Недостаток времени заставляет сочетать городской отдых с полезной деятельностью. Форматы бизнесов, обслуживающих досуг, тяготеют к комплексности услуг.
Рабочий день в развивающихся странах становится длиннее. Согласно исследованию Roper Starch Worldwide, корейцы проводят на работе 55 часов в неделю, турки, аргентинцы и тайванцы — 54 часа. Не исключение и Украина. Свободного времени становится все меньше, а потребность в отдыхе возрастает. Выход — последовать принципу «2 в 1» и отдыхать «в процессе» поточных дел.
Бизнес моментально откликнулся на возникший спрос и предложил объединить повседневные заботы с развлечением и релаксацией. Такие комбинации сформировали новые ниши на рынке. Рутинный процесс покупок, подслащенный возможностью развлечься и перекусить, стимулировал развитие торгово-развлекательных центров. Желание заботиться о здоровье и внешнем виде, попутно общаясь с семьей и друзьями, осуществили фитнес-клубы. А необходимость восстановить силы и прикоснуться к природе, имея в распоряжении недолгий уикэнд, привела к появлению загородных комплексов. Ставка на сервис «все включено» не подвела и приносит ощутимые дивиденды.
Надоел шопинг? Прими допинг!
Жители продвинутого Запада лет тридцать назад научились совмещать рутинное «отоваривание» с отдыхом. Сегодня так называемые шопинг-моллы (торгово-развлекательные центры) уже давно переросли свой статус и стали полноценными местными достопримечательностями. Один из крупнейших в мире King of Prussia Mall (США) занимает 265 тыс. кв. м (что равно совокупной площади торговых центров в Украине) и принимает 40 млн. посетителей в год. Столько же составляет все население Канады. При этом около 15 млн. человек посещают молл исключительно как туристический объект.
В Украине подобному формату около 4 лет. Бум открытия ТРЦ пришелся на 2003-2004 гг., что обеспечило им звание самого быстрорастущего сегмента в торговой недвижимости Киева. Сегодня доля торгово-развлекательных центров составляет 20% от всех торговых площадей столицы.
Зона развлечений хоть и приносит меньший доход с единицы площади, зато способна увеличить число посетителей на 30%.
Успех понятен. ТРЦ имеют весомые преимущества как для посетителей, так и для инвесторов в первую очередь благодаря наличию развлекательного сектора. И если для клиента выгода очевидна и выражается в экономии дорогого времени, то для инвестора развлечения необходимы по многим причинам. Во-первых, это позволяет привлечь дополнительных клиентов. По словам экспертов, зона развлечений в ТРЦ хоть и приносит меньше доходов с единицы площади, зато она способна увеличить число посетителей на 30%. «В Украине сегодня эффективно торговать можно только на так называемых якорях (основные площади, мотивирующие покупателя прийти в торговый центр. — Прим. ред.). Есть вещи, которые нельзя ничем заменить, и таких всего несколько. Это прежде всего продукты питания и развлечения. Fashion-площади, где представлена одежда и которые облагаются самой высокой арендной ставкой, не являются объектом первоочередного интереса, а значит, не могут привлечь достаточное количество посетителей. Поэтому без якорей, в том числе и развлекательных, торговый центр не выживет», — аргументирует Александр Грановский, управляющий ТРЦ «Караван».
Во-вторых, развлекательный комплекс — практически единственный способ, с помощью которого можно выиграть конкуренцию. Уже сегодня расширение заведений такого формата происходит исключительно за счет увеличения площадей «под отдых». Например, в 2005 году территория отдыха в ТРЦ «Аладдин» выросла на 25%. В-третьих, в торгово-развлекательных центрах стоимость рекламы существенно выше, чем в торговых сетях. Стоимость 1 минуты внутренней видеорекламы в торгово-развлекательном центре составляет $1,2-10 в зависимости от объекта, в то время как в «специализированных» супермаркетах — $0,75-1,2.
