Что происходит: на международных рынках

Горькие пилюли для фармацевтов


Тенденция противостояния оригинальных (инновационных) и генерических препаратов становится все более определяющей для мирового фармацевтического рынка. По данным аналитической компании Visiongain, в 2005 г. объем мирового рынка генерических рецептурных препаратов увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12%. Эксперты полагают, что пик его роста (14%) придется на 2008-2010 гг. Тогда как увеличение спроса на оригинальные препараты прогнозируется не выше 5-7%.


Такая динамика объясняется прежде всего экономической эффективностью генерикового бизнеса: для выпуска лекарств подобного рода не нужно тратить средства на разработку и исследования. Фирме-производителю достаточно вложить деньги в производство — и препарат готов к продаже. За счет этого фармкомпаниям удается добиться существенной экономии средств (в 2005 г. на разработку одного инновационного препарата в США уходило приблизительно $460 млн.). Как результат — более привлекательные ценовые предложения. Однако осуществлять выпуск таких лекарств можно только после истечения срока действия патента на оригинальный препарат (кстати, в ближайшие годы истечет патентная защита на ряд таких брендов). Наиболее распространенными в мире являются генерики сердечно-сосудистых препаратов и антидепрессантов. Тогда как в России и Украине к таковым относятся противопростудные лекарства.


Европейская ассоциация производителей генерических препаратов (EGMA) оценила рынок генериков ЕС в $7 млрд., оригинальных лекарств — в $70 млрд. Но несмотря на это, генерики способны усиливать конкуренцию на фармрынке. О потенциале этих продуктов говорит хотя бы тот факт, что после истечения в конце 2001 г. патента на популярный антидепрессант Prozac (производство Eli Lilly), за несколько месяцев бренд уступил 80% продаж своим непатентованным аналогам. В этой связи крупные производители оригинальных препаратов пытаются максимально блокировать производство генерических лекарств, выпуская параллельно с собственным брендом и препарат-копию (copycat). При выводе его на рынок компания окажется первой и займет лидирующие позиции, поскольку на ее счету будет два преимущества — качество продукта и уже известный бренд. Причем попытки сохранить прибыльность своих продуктов иногда граничат с серьезными нарушениями. Так, в октябре антимонопольные органы ЕС провели обыски в офисах фармкомпаний Дании, Италии и Венгрии, подозревая их в сговоре против генериковых конкурентов. А в июне 2005 г. был наложен штраф в размере 60 млн. евро на британскую AstraZeneca. Ее обвинили в распространении ложной информации относительно срока действия патента на желудочный препарат Losec, который в 1990-х стал самым продаваемым лекарством в мире.


Не последним оружием в арсенале производителей патентованных препаратов становится и агрессивный маркетинг. По данным Lehman Brothers, фармацевтические компании по обе стороны Атлантики тратят на 50% больше ресурсов на продвижение своих препаратов, нежели на R&D.


В свою очередь генериковые производители пытаются активно сотрудничать со всевозможными неправительственными организациями для промотирования своих лекарств. В Европе они финансируют Европейский форум потребителей. Продвигая на рынок непатентованные лекарственные средства, компании учитывают такие особенности, как сокращение жизненного цикла препаратов, необходимость в «нишевом» подходе, а также активно консолидируют свой бизнес.






Если нет разницы, то зачем платить больше?


Основные характеристики генериков:
• содержат такой же активный ингредиент, как и оригинальный препарат;
• имеют ту же биодоступность;
• имеют те же показания к применению и меры предосторожности;
• сохранены качество, эффективность и безопасность;
• соответствие фармакопейным требованиям;
• выпускаются в той же лекарственной форме;
• стоимость ниже, чем у оригинальных препаратов.


Источник: «Актавис».







Украина объективно тяготеет к генерикам


Владимир Митин, глава представительства компании «Актавис» в Украине:
— Украинский рынок однозначно можно определить как генерический. Непатентованные препараты занимают 80% отечественного рынка медикаментов. Его объем в 2005 г. составил $1,18 млрд., а в 2010 г. может достичь отметки $4 млрд. В топ-20 ведущих фармкомпаний также преобладают генерические компании, среди которых значительная доля местных производителей.
Причинами традиции преобладания генериков на нашем рынке можно назвать отсутствие государственной системы возмещения стоимости лекарственных средств, а также низкую покупательную способность населения, что делает оригинальные препараты малодоступными. В то же время с ростом экономики Украины ожидается увеличение бюджетных расходов в сфере здравоохранения, увеличение доходов населения, большее внимание к профилактике заболеваний, что позитивно скажется на спросе на медикаменты. Негативное влияние на развитие фармрынка может оказать снижение народонаселения. Нерешенным остается вопрос о введении НДС на лекарственные средства.



