Уже через 10 лет стандартные туристические маршруты мало будут интересовать человечество. Сегодня турист все больше хочет того, чего лишен в повседневной жизни. Иногда это даже прополка картошки.
Эксперты фирмы Mercer Management Consulting утверждают, что европейцы путешествуют чаще, но при этом сокращают сроки пребывания в выбранном для отдыха месте. Лимит времени, отведенного на отдых, подталкивает человека не просто отлеживаться на пляже, а разнообразить отпуск нестандартным времяпрепровождением. Эта устойчивая потребительская тенденция повлекла за собой бурный рост сегментов активного и экстремального туризма, составляющий в некоторых странах до 30% в год. Разрабатывая новые необычные предложения, туроператоры не только повышают уровень сервиса, но также имеют возможность опробовать некоторые виды услуг в качестве будущих изюминок для массового потребителя.
От пляжей — к экзотике
Стремительное развитие туристической отрасли определило ее проникновение в другие сферы жизни человека. Для многих туризм уже не просто синоним отдыха, но хобби и даже способ жизни. Появляются клубы, которые объединяют любителей активного отдыха, проводятся соревнования, привлекающие тысячи туристов со всех уголков мира. Наряду с этим наблюдается снижение популярности традиционного пляжного отдыха. Так, согласно исследованию компании IPK International, среди европейцев в 2005 году популярность пляжного отдыха выросла всего на 3%. В то же время посещение городов и отдых в горах прибавили по 20%. Эти тенденции привели к возрастанию интереса к экзотическим странам, в частности, к ЮАР и Новой Зеландии.
В последние годы пресыщенные европейцы и американцы все меньше доверяют стандартизированным пакетам, предлагаемым туристическими фирмами. Ведь с развитием современных технологий турист самостоятельно может забронировать отель и выбрать маршрут согласно своим предпочтениям. В развитых странах это приводит к резкому сокращению количества людей, заблаговременно планирующих свой отдых. Опрос ассоциации Travel Industry Association of America (TIA) показал, что 64% туристов планировали поездку в последний момент (за 2 недели до отправления). Что касается наших соотечественников, то они, наоборот, заблаговременно определяются со временем, местом и приблизительной стоимостью отдыха. Причем в случае с активным (экстремальным) и эксклюзивным туризмом фактор цены перемещается на второй план, уступая требованиям новизны и качественного сервиса.
Карту в руки
Активные и экстремальные виды туризма сегодня превращаются в регулярных потребителей современных инновационных разработок и подходов. К примеру, использование систем навигации GPS и программы Google Earth позволяет создавать маршруты по местам, ранее недоступным для путешественника. Помимо этого, удалось повысить безопасность человека в экстремальных условиях. Вряд ли Жак-Ив Кусто мог представить себе, что спустя 40 лет после изобретения им акваланга дайвинг перерастет научное и техническое применение и станет популярным видом активного отдыха, привлекающим тысячи туристов на побережья земного шара. К сожалению, в Украине эта разновидность водных туристических услуг носит преимущественно характер клубного движения.
Наша страна в последнее время переживает всплеск популярности активного отдыха. Сплавы по рекам, пешие и конные туры по Карпатским и Крымским горам предлагаются отечественными туристическими фирмами достаточно давно и уже имеют стабильную группу потребителей. «Эти услуги очень популярны также в качестве туров выходного дня. На 2-3 суток люди могут поехать на рафтинг по Карпатским рекам (Черемош, Прут), пойти в спелеотур или подняться с палатками в горы. Помимо этого, мы активно продвигаем отдых под парусом по Свитязю», — рассказал Виталий Дикий, начальник отдела активного туризма компании Extremetour. Подстегиваемые спросом, операторы разрабатывают новые маршруты, а также комбинированные туры. К примеру, осознавая проблему сезонности сплавов по карпатским рекам (высокая вода только весной), компании предлагают пороги Южного Буга, которые местами напоминают горные, а также Днестровский каньон, богатый на древние замки. При этом, по утверждению опрошенных «&» экспертов, значительная часть потенциальных потребителей активного отдыха подвержена ложному опасению отсутствия сервиса в таких турах. «Более всего востребованы пешеходные маршруты с автосопровождением. Весь маршрут туристы проходят налегке, а груз — палатки, спальники, продукты, инвентарь — перевозится транспортом», — поведал Владимир Мельников, заместитель директора туристической фирмы «Экстремальный Крым». Движение в сторону создания более комфортабельных условий для активного и экстремального отдыха имеет под собой основания. Во-первых, операторы начинают борьбу за более прихотливого клиента, который требует не просто плот или акваланг, но и определенный уровень сервиса. Во-вторых, в последние годы появились возможности сравнения экотуристического потенциала Украины и зарубежья, что придало уверенности отечественным организаторам активного туризма. Ведь они поняли, что природа не обделила страну привлекательными изюминками, спрос на которые быстро растет.
