будет закупать комплектующие в Украине или России. Объемы поставок обещают быть значительными, что должно улучшить положение украинских судостроительных предприятий.


расширение портфеля
Ностальгическое настроение

Оболонь решила расширить свое присутствие на рынке пива в нижнем ценовом сегменте. Продуктовая линейка компании пополнилась ТМ «Жигулевское». Киевский пивзавод № 3 (нынешняя Оболонь), как и другие советские предприятия, производил этот сорт пива в 1980-90 гг., однако с началом развития бренда «Оболонь» компания отказалась от выпуска «Жигулевского». Утверждается, что технологи возобновили прежний вкус пива, разработав рецептуру, схожую по содержанию сухих веществ (11%) и алкоголя (4,2%), но с учетом усовершенствованных технологий производства. Как объясняет Алексей Безуглый, начальник отдела маркетинга рынка пива корпорации Оболонь, к возобновлению розлива этой торговой марки компанию подтолкнул тренд ностальгических потребительских предпочтений. Маркетологи компании обратили внимание на рост интереса покупателей к «Жигулевскому», которое производится региональными украинскими пивзаводами (данная торговая марка не подлежит патентной защите). Пока «Жигулевское» от Оболони разливается в пластиковую и стеклянную тару, но уже осенью в планах компании начать розлив в кеги емкостью 30 и 50 л. По словам Алексея Безуглого, ожидается, что к концу нынешнего года торговая марка займет 0,5% рынка пива в целом и 15% в нижнем ценовом сегменте. Это должно произойти во многом благодаря широкой представленности и большому потенциалу «Жигулевского», не требующего рекламной раскрутки. В дальнейшие планы Оболони входит его экспорт в страны СНГ.

P.S. За счет нового бренда Оболонь пытается остановить тенденцию снижения объемов производства, которая наблюдалась на предприятии в 2009 г. и в первом полугодии 2010?го, однако новой марке придется подвергнуться жесткой конкуренции со стороны других торговых марок нижнего ценового сегмента («Арсенал», «Сармат», «Янтарь») и целого ряда региональных разновидностей «Жигулевского».


сделки
Фабричная покупка

Electrolux намерен расширить свое присутствие на развивающихся рынках Центральной и Восточной Европы. В рамках этой стратегии компания недавно заключила договор о приобретении фабрики по производству стиральных машин в Ивано-Франковске. Ранее у Electrolux своих мощностей на территории Украины не было.

Завершить сделку на €19 млн. производитель рассчитывает в I квартале 2011 г., а пока он ожидает разрешения со стороны антимонопольных органов. Напомним, что прежним собственником предприятия была компания Antonio Merloni?S.?p.A., в портфель которой входит известная на территории нашей страны ТМ Ardo. Согласно планам нынешнего покупателя на фабрике в Ивано-Франковске будут выпускаться стиральные машины торговых марок Electrolux и Zanussi.

Новыми производственными мощностями компания планирует дополнить цепочку поставок товаров на рынки ЦВЕ. «Основная бизнес-цель покупки фабрики — повышение конкурентоспособности стоимости продукции Electrolux, ориентированной на рынки СНГ и стран Центральной и Восточной Европы, за счет ее производства в стране, входящей в зону свободной торговли»,?— комментирует ситуацию Андерс Эдхольм, глава пресс-службы Electrolux (Швеция). На сегодняшний день приобретение фабрики в Electrolux называют своей основной инвестицией в украинский рынок. На вопрос о том, когда и сколько планируется еще вложить в развитие производства в Украине, в компании отвечают, что все будет зависеть от ситуации на рынке.

P.S. Не уточняя пока планы по дальнейшему инвестированию в развитие производства, в компании, однако, акцентируют внимание на том, что регион им очень интересен и от развивающихся рынков они ждут весомых результатов, причем не только в долгосрочной, но и среднесрочной перспективе.


