У Siemens в целом есть три направления устойчивого развития: окружающая среда, бизнес и общество. Действуя в первом направлении, концерн производит продукты и решения, улучшающие экобаланс как его собственный, так и клиентов, поставщиков. В сфере бизнеса он сосредоточен на создании долговременных ценностей. Работая в третьем направлении, компания побуждает своих работников быть достойными гражданами тех сообществ, в которых она работает. Руководство признает, что работа в этих направлениях не всегда свободна от конфликта интересов, но оно стремится сделать ее прозрачной и находить лучшие из возможных решений. «Ответственное использование природных ресурсов; целевое инвестирование в перспективные технологии, которые способны поддерживать прибыльный рост и давать потребителям конкурентные преимущества; корпоративная этика, основанная на строгом соблюдении законов и лежащая в основе бизнес-отношений,?— это то, что дает нам возможность двигаться в направлении устойчивого развития и обеспечивает основу для успеха концерна в будущем»,?— говорит Петер Лёшер, президент и гендиректор Siemens AG.
Поскольку устойчивость отнесена к топ-приоритетам, это должно было найти отражение в организационной структуре компании. Поэтому был создан совет по устойчивости (Sustainability Board), который возглавил Chief Sustainability Officer (CSO), входящий в совет директоров Siemens. Членами этого совета являются руководители дивизионов, представляющих все три вертикальных направления (промышленность, энергетика и здравоохранение), и руководители корпоративных департаментов, деятельность которых влияет на устойчивость (юридического развития, развития стратегии, технологий, защиты окружающей среды, коммуникаций, управления персоналом). Задачи совета — выработка стратегии в сфере устойчивого развития и координация соответствующей деятельности подразделений концерна. В своей ежедневной работе CSO опирается на сотрудников офиса устойчивости (Sustainability Office). Поддержку этим органам управления оказывает недавно созданный консультативный совет (Siemens Sustainability Advisory Board), в состав которого вошли как ученые — специалисты по защите окружающей среды, так и крупные бизнесмены, не являющиеся работниками концерна. Совет собирается минимум четыре раза в год для рассмотрения конкретных инициатив.
В деятельности советов директоров присутствуют три фокуса: развитие экологического портфолио; оптимизация климатического баланса и внедрение метрик устойчивости во все бизнесы концерна; развитие диалога со стейкхолдерами.
Несмотря на то что ситуация в глобальной экономике в 2009 г. была самой плохой за послевоенный период, бизнес Siemens в это время оказался вполне успешным (особенно в отношении прибыльности) по сравнению с многими компаниями. Руководство считает, что это доказывает правильность выбранного пути, придающего гибкости в противостоянии кризисам и силы для претензии на лидирующую роль на рынках, которые в ближайшее время возродятся.
В концерне постоянно ведется работа по развитию ключевых бизнесов и идет подготовка к их будущему росту. Так, приобретение в начале 2010 г. Solel Solar Systems сделало его технологическим лидером в солнечной энергетике и увеличило предложение для предприятий этой отрасли на 70%. Интеллектуальные сети распределения электроэнергии критически важны для распределения энергии, получаемой из возобновляемых источников. Siemens уже является мировым лидером среди поставщиков подобных решений, однако он на этом не останавливается и продолжает укреплять свои позиции. Частью данной стратегии стало приобретение в начале нынешнего года компании Energy4U.?Если руководству становится понятно, что у какого-либо бизнеса нет возможности достичь лидерства ценой разумных затрат, то его стремятся передать в другие руки. По этой причине, например, концерн недавно вышел из СП Fujitsu Siemens Computers и в целом практически ушел из телекоммуникационного бизнеса.
Для повышения конкурентоспособности Siemens были запущены программы повышения эффективности административных процессов, закупок и продаж. К концу 2009 г. компания сократила затраты в этих направлениях на €1,2 млрд. по сравнению с 2007?м, консолидировала деятельность по закупкам и на 15% сократила число поставщиков.