Возможность придать уникальность своему ТРЦ за счет сферы развлечений используется «по полной». Кинотеатры и детские комнаты уже стали скорее осознанной необходимостью, нежели экзотической изюминкой. Необходимо изощряться. Так, «Караван» соблазняет посетителей и спортивно-развлекательными (боулинг, бильярд и каток), и культурными мероприятиями (регулярные концерты звезд, кукольные представления для детей). В «Аладдине» предполагают занятия поэкстремальнее (роллердром, альпинистская стенка), тут имеется фитнес-клуб, солярий, салон красоты.
Благодаря таким достоинствам формат продолжает набирать обороты, в частности, в регионах. В 2007 году запланировано открытие торгово-развлекательных центров в Днепропетровске, Донецке, Луганске, Полтаве, Виннице, Кривом Роге. Как отмечают специалисты, ниша еще не заполнена, и если сравнивать с европейскими показателями (около 500 кв. м на тысячу человек), то мы значительно отстаем. «Сегодня известно, сколько должно быть торговых центров на 10000 человек в том или ином городе. И если мы проанализируем украинские и европейские цифры, то поймем, что рынка просто нет. Эти показатели в Украине ничтожны», — делает вывод Александр Грановский.
Отдыхайте на здоровье
Еще одним бизнесом, во главу угла которого поставлена комплексность, стала фитнес-индустрия. Систематические занятия спортом уже не воспринимаются как кропотливая, утомительная работа. Потому что с недавних пор развлечения были органично интегрированы в систему заботы о здоровье. В первую очередь благодаря многопрофильным фитнес-центрам.
Естественное желание клиентов сэкономить время и превратить физический труд в отдых рынок воспринял как сигнал к действию. Сегодня зоны отдыха, красоты и развлечений по площади и доходности догоняют основную — спортивную — деятельность фитнес-центров. «Наш клуб работает в двух форматах. При первом посетитель приобретает клубную карточку на все виды фитнес-услуг. Второй предполагает дополнительные услуги, которые оплачиваются отдельно. Это косметология, VIP-сауны, дайвинг, корты, сквош-корты, персональные тренировки. При этом дополнительные услуги приносят не менее 50% общего дохода центра», — объясняет Роман Блиндер, генеральный директор фитнес-центра «Аквариум».
Разнообразие услуг и совмещение приятного с полезным вышли на первый план: «Фаворит Премиум Клуб», например, говорит о себе как о «городском курорте», выделяя составляющую отдыха. А «Пятый элемент» подчеркивает тот факт, что он является «клубом здоровых удовольствий».
Включение таких услуг в предложение фитнес-центров имеет как минимум два неоспоримых преимущества. Первое — упомянутая экономия времени для посетителей. «В многопрофильный фитнес-центр можно прийти и «утонуть» всей семьей на 2-3 часа. В это время женщина посещает косметологический центр, мужчина играет в теннис, а ребенок развлекается в детской комнате. Именно данный подход объясняет заполнение крытых кортов летом. По словам наших клиентов, посещать загородные теннисные корты неудобно. Человек должен отвезти семью в фитнес-клуб, поехать на открытый корт, отыграть, вернуться, при этом чтобы все совпадало по времени. А в комплексном клубе все рядом, и таких проблем не возникает», — комментирует Роман Блиндер.
Второе преимущество — за счет развлекательного момента можно выстраивать эффективные программы лояльности клиентов. Организация внутренних и международных чемпионатов, соревнований, турниров не только несет положительные эмоции, но и замечательно «привязывает» клиента к клубу. По словам Романа Блиндера, прямого экономического эффекта от таких спортивно-развлекательных мероприятий нет, но зато наблюдается косвенный. Ведь человек, увлеченный командной игрой, не может пропустить тренировку или соревнование. Яркие впечатления плюс «чувство долга» — самая эффективная программа лояльности, прочно удерживающая клиента.