инвестиции
Первый телекоммуникационный опыт

Horizon Capital, компания по управлению фондами прямого инвестирования, объявила о своем вложении в Датагруп, одного из крупнейших игроков рынка профессиональной передачи данных. В этом году сумма инвестиций составит $40 млн., тогда как в течение следующих двух лет Датагруп рассчитывает совместно с новым партнером привлечь дополнительные деньги (до $100 млн.). «У нас есть стратегия, и мы знаем, что можем сделать на рынке и сколько нам для этого нужно денег. Необходимая сумма — около $150 млн. Сейчас мы сделали первый шаг, а остальное планируем привлечь в 2011-2012 гг. Ведь деньги должны привлекаться тогда, когда это необходимо компании»,?— поясняет Александр Данченко, генеральный директор Датагруп. Полученную в этом году сумму компания намерена направить на собственное развитие. По поводу того, куда именно пойдут $40 млн., Александр Кардаков, глава наблюдательного совета Октава Капитал, основной владелец Датагруп, сказал так: «Датагруп имеет около 40% в сегменте профессиональной передачи данных. Конечно, эту долю можно еще наращивать, но сделать это непросто. Зато у нас только 4,8% в розничном сегменте. Угадайте, куда будут инвестироваться деньги?». Так, в ближайшие несколько лет компания планирует выйти в лидеры рынка широкополосного доступа, потому и полученные инвестиции будут в основном направлены на развитие прибыльных и перспективных сервисов на рынке широкополосного доступа и передачи данных.

Для Horizon Capital этот проект — первый опыт вложения в сектор телекома. «К этому сектору мы давно присматривались,?— говорит Наталия Яресько, соуправляющий партнер Horizon Capital.?— Мы обращали внимание и на кабельных операторов, и на компании, предоставляющие услуги Интернета, но никак не могли раньше найти ту, в которую действительно хотели бы вложить такие деньги. А сейчас все совпало — и ситуация на рынке подходящая, и компания, и наши возможности соответствующие». Для Датагруп такое сотрудничество также является первым опытом привлечения инвестиций. Собственно, поэтому такой шаг называют стратегическим.

Появление нового инвестора в составе акционеров компании не повлияет на ее общую политику и стратегию, ни одно из ныне действующих направлений бизнеса она пока не планирует закрывать. Однако то, когда и каким образом Horizon Capital намерен выходить из бизнеса, пока тоже неясно. Инвестор уточнил только, что выходить он будет обязательно, но произойдет ли это через три-пять или более лет, и как именно будет осуществлен выход, пока предсказать сложно.

P.S.Спрос на рынке широкополосного доступа быстро растет, но возможности операторов по его удовлетворению ограничены нехваткой финансирования. Поэтому Датагруп имеет реальные шансы значительно укрепить свое положение на рынке. Куда пойдут деньги, когда широкополосный доступ исчерпает себя в качестве драйвера розничного сегмента, в компании говорят уклончиво, мол, покажут время и вектор развития рынка.

банки
За сервис придется заплатить

Эрсте Банк, отвечая на вызовы времени, сосредоточит основные усилия на достижении нескольких ключевых целей. В первую очередь банк намерен существующую клиентскую базу по зарплатным карточным проектам сделать именно своей за счет увеличения кросс-продаж. Вторым важным направлением станет улучшение качества сервиса. «Клиенты устали от плохого сервиса, очередей, а самое главное — от отсутствия профессиональных консультаций,?— разъясняет Светлана Черкай, заместитель председателя правления Эрсте Банка.?— В момент постепенного восстановления рынка после кризиса для них важно понять, в какие продукты целесообразно инвестировать, какие кредиты лучше брать, какие платежи лучше всего осуществлять и где. Сегодня на рынке нет полноценных профессиональных консультаций, поэтому в ближайшее время мы будем активно развивать данное направление».

В рамках этого направления банк уже поменял продуктовую политику — разбил все продукты в соответствии с тремя главными потребностями клиентов. Еще одной задачей является создание более комфортного сервиса по платежам клиентов. По словам Светланы Черкай, кардинальное улучшение качества сервиса важно еще и для того, чтобы соответствовать глобальному тренду — в ближайшей перспективе все больше клиентов будут полностью обслуживаться в одном банке (сегодня по статистике 60% из них обслуживаются более чем в двух банках): «Точно так же, как мы сегодня говорим, что у нас есть своя парикмахерская, медклиника, так и в скором времени будем говорить, что у нас есть свой банк». В том числе это будет происходить из-за того, что банки будут в первую очередь кредитовать клиентов (как корпоративных, так и розничных), которые полностью обслуживаются в данном банке. Они станут это делать еще и потому, что такого шага от них ожидают сами клиенты, которые хотят видеть в обмен на лояльность ответную реакцию финучреждения в виде снижения комиссий, каких-то бонусов и поощрений.

P.S.Предложение действительно качественного сервиса потребует от банков не только существенных инвестиций, но и усилий по изменению психологии клиентов. Они стремятся размещать депозиты подороже, брать кредиты как можно дешевле, а многие банковские услуги и вовсе получать бесплатно. Но за качественный сервис клиентам придется платить.

Залишити відповідь