Ментальная альтернатива
Несмотря на природные красоты родных просторов, с каждым годом растет количество отечественных туристов, ищущих приключений за границей. Ключевая особенность этих туристических услуг — выраженная индивидуальность и эксклюзивность. Повышенное внимание потребители уделяют и категории моды. К тому же рост популярности делового туризма (как способа мотивации персонала компаниями) существенно расширяет кругозор деловых людей, которые теперь выбирают неизведанные страны. «Наши клиенты хотят видеть что-то новое, красивое, поэтому выбирают страны с заповедниками и дикими животными для фото-сафари. Особой популярностью пользуются сегодня Перу, Бразилия, Африка. Люди изъявляют желание ехать все дальше, в глубь материков, несмотря на то, что там больше опасностей, связанных с местными заболеваниями, наличием диких животных и отсутствием высокого уровня отелей», — рассказывает Людмила Крыжановская, директор туристической компании «Сафари-Украина». «Если сравнивать со странами Восточной и Центральной Европы, то у них экстремальный и активный отдых уже приобрел групповой (массовый) оттенок. У нас же компании, занимающиеся предложением нестандартного отдыха, ориентированы преимущественно на индивидуальные заказы», — утверждает Ирина Ващенко, директор клуба эксклюзивных путешествий FreeТime. По мнению экспертов, популярность активного и экстремального отдыха напрямую зависит от менталитета нации. Большими любителями фотосафари в Африке являются французы. Немцы проявляют наибольший интерес к охоте на крупных животных, а итальянцы — на птицу. Поляки предпочитают рыбалку на экзотических островах.
Равнение на кошелек
Сегодня на украинском рынке существуют предложения, рассчитанные на любую толщину кошелька. Наиболее доступны в этом плане внутренние программы. Например, двухнедельный тур с элементами выживания и отдыха в Крыму стоит от $200. Туры выходного дня, включающие сплав по рекам, восхождение в горы или поход по историческим местам обойдутся в $60-100, а стоимость длительного путешествия просторами страны — $200-500 в зависимости от уровня сервиса и включенных услуг. Выездные туры традиционно более дорогие. Причиной тому служит кропотливое сотрудничество между клиентом и туроператором с целью создания оптимальной услуги. По данным Клуба элитного туризма «Седьмое небо», в стране сложилась группа путешественников, любителей экзотических стран, готовых тратить в среднем около $2,5-3,5 тыс. на поездку. Серьезные туры стоимостью от $10 тыс. комбинируются с охотой, рыбалкой в самых отдаленных и диких уголках планеты.
Поиски новизны
По мнению экспертов, рождение потребности в нестандартной туристической услуге напрямую зависит от степени информированности человека о дальних странах или новых веяниях в нестандартном туризме. Вероника Титаренко, директор клуба элитного туризма «Седьмое небо»: «Спрос на определенные направления прежде всего формируется профессионализмом туроператора. Главной задачей нашей компании всегда будет формирование вкуса у украинских путешественников с учетом их личных предпочтений. Когда люди приходят к нам даже с готовым заказом, мы в первую очередь выясняем, что именно они хотят получить от отдыха. И после нашей беседы часто случается, что маршрут их путешествия меняется на более интересный и качественный. А предполагаемые материальные затраты при этом остаются неизменными».
Главное отличие компаний, предлагающих эксклюзивные услуги от туристических фирм массовых направлений, заключается в необходимости постоянного поиска новизны. «Важно, чтобы отдых был уникален на территории отдельно взятой страны. Например, Венесуэлу украинцы посещают редко. Однако там проводятся известные соревнования по серфингу и существует множество туристических маршрутов по стране», — говорит Ирина Ващенко. В целом для Украины событийный туризм пока является эксклюзивным отдыхом не только в вопросе стоимости услуги, но и в связи с низкой осведомленностью о ярких мировых и европейских событиях.