Определены три основных стратегических фактора.
Первый — фокус на инновационные и высокотехнологичные растущие рынки. Например, производителям энергии концерн стремится дать решения нового поколения с повышенной эффективностью, основанные на использовании возобновляемых источников. Разрабатываются решения для здравоохранения с приемлемой ценой, и предназначены они для персонального использования. Предлагаются интеллектуальные инфраструктурные решения, способные помочь превратить мегаполисы в удобные для жизни города. Защита климата и экономический рост не должны исключать друг друга, поэтому считается, что развитие экологических технологий будет важным экономическим драйвером уже в ближайшие годы. В 2009 г. экологическое портфолио принесло концерну €23 млрд. дохода — почти треть от общего объема. Около 40% заказов в рамках программ с господдержкой связаны с энергоэффективностью и экологичностью. В дополнение к рынку ветряных турбин солнечная энергетика начнет играть важную роль. В этой связи можно отметить проект индустриализации пустынь, для которого компания готова не только поставлять устройства генерации, но и создавать системы передачи электроэнергии на большие расстояния (из Африки в Европу) с минимальными потерями.
Второй фактор — всемирное присутствие, тесное партнерство с потребителями. Это касается как сельских районов, так и мегаполисов. В концерне считают, что рыночная близость и тесные связи с потребителями могут быть сформированы только благодаря интенсивному непрерывному диалогу с ними. Как доказательство активного участия в судьбе развивающихся стран, в 2008 г. запущена SMART-инициатива (аббревиатура от английских слов «простота», «дружелюбность», «доступность», «надежность» и «своевременность»). Один из SMART-продуктов — монитор, позволяющий следить за сердечной деятельностью больного, предназначенный для сельских районов Индии. Его разработали и производят непосредственно в этой стране.
Третий фактор — превосходство над конкурентами. Цель Siemens — занять лидирующие позиции во всех своих бизнесах на всех рынках. Для этого компания внедряет инновации, кооперируется с сильными партнерами, оптимизирует затраты и цепочки поставок, следит за развитием на рынках. В данной работе ключевая роль отводится персоналу: неоднократно заявлялось, что у всех людей должна быть возможность развиваться внутри организации.
Уважение потребителей, бизнес-партнеров и инвесторов, доверие к персоналу, понятность для широких масс и доверие к компании со стороны политиков, научного сообщества, массмедиа и общественных институтов — необходимые факторы бизнес-успеха. Поэтому отношения со стейкхолдерами считаются важной частью повседневной деятельности менеджмента концерна. Устойчивость становится все более важным критерием при принятии инвестиционных решений. Рейтинговые агентства сейчас не просто поддерживают этот тренд, они разработали соответствующие индексы и критерии. Несколько последних лет Siemens включается в расчет индекса SAM Dow Jones Sustainability Index (DJSI World) и в 2009 г. занял верхнюю строчку ранкинга в категории «Диверсифицированная промышленность». В том же году компания вошла в тройку лидеров индекса Carbon Disclosure Leadership Index (CDLI) в категории «Промышленность».
Устойчивое развитие невозможно без строгого соблюдения законов. Петер Лёшер: «Даже в нынешнее сложное для экономики время мы требуем от всех менеджеров и сотрудников концерна непримиримого отношения к коррупции. Только этический бизнес является бизнесом Siemens».
Программа устойчивого развития Siemens на 2010 год
Бизнес-возможности
Увеличить доход от экологического портфолио до €25 млрд.
Помочь потребителям сократить выбросы углекислого газа на 300 млн. т.
Соответствие дел словам
Внедрить KPI устойчивого развития.
Достичь целей по эффективному использованию внутренних ресурсов.
Реализовать программу энергоэффективности.
Отношения со стейкхолдерами
Учреждение Siemens Sustainability Advisory Board.
Расширить сотрудничество с внешними стейкхолдерами.