Под устойчивым развитием SABMiller понимает свод норм и правил, который позволяет компании быть полностью интегрированной в социальную, экономическую и экологическую среду, развивать взаимовыгодное и гармоничное сотрудничество со всеми компонентами этой среды. Компания — это одновременно клиент и поставщик, работодатель и налогоплательщик, производитель, который влияет на экологию и потребителей своего продукта. Развитие и создание успешного бизнеса — наиболее эффективный способ достижения задач устойчивого развития для компании. В основе такой успешности лежит производство продукции высокого качества, на которую в обществе существует спрос. Устойчивость успешности бизнеса принесет эффективное использование ресурсов, профессиональное взаимодействие с партнерами, участие в решении социальных проблем сообществ, в которых он работает.
SABMiller в целом реализует стратегию устойчивого развития по 10 приоритетным направлениям.
Предотвращение безответственного потребления алкоголя.
Производство большего количества пива при сокращении
расходов воды.
Снижение энергозатрат и выбросов углекислого газа.
Вторичное использование упаковки и переработка отходов.
Стремление к безотходному производству.
Развитие системы поставок, отражающей ценности компании и приверженность устойчивому развитию.
Польза сообществам, в которых компания работает.
Содействие борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа.
Уважение прав человека.
Прозрачность и этика бизнеса.
Эти 10 приоритетов учитывают и обязательства компании в рамках Глобального Договора ООН, и ее поддержку программы ООН «Цели развития тысячелетия» (ЦРТ). Предотвращение безответственного потребления алкоголя считается главным приоритетом. Действуя в данном направлении, компания исходит из того, что люди пьют и будут пить пиво и алкогольные напитки, даже если она закроет свое производство. Поэтому:
- целесообразно предложить им пиво, которое имеет ряд преимуществ перед другими алкогольными напитками (недостатки у них почти одинаковые);
- предлагать качественный продукт;
- честно и в полной мере информировать потребителя о всех возможных последствиях употребления, чтобы он самостоятельно мог принять обоснованное решение;
- не допускать потребления пива людьми, которые по причине юного возраста не способны сделать осознанный выбор и чей организм особенно чувствителен к негативу от приема алкоголя.
Особое внимание обращается на то, чтобы сотрудники компании сами придерживались поведения, соответствующего ее стандартам в отношении употребления алкоголя.
Деятельность по всем десяти приоритетным направлениям наполнена конкретным содержанием. Приведем лишь некоторые примеры.
Акция «Есть 18? Подтверди!» на сегодняшний день уже прошла в 30 субъектах России. Волонтерами компании было проведено 112 рейдов в 1680 торговых точках. Цель данной акции заключается прежде всего в акцентировании внимания продавцов алкогольной продукции на возрасте покупателей и недопущении продажи пива несовершеннолетним. Сармат совместно с ассоциацией Укрпиво участвует в акции «Потребляй ответственно — продавай ответственно», в рамках которой запущена серия из трех социальных роликов, а также распространяются наклейки в торговых точках «Продавай відповідально» со значком «18+» и проводится разъяснительная работа с продавцами. Глобальный сайт «Поговорим об алкоголе» (www.talkingalcohol.com), посвященный антиалкогольной тематике, скоро будет доступен и в украиноязычной версии.
В июле компания SABMiller сообщила, что ею разработана новая технология пивоварения, которая способна радикально — до 40% — снизить энергозатраты. Начать ее внедрение планируют в 2011 г. Тесты в настоящее время проводятся на двух заводах в ЮАР.
В июне один из заводов компании в США заключил соглашение с производителем корма для рыб и поставляет ему воду, содержащую отходы пивоварения. Тот ее очищает, а отходы использует для производства своего товара.
Дочернее предприятие в Колумбии реализует программу, направленную на развитие 220 местных мелких бизнесов. Оно инвестировало $8 млн. в обучение и консультирование 1,2 тыс. начинающих предпринимателей. На специальном сайте зарегистрированы 18 тыс. человек, которые общаются друг с другом и с потенциальными инвесторами. Из них 12% благодаря сайту уже заключили различные соглашения.