В Европе наблюдается бум культурного туризма, доля которого в структуре общего предложения уже составляет от 8 до 20%. В Европе даже работает Сеть культурного туризма (ECTN), объединяющая турагентства 17 стран. Отечественные туристы активно приобщаются к европейским тенденциям, принося в Украину неосвоенную нишу. Все чаще такие услуги приобретают настоящий экспедиционный характер. Эта тенденция возникла из потребности не просто увидеть курортный город, лежа на пляже, но и вкусить тайны культурного наследия той или иной цивилизации. «Возросла популярность путешествий по религиозным местам. Раньше это были паломнические туры для специалистов и исследователей, но теперь светские туристы хотят сами ездить по тибетским храмам, буддистским монастырям в поисках затерянных цивилизаций», — подтверждает Людмила Крыжановская. Причем человек имеет возможность не только осмотреть достопримечательности, но и ощутить прикосновение разных эпох. В Италии в местных действующих монастырях за сравнительно небольшую плату (около $35 с человека) можно переночевать в келье. А замок Шенбург в Германии приютит на ночь всего за $60.
Жители развитых стран в выборе формата отдыха все больше руководствуются собственными предпочтениями, отдавая приоритет активным видам.
Эксперты утверждают, что влияние новых технологий и увеличение туристических аппетитов к неизведанным ощущениям приведет к изменению географии популярных маршрутов и мест для отдыха. Такие неприметные для сегодняшнего туризма страны, как Кыргызстан, Туркменистан или Ливия, превратятся в райские уголки отдыха для людей из разных концов света. Что касается Украины, то прогнозы экспертов сводятся к ожиданию дальнейшего углубления сотрудничества между клиентом и туроператором с целью создания индивидуализированных услуг. Исследования The Gottlieb Duttweiler Institute (GDI) показывают, что к 2020 году стандартизированные пакеты традиционных туристических услуг отомрут, уступив место созданию индивидуальных туров. Однако прогнозируется динамичное развитие ниш активного, экстремального и эксклюзивного отдыха. Отечественные операторы настроены менее оптимистично. «Я верю в то, что именно наш труд, базирующийся на любви к познанию мира, развивает кругозор современного украинца. И в ближайшем будущем наряду с популярностью курортно-пляжного туризма завоюют должное признание путешествия развивающие и обогащающие. По крайней мере мы прилагаем все усилия на перевоплощение сознания туриста в сознание путешественника», — считает Вероника Титаренко.
Быт и экзотика Нестандартность туристической услуги далеко не всегда связана с поднятием уровня адреналина в крови. К примеру, у пожилых японцев в последнее время пользуются бешеной популярностью агротуристические виды отдыха: копание картошки и прополка сорняков у хабаровских дачников. А японские турфирмы наперебой предлагают пенсионерам все более интересные сельские полевые работы «для отдыха». На ловеласов и изможденных семейной жизнью туристов, ищущих острых восточных ощущений, ориентированы групповые шоу-туры в Астрахань с проживанием в гареме азиатского стиля. Американский туроператор Classic Journeys специализируется на пешеходных турах живописными странами. «На своих двоих» клиентам предлагается обойти все, что нравится, ощутив себя в роли средневекового безлошадного ходока, по дороге общаясь с местными жителями и рассматривая достопримечательности. Конечно же, для подстраховки за туристами следует автомобиль, который в случае чего доставит изможденного переходом человека в отель.
Каждому по желанию Людмила Крыжановская, директор туристической компании «Сафари-Украина»: Испробовав раскрученные направления, украинские потребители туристических услуг сегодня хотят видеть что-то новое и красивое, выбирая страны с уникальной природой, заповедниками и дикими животными. Недаром на пик популярности вышли страны Южной Америки, Африки, Перу, Бразилии, Мексики, Непала и др. Во время посещения этих государств туристы могут заняться сафари, рафтингом, дайвингом. Популярными становятся гастрономические туры. Приехав в Бургундию, туристы смогут попробовать разные сорта вин, услышать рассказ потомственных виноделов о том, как их готовят, хранят в погребах, увидеть знаменитые поля виноградников, услышать, из какого сорта готовят то или иное вино, пожить в замках. Франция дарит путешественникам много потрясающих рецептов своей незабываемой кухни, а знаменитые повара готовят персонально для них настоящие кулинарные шедевры.
— Потребности в активном и экстремальном отдыхе существовали в Украине давно, но оформились в предложения туристических компаний 7-10 лет назад, поскольку людей очень сложно организовать, к тому же требуется дополнительная подготовка к подобным турам, информация об акклиматизации, прививки, одежда… Туристы сначала ехали самостоятельно, искали приключений в рафтинге, дайвинге, фотосафари, набивали шишки, теряли много времени в поисках нужных мест и оформлении документов. Сегодня люди стали более серьезно относиться к своему времени, планируя места отдыха и их стоимость. Количество таких поездок теперь не ограничивается одноразовыми выездами, люди позволяют себе от трех и более поездок в год.