Пикник на обочине со всеми удобствами
Проблема времени заставляет не только сочетать продуктивную деятельность с отдыхом, но и искать варианты, как качественно отдохнуть и расслабиться за один-два выходных дня. Отдых недалеко от дома с такими традиционными развлечениями, как рыбалка, купание, конные прогулки, оказался весьма выгодной нишей. Теперь цивилизованный загородный отдых, о котором еще 5 лет назад можно было только мечтать, — норма. Притом весьма популярная.
Рынок загородных комплексов отдыха в последние годы стремительно растет. При этом игроки по-разному оценивают степень его насыщенности. По словам Натальи Миронюк, директора гостиничного комплекса «Чабаны», ниша заведений, находящихся в 20-километровой черте Киева, заполнена на 80%. В то же время Татьяна Трегуб, управляющая загородным комплексом «Два бобра», считает: «Рынок услуг загородного отдыха еще далек от насыщения. По-прежнему спрос заметно превышает предложение, что не удивительно, ведь этот сегмент рынка у нас начал развиваться относительно недавно».
В среднем, по оценкам специалистов, ниша заполнена на 60-70% и при этом крайне привлекательна. «Динамика роста данного сегмента рынка положительная, за последний год только вокруг Киева открылось несколько заведений означенного формата. В зависимости от того, что вкладывать в понятие комплекса загородного отдыха, заведение среднего формата может окупить себя в течение 3-4 лет работы», — рассказывает Евгений Чеботарев, директор по маркетингу загородного комплекса «Княжий двор».
Подтверждением популярности загородных комплексов служит и заполняемость номеров. «В летнее время заполняемость комплекса «Чабаны» такова: 50-60% в будни и 100% в выходные дни», — говорит Евгений Чеботарев. Не пустует он и зимой. Если летом его заполняемость составляет в среднем до 70%, то зимой — 60%.
Токийский водный парк предлагает не только «смыть» стресс после рабочей недели, но и вдоволь пообщаться с друзьями и развлечься.
Дополнительные услуги, являющиеся визитной карточкой комплекса и «приманкой» для клиентов, приносят от 5 до 20% в общий доход. Удельный вес зависит от количества дополнительных услуг. Разнообразие развлечений ограничивается лишь фантазией и финансовыми возможностями. Например, «Княжий двор», помимо бильярда, боулинга и сауны, предлагает два пакета услуг: летний и зимний. В первый входят рыбалка, бассейны, поля для футбола, волейбола, тенниса. Во второй — ледовый каток с горкой и пейнтбол. «Соответственно концепции нашего комплекса, дополнительные услуги — основные элементы политики привлечения и удержания клиентов», — подчеркивает Евгений Чеботарев.
Выполняют развлечения и еще одну полезную функцию. Сейчас наблюдается тенденция к специализации заведений как способу «обособиться» от конкурентов. «Новые заведения предлагают все новые опции, в том числе спортивного, экстремального характера. Появляется четко выраженная специализация: у нас рыбалка, а у них конный спорт, у других — стрельба и пейнтбол. По моему мнению, появление «специализированных» заведений диктуется все же соображением «отличить себя от других», а не реально существующим спросом», — отмечает Наталья Миронюк.
В перспективе — дальнейший рост рынка, хотя и замедленными темпами. «Темпы роста близких к Киеву загородных комплексов, демонстрирующих в последние годы сумасшедшую интенсивность, пойдут на спад, что принесет пользу более отдаленным заведениям. Рентабельность бизнеса тоже будет снижаться, потихоньку покидая сегодняшнюю отметку 30%. Но в любом случае сегмент загородного отдыха будет привлекателен для инвестора еще долгое время — с одной стороны, рентабельность выше, чем в городских заведениях, с другой — благосостояние населения неуклонно повышается, деловая активность между городами тоже растет. И, естественно, отдыхать лучше вне городской суеты, там, где воздух чище», — заключает Наталья Миронюк.