Одна из основ долгосрочного развития корпорации Nestle S. A.— это программа создания общих ценностей. Компания исходит из того, что для успеха бизнеса необходимо учитывать интересы двух групп стейкхолдеров: акционеров и жителей стран, где компания ведет свою деятельность. Исходя из этого она, осознавая свою роль как мирового лидера рынка продуктов питания, определила те направления, где возможна максимальная эффективность ее деятельности: использование водных ресурсов, развитие местных сообществ сельскохозяйственных регионов и здоровый образ жизни.
Использование водных ресурсов. Доступ к воде — основополагающее условие жизни на Земле. Без воды жизнь невозможна. За последние пять лет ее потребление предприятиями Nestle во всем мире в расчете на 1 т производимой продукции сократилось на 20%.
Развитие местных сообществ сельскохозяйственных регионов. Благосостояние фермеров, небольших предприятий, других поставщиков и вообще местных сообществ является необходимым условием для того, чтобы компания могла осуществлять свою деятельность в будущем. Сейчас в мире она предоставляет техническую помощь 600 тыс. фермерам. В 2009 г. 166 тыс. из них прошли обучение за счет Nestle. На 35% рынков, где работает компания, реализуется инициатива устойчивого сельскохозяйственного развития (Sustainable Agriculture Initiative Nestle, SAIN). В этом же году 3864 новых поставщика прошли аудит на соответствие требованиям пищевой безопасности и качества, и по итогам года количество сертифицированных поставщиков Nestle во всем мире достигло 165,5 тыс. В частности, в Украине реализуется проект «Господар», цель которого — помощь местным поставщикам в развитии производства до уровня, обеспечивающего соответствие продукции и условий ее производства стандартам качества Nestle. В программу включены компании, которые занимаются производством сушеных овощей и трав, яичного порошка, орехов, томатной пасты, а также упаковочных материалов. Сотрудничество прежде всего заключается в обучении и налаживании работы отделов контроля качества самих поставщиков.
Здоровый образ жизни. Питание — залог жизнедеятельности и здоровья человека. А производство продуктов питания — предмет деятельности компании. Поэтому Nestle во всем мире сотрудничает почти со 100 правительственными и международными организациями, чья деятельность направлена на улучшение питания, здоровья и охрану окружающей среды. Компания также поддерживает программы, ориентированные на пропаганду правильного питания и здорового образа жизни, а также привитие соответствующих навыков детям школьного возраста. В прошлом году в мире было реализовано 30 программ, в которых приняли участие 1 млн. детей. До конца 2010 г. планируется реализовать 40 подобных проектов. Nestle в Украине разработала учебный курс, посвященный основам рационального питания. Он получил название «Абетка харчування» и прошел тестирование как часть программы «Основы здоровья» для средних школ. В
Глобальный интегратор усилий
Nestle?S.?A. — крупнейший в мире производитель продуктов питания и напитков. Имеет 449 фабрик в 83 странах. Ассортимент — более 8 тыс. торговых марок. Общие продажи группы в 2009 г. составили 107,6 млрд. швейцарских франков, чистая прибыль — 10,4 млрд. франков. В Украине объем продаж за минувший год вырос на 16,2% — до 3,12 млрд. грн. Основные бренды в Украине: «Торчин», «Світоч», «Мивина», Nescafe, Nestle, Purina и др.
Бизнес не может не говорить о стабильности
Геннадий Радченко, директор по корпоративным вопросам Nestle в Украине и Молдове.
На ваш взгляд, почему даже в Украине при всей ее внутренней неустойчивости в различных аспектах имеет смысл говорить о необходимости стремления бизнеса к устойчивому развитию?
В любой обстановке и ситуации есть смысл говорить об устойчивом развитии бизнеса. Бизнес заинтересован в стабильности в конкретной стране и мире в целом, это гарантирует его рост. Он, в принципе, не может не говорить о стабильности, поскольку без нее невозможно нормальное развитие. И если ситуация в стране неустойчива, бизнесу тем более надо серьезно задуматься об обеспечении своего устойчивого развития.