В 2009 г. компания заявила о том, что передает 8,45% своих акций для распределения среди 40 тыс. чернокожих граждан ЮАР. Расчет делается на то, что появление новых акционеров будет способствовать долгосрочному развитию страны.
Для формализованной оценки результатов деятельности компании в направлении устойчивого развития разработана форма Sustainability Assessment Matrix (SAM). Для ее заполнения каждое из 30 операционных подразделений в рамках полугодовой отчетности самостоятельно оценивает свою деятельность по всем десяти приоритетным направлениям устойчивого развития SABMiller (Сармат только начал интеграцию в SAM, первые результаты появятся осенью этого года). Оценки выставляются по четырехбалльной шкале. Оценка «4» соответствует лучшим практикам, а «1» — минимально допустимому. Если минимального уровня пока нет, то подразделение должно представить план работ, направленных на то, чтобы достичь его в кратчайшие сроки. В то же время от подразделений не требуется достижения в чрезвычайном темпе третьего или четвертого уровня по всем десяти приоритетам. Во-первых, это не всегда реально осуществимо в тех условиях, которые в настоящее время существуют в конкретном регионе. Во-вторых, операционное подразделение вправе само решать, над улучшением каких показателей ему нужно работать в первую очередь.
Собранные частные оценки анализируются и используются для разработки рабочих планов по улучшению отдельных направлений деятельности, формулирования ее целей и разработки стратегических планов для регионов и отдельных предприятий. Они также включаются в корпоративные отчеты по устойчивому развитию и используются при подготовке ответов на запросы внешних стейкхолдеров. Опыт подразделений, добившихся самых высоких уровней, становится достоянием всей группы. А достижения по части энерго- и водосбережения используются при проектировании новых предприятий.
Вопрос воды
В июле 2010 г. в Донецке началась реализация международной программы «Устойчивое управление водными ресурсами» — совместного проекта SABMiller, Всемирного фонда дикой природы (WWF) и Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ). Украина наряду с Перу, Танзанией и ЮАР является приоритетной страной в рамках данной экологической инициативы. Цель проекта — максимальное снижение водных рисков для водопользователей Донецкого региона, где расположен пивзавод «Сармат», и аграрных областей западной части страны, где выращивается ячмень, используемый компанией для производства пива.
На первом этапе реализации программы будут проведены исследование водных ресурсов Донецкого региона (а затем и западных регионов) и анализ действующих методов управления водоразделами. Результаты передадут местным властям и всем заинтересованным сторонам как базу для принятия стратегических решений по дальнейшему использованию и сохранению водных ресурсов. Параллельно будут разработаны схемы возможного участия бизнес-структур в решении экологических проблем региона.
Часть и целое
ЗАО Сармат (Донецк) — дочернее предприятие группы SABMiller plc, являющейся второй в мире по объему производимого пива, владеющей 139 предприятиями в 75 странах. Шесть брендов группы входят в ТОП-50 мировых брендов, среди которых премиальные международные Pilsner Urquell, Peroni Nastro Azzurro, Miller Genuine Draft, Grolsch, а также ведущие локальные Aguila, Castle, Miller Lite, Snow, Tyskie. SABMiller имеет листинг на фондовых биржах Лондона и Йоханнесбурга.
Среди брендов, продвигаемых компанией в Украине, присутствуют как локальные (линейка «Сармат»), так и международные — Miller Genuine Draft (импортируется), «Золотая Бочка» (российский премиум-бренд, производится в Донецке по лицензии) и Velkopopovicky Kozel (чешский премиум-бренд, производится в Донецке по лицензии).
По итогам 2009 финансового года (закончился 31.03.2010 г.), оборот группы составил $26,35 млрд. (рост за год 4%), EBITA — $4,38 млрд. (6%), маржа EBITA — 16,6% (0,3 п. п.), дивиденды на акцию — $0,68 (17%). Произведено 212,6 млн. гл пива (1%) и 48,9 млн. гл (-2%) других напитков (компания является одним из крупнейших ботлеров Coca-Cola).