Максимы Золотого Грека

Тайна колоссального успеха, влиятельности и богатства «танкерного короля» Аристотеля Онассиса скрыта в его же крылатой фразе: «Весь секрет бизнеса заключается в знании того, чего не знает больше никто».


Если бы юный грек Ари стал священником, о чем мечтал в детстве, мир не смог бы восхищаться остросюжетной жизнью аргентинского мультимиллионера, табакоторговца, судовладельца, нефтяного магната и владельца недвижимостью во многих странах мира Аристотеля Онассиса (1906-1975), чей оглушительный предпринимательский успех оставил после себя яркий след в истории. Он стал одним из самых выдающихся бизнесменов XX века и богатейшим человеком планеты. Но тогда никто не мог и предположить, что некоторые мысли, изреченные будущим знаменитым Золотым Греком, спустя много лет войдут во все учебники по бизнесу.


«У вас никогда не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление»


Аристотель Онассис понимал, что обширные связи с великими мира сего стоят недешево, и называл это «инвестициями в человеческие отношения».

Богатое семейство табачных дилеров Онассисов потеряло все свое состояние в 1922 году, когда их город Смирна был захвачен турками. Бежав из Греции, семья послала Аристотеля в Южную Америку на поиски лучшей доли. И ему пришлось в чужой стране начинать все с нуля, применяя свои природные дарования, унаследованные от предков — бесстрашных и ловких греческих корсаров и контрабандистов. Высадившись в Аргентине с шестьюдесятью долларами в кармане и чемоданчиком с восточным табаком, Ари первым делом подделал паспорт, увеличив свой возраст на шесть лет для того, чтобы иметь право на легальные заработки. В Буэнос-Айресе он сменил массу профессий — был техником на телефонном узле, портовым диспетчером, а по ночам, внимательно изучая биржевые сводки, осваивал секреты коммерции. И освоил. В результате биржевых операций он получил свои первые $700. Эти деньги Ари потратил на модный гардероб для возможного выхода в свет, руководствуясь своим правилом: «У вас никогда не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление». Работая барменом, он провел свою первую рекламную кампанию: однажды угостил греческой сигарой короля аргентинского танго Карлоса Гарделя, который громко восхитился ее ароматом. Вскоре вся столица Аргентины курила крепкие восточные сигары «Меланж Гардель». Так начался путь к успеху молодого Аристотеля Онассиса. Первое крупное самостоятельное дело, транспортировка греческого табака в Аргентину, принесло ему первую значительную прибыль в $100 тысяч.


«Труднее всего сделать первые пять тысяч долларов»


Аристотель Онассис быстро понял, что не менее трудно заработать и первый миллион — ему это удалось в возрасте 25 лет. Своим неповторимым чутьем на деньги он понял, что море принесет ему еще больший доход. Во время Великой американской депрессии он по дешевке скупает корабли и создаст собственный флот. Гениально предчувствуя перспективы, связанные с надвигающейся Второй мировой войной, Онассис занялся нефтяными перевозками. Он скупил такое количество танкеров, что после начала войны, пожиравшей нефть в невиданных количествах, стал монополистом и получил кличку «танкерный король». Его танкеры фрахтовали и американцы, и японцы, и немцы. Он умудрялся работать на всех и при этом не только не потерял ни одного корабля, но и заработал $300 миллионов. Вскоре его любимой цитатой стала фраза «деньги не пахнут». Особенно, если это большие деньги. Онассис лично руководил делами своих компаний. Он имел феноменальную память: знал тоннаж, стоимость фрахтов и другие данные всех своих судов; обладал неиссякаемой работоспособностью и мобильностью; кроме родного греческого, владел английским, французским, испанским, мог изъясняться на шведском; обладал исключительной коммерческой интуицией. Он постоянно руководствовался идеей увеличения тоннажа танкеров, считая это залогом получения сверхприбылей, и в конце своей жизни владел 117 танкерами общей стоимостью семь миллионов долларов. И это не единственное, чем владел Онассис.


«Весь секрет бизнеса заключается в знании того, чего не знает больше никто»


У Аристотеля Онассиса всегда было особое отношение к информации. Наверняка он знал, что тот, кто владеет информацией, владеет миром. Он буквально впитывал в себя новую информацию. Как никто иной, умел слушать своего собеседника, если тот был ему интересен. Не только чутье, но и информация, поступающая от хороших и, что не менее важно, хорошо оплачиваемых друзей, помогала ему раньше других получать сведения о предстоящих событиях и эффективно их использовать. Онассис спускает на воду супертанкер водоизмещением 250 тыс. т. Конкуренты недоумевают, ведь такой супертанкер не пройдет по Суэцкому каналу. Но ближневосточный конфликт вновь выводит из строя Суэцкий канал, что послужило причиной нового бума на танкерный флот. Для танкерного короля это новый золотой дождь, к которому он прекрасно подготовлен. А не упускать своего из рук он научился давно.


