Новая формация человека отдыхающего

Сегодня мы являемся свидетелями серьезных перемен в образе жизни цивилизованного человека, влекущих за собой совершенно иные источники несметных богатств для тех, кто уловит эти тенденции.


Конституционное право на отдых становится в Украине все более весомым источником прибыли для компаний, решивших обслуживать эту потребность человека. И если раньше вкусы были довольно стандартны: летом — море, зимой — лыжи, то сейчас разнообразие запросов (и как следствие — предложения) растет с неимоверной быстротой. Это приводит к укреплению позиций не только туристических компаний, но и других бизнесов, помогающих возобновить силы и получить нужный заряд эмоций для дальнейших трудовых свершений. Показателен пример Франции, доходы которой от туризма в 2005 г. в 4,5 раза превысили бюджет Украины.


Роль первой скрипки


Как отмечают эксперты журнала The Journal of Leisure Research, индустрия отдыха в ХХІ веке будет выполнять основную перераспределительную роль в мировой экономике. Предпосылки для этого достаточно весомы. Согласно глобальному исследованию Travel&Tourism climbing to new heights, в 2006 г. сфера туризма и путешествий принесет $6,474 трлн. дохода. В мировом экспорте доля туризма должна составить 11,8% ($1,6 трлн.), а капитальные инвестиции в отрасль — $1 трлн. (9,3% всех мировых инвестиций). Если учесть, что туризм сегодня обеспечивает работой 234 млн. чел. (8,7% от общего числа занятых), его влияние на экономику стран мира становится существенным. Согласно исследованию, проведенному компанией McKinsey, именно туризм — один из основных сегментов экономики впечатлений, а распространение массовых туристических предложений и рост их числа трансформирует структуру постиндустриальных экономик. В первую очередь это отображается на транспортной и коммуникационной сфере, которые под влиянием возросшего спроса на путешествия стали одними из главных потребителей инноваций (новые реактивные двигатели) и продуктов информационных технологий (системы компьютерного бронирования билетов, электронные системы информации и коммуникаций). По данным Британской ассоциации туристических агентств, сегодня около 19% путешествующих заказывают туры в сети Интернет. По сравнению с 2000 г. эта цифра увеличилась в шесть раз.


Повышение эффективности и экономичности двигателей, уменьшение затрат топлива и ускорение логистических операций привели к значительному удешевлению стоимости отдыха по отношению к среднемесячному доходу жителей развитых стран. В погоне за прибылью только за последнее десятилетие число видов и форм туризма превысило несколько десятков, а потребление «туристических благ» стало неотъемлемым атрибутом капиталистических обществ. Современный туризм превратился в огромную индустрию с миллиардными оборотами, высококонкурентными стратегиями управления и организации.


Новый миграционный стиль


Согласно прогнозам Всемирной туристической организации, к 2020 году 25% населения земли будут регулярно путешествовать. Как ожидается, основной приток должны обеспечить развивающиеся страны. Доходы населения во многих из них (Китай, Индия, государства Восточной Европы) растут большими темпами, чем в среднем по миру, что приводит к формированию прослойки людей, способных тратить значительные суммы на отдых (в Украине подтверждением этому может служить рынок коллекционирования, с каждым годом набирающий обороты). К тому же доля расходов на приобретение товаров первой необходимости в этих странах неуклонно снижается, что стимулирует тратить оставшиеся суммы на предметы роскоши и путешествия.


Темпы роста разнообразия туристических услуг гарантируют работу 234 млн. чел.

Аналитики консультационной компании Mazars выделили еще одну важную тенденцию — распространение «туристического образа жизни», что приводит к росту числа перемещений, причем не только во время отпуска, но и в повседневной жизни (посещение кафе и ресторанов, театров и кино, спортивных клубов, совершение коротких путешествий выходного дня и т. п.). Даже крупные сделки сегодня заключаются не в комнатах переговоров, а на гольф-полях. Эту тенденцию вовсю старается оседлать бизнес. Так, торговые сети трансформируются в торгово-развлекательные центры, загородные отели и рестораны расширяют спектр услуг (добавляя рыбалку, конные прогулки и другие развлечения), а фитнес-клубы предлагают совместить занятия спортом с уходом за своим внешним видом и здоровьем. Изменяется и сам туризм. Активные и экстремальные виды отдыха набирают все большую популярность, задавая тон и новые стандарты для массовых программ. Расширяются и требования к отдыху. Исследование, проведенное компанией FutureBrand, выявило, что при планировании будущего досуга потребитель в первую очередь руководствуется двумя факторами: эмпирическими (ожидания от отдыха — релаксация, экзотическая пища, исторические памятники) и практическими (погодные условия, криминальная и санитарно-эпидемиологическая обстановка, цена, гостеприимность местного населения). По данным компании Accenture, «ингредиентами» успеха в туристическом бизнесе сегодня являются освоение новых направлений, гарантируемая безопасность туриста, безукоризненный сервис, особая психология работы с клиентом, а также способность воплощения по-настоящему неординарных идей.


Украина, обладающая богатым природно-рекреационным потенциалом, пока находится на обочине основных мировых процессов в сфере туризма. Неразвитость инфраструктуры и отсутствие продуманной стратегии государства приводят к тому, что даже деньги наших сограждан «уплывают» за рубеж, не говоря уже о перспективах экспорта украинского туристического продукта на мировые рынки. По словам Майкла Портера, в конкурентной борьбе побеждают лишь те нации, которые создают конкурентные преимущества. По отношению к туризму можно сказать, что нации, развивающие индустрию отдыха, сегодня могут претендовать на получение высоких доходов в будущем и обеспечение стабильности экономического развития.

Залишити відповідь