По мнению вашей компании, существует более важный, чем устойчивость, принцип — создавать ценности для общества и инвесторов. Поясните, почему вы считаете это более важным.
Мы не противопоставляем общество и инвесторов. Учитывая размер Nestle, ее многолетнюю историю, опыт, считаем, что тема социальной ответственности для нас настолько ясна, понятна и органична, что мы естественным образом перешли на следующий уровень (если сравнивать с компьютерной игрой). То есть нам удалось достичь того развития, когда социальная ответственность является естественной составляющей деятельности компании. Можно и нужно создавать общие ценности, способствующие развитию общества и отвечающие на те вызовы, которые стоят перед обществом. Это и есть то, чем компания занимается, помимо бизнеса, развивая инфраструктуру и познания о здоровом образе жизни, неся понимание того, что вода — одно из самых больших и невосполнимых ценностей человека. Мы считаем, что наша компания находится на том уровне развития, когда она может поделиться своими знаниями и опытом с обществом и помочь ему.
У Nestle во многих странах есть проекты развития локальных поставщиков. Каковы особенности украинского «Господаря», и чем они обусловлены?
Появление программы проходило как бы естественным путем, мы просто более четко структурировали проводимую работу. Поддерживая украинских поставщиков, мы тем самым подаем пример и другим компаниям. Главная особенность проекта связана с тем, что он обеспечивает большую стабильность в кошельках покупателей. Снижая нашу зависимость от колебаний курса доллара, они в итоге получают стабильную цену на продукт. Мы как международная компания уважаем национальную валюту всех стран, где работаем, и эта программа направлена на то, чтобы наши локальные производства не зависели от валютных колебаний. Поэтому стремимся развивать местных поставщиков, заключать с ними долгосрочные контракты. У нас есть неофициальная программа дедолларизации бизнеса, частью которой является «Господар».
Нестле Украина — своеобразный корпоративный центр для ваших производителей. Как распределены полномочия между этими компаниями в отношении деятельности по устойчивому развитию или созданию общих ценностей?
В структурах Nestle есть разные модели управления бизнесом. Да, в Украине все предприятия компании являются отдельными юридическими лицами, они объединены единым собственником Nestle?S.?A. Но, по сути, Світоч, Торчин, Мивина — производственные центры, а все стратегические решения принимаются в головном офисе в столице. То есть в Украине в структуре бизнеса компании стратегические функции возложены на ООО Нестле Украина.
Программа «Абетка харчування» направлена на привитие детям навыков здорового питания. Достижение этой цели беспокоит не только Nestle. Среди производителей питания есть желающие реализовывать совместные программы или подобной деятельностью проще заниматься индивидуально?
Это как коллективное хозяйство. Конечно, теоретически логично объединить усилия отрасли, но, как показывает практика, сделать это достаточно сложно. Все мы являемся конкурентами, и по объективным причинам наше общение в какой-то мере ограничено. Многие компании занимаются подобной образовательной работой, понимают важность здорового питания, осознают свою ответственность перед обществом. Мы не стремимся к некому эксклюзивному праву на эту деятельность, просто у нас есть свои сформировавшиеся, выработанные годами подходы. Мы занимаемся этой деятельностью не индивидуально, а вместе с учеными, учителями, родителями, детьми. Это выбранный нами путь. Данная программа достаточно успешна не только в Украине, а во всем мире. Мы не видим причин для того, чтобы кого-то искать, с кем-то объединяться, кого-то просить присоединиться,?— у нас достаточно ресурсов и сил, чтобы самостоятельно справиться с этой задачей. На данном этапе мы считаем, что такая программа работает очень успешно. Это не только наше мнение, так считают многие чиновники, учителя. Мы думаем, что находимся на правильном пути.