«Даже получать удовольствие ты должен с коммерческой выгодой для себя»


Аристотель Онассис часто руководствовался жизненным принципом: «значение имеет лишь то, что приносит мне пользу». Желание стать хозяином мира не покидает его — он покупает греческий остров Скорпиос и строит самую известную в мире яхту «Кристина», на борту которой бывали знаменитейшие люди. На этой яхте Онассис, находя и реализуя блестящие пиар-идеи, решал проблемы, связанные с постоянным ростом его общественного статуса, Таким великолепным самопиаром была его дружба с живой легендой XX века Уинстоном Черчиллем. Ари буквально купался в лучах славы великого политика. В любом иностранном порту яхту с У. Черчиллем на борту встречали лица королевской крови, главы правительств, министры, губернаторы, послы. Только во время одного из приемов на борту «Кристины» находились, помимо У. Черчилля, бывший премьер-министр Англии Энтони Иден, будущий президент США Джон Кеннеди, ведущие представители Уолл-стрит. Аристотель Онассис понимал, что обширные связи с великими мира сего стоят недешево, и называл это «инвестициями в человеческие отношения». Он определенно обладал сверхъестественной способностью притягивать деньги и знаменитостей, эффективно использовал в своей деятельности все виды управленческих ресурсов, включая нетрадиционные. Управленческим ресурсом становилось все: и его положение в обществе, и дружба с известными людьми, и женщины, и заключенные им браки.


«Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили»



«Моя любимая страна — та, которая обеспечивает мне налоговую неприкосновенность и не навязывает финансовых ограничений».

Аристотель Онассис без смущения использовал женщин как замаскированный стратегический ресурс для достижения поставленных им целей. В особенности, когда приходилось подниматься с самой низшей ступеньки общественной лестницы до заоблачных высот. Один из первых его романов с Дедихен, дочерью норвежского корабельного магната, способствовал заключению выгодных сделок со скандинавскими судостроителями. В дальнейшем все его женщины — от влиятельнейшей жены президента Аргентины Эвы Перрон и великой оперной певицы XX века Марии Каллас до вдовы президента США Жаклин Кеннеди — поднимали его на новую ступень и расширяли бизнес-возможности. Но ради справедливости обвинять его в хладнокровном цинизме не стоит, поскольку женщин он любил и они отвечали ему взаимностью. Именно Онассису принадлежит известное выражение: «Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили». Все его браки (не считая мимолетных увлечений) совершались по любви, за исключением, пожалуй, Жаклин Кеннеди. Это был холодный расчетливый контракт с ультиматумом со стороны невесты положить на ее счет $3 млн., а на счета ее детей — по миллиону. После заключения брака Жаклин сразу дала Онассису понять, что не собирается быть «подругой дней его суровых». Каждый жил своей отдельной жизнью. Даже когда он умирал в больнице, она предпочла проигнорировать этот факт. Так Онассис заплатил за приобщение себя к истэблишменту Америки. Вряд ли его это очень огорчило — уж он, как никто другой, знал, что за все в этом мире надо платить, причем нередко самую высокую цену.


«Единственное, что принимается сегодня во внимание, — это деньги. Обладающие ими — подлинные короли нашего времени»


Одной из наук Онассиса, которой он овладел в совершенстве, было умение делать деньги и приумножать собственное состояние. К 70-м годам XX века капитал Онассиса составил более $1,5 млрд. Он зарабатывал по $200 тыс. в день. Тогда его собственностью был торговый флот и ряд промышленных компаний США и Западной Европы: нефтеперерабатывающие заводы и заводы по производству алюминия, электростанции, предприятия химического профиля, отели, кемпинги, объекты спортивного значения. Но, серьезно заболев, он понял, что устал. Он больше не мог работать, а, не работая, не мог жить. Незадолго до смерти Онассис учредил благотворительный фонд в память о погибшем сыне Александре. Фонд Онассиса ежегодно вручает премии размером $100 тыс. за заслуги в разных областях деятельности. В СНГ премию фонда получил петербургский музей Эрмитаж за вклад в развитие культуры.


Безусловно, управление гигантской бизнес-империей Онассиса базировалось на аналитических способностях самого Ари, его прекрасной памяти, умении вести дела, жизненной энергии, упорстве и трудолюбии. Будучи еще владельцем судостроительной компании, он проводил на работе по 16-20 часов в сутки. Несмотря на то что его система управления бизнес-империей была весьма авантюрной и рискованной, она оказалась исключительно эффективной.

Залишити відповідь