Азиатские развлечения обгонят американские


Мировой рынок рекламы и развлечений, объем которого в минувшем году составил $1,32 трлн., будет расти на 6,6% в год и к 2010 г. достигнет $1,83 трлн. Таков основной вывод недавнего исследования консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC). По мнению экспертов, в ближайшие годы развитие рынка будут определять следующие тенденции: распространение цифровых и мобильных технологий, рост потребительских расходов на фоне общего экономического роста, а также преобладание информации на физических носителях.


Резервы роста рекламного рынка аналитики переоценивать не склонны. В 2009 г. должно начаться снижение его темпов, вызванное «перебоями в росте экономики некоторых стран». Особняком на рынке рекламы будет стоять онлайновый сектор. В ближайшие четыре года доля сетевых ресурсов в рекламных бюджетах практически утроится до 10%.


По прогнозам аналитиков, медленнее всего будет расти рынок США — не более чем на 5,6% ежегодно. Хотя в абсолютных величинах американский рынок сохранит лидерство: его объем с $553,4 млрд. по итогам минувшего года увеличится до $726,2 млрд. «Рост обеспечат продажи видеоигр и развлекательные сервисы в Интернете», — говорится в докладе. Самое бурное развитие PwC пророчит Азиатско-Тихоокеанскому региону. Темпы роста здесь составят в среднем 9,2% в год, а объем рынка вырастет с $274 млрд. до $425,3 млрд. В Европе и на Ближнем Востоке индустрия рекламы и развлечений будет расти умеренными темпами — не более чем на 6,1% в год. А объем рынка за отчетный период вырастет с $430,4 млрд. до $579,5 млрд.


Утилизация вина бьет по имиджу виноделов


Напряжение на европейском винодельческом рынке возрастает. Затяжной кризис перепроизводства, обострившийся вторжением дешевой продукции из Австралии, Чили, США и Южной Африки, вынуждает европейских виноделов утилизировать в топливо и средства дезинфекции почти 1 млрд. бутылок вина французского и итальянского производства. Так, в связи с ростом нереализованных излишков вина французские власти заявили о намерении дистиллировать (правда, в обмен на субсидии) 2 млрд. гектолитров непроданного столового вина и такое же количество марочных вин. Итальянцы запросили финансирование переработки 3 млрд. гектолитров столового вина и 100 тыс. гектолитров марочного. Продукт дистилляции (этанол) должен быть использован в качестве топлива и в других технических целях. И если эти страны таки получили субсидии — хотя всего на 1,5 млн. гектолитров вина обоих видов для Парижа и 2,5 млн. гекталитров столового вина для Рима, — то аналогичные запросы Испании и Греции пока остаются без ответа.


Аналитики называют радикальные меры по осушению европейского «винного озера» неизбежным следствием неспособности производителей найти баланс между спросом и предложением на рынке. Европейский комиссар по сельскому хозяйству Марианн Фишер Боэль уверена: предоставление временного финансирования виноделам является делом дорогостоящим и малоэффективным. Только в прошлом году 185 млн. евро было потрачено на переработку в спирт неизрасходованных 7,5 млн. гектолитров вина. По ее мнению, антикризисные меры должны быть направлены не на покрытие убытков виноделов, а на сокращение производства невостребованных вин и на усиление конкурентоспособности европейских производителей. «Европа производит слишком много вина, для сбыта которого нет рынка», — заявила Боэль. Так, в целом продажи французского вина в прошлом году упали на 3%, а кларета (красное сухое вино) — почти на четверть. В то же время австралийский и чилийский экспорт в ЕС сегодня в 20 раз выше, чем десятилетие назад.


Предыдущие попытки общеевропейской винодельческой реформы блокировало французское винное лобби. Однако последствия кризиса стали настольно масштабными, что Париж скорее всего пойдет на попятную. По данным Французского центра сельскохозяйственных исследований (CER), 89% местных виноделов к концу 2006 г. ожидают серьезные финансовые трудности, что станет результатом неуклонного ухудшения их положения в течение последних трех лет.


В ближайшие недели Еврокомиссия намерена предложить реформу отрасли, призванную повысить конкурентоспособность фермерских хозяйств, платя им за распашку 400 тыс. га виноградников. Предполагается, что в дальнейшем фермеров субсидируют за то, что они будут лишь поддерживать экологические стандарты на своих участках, при этом не производя вина. Более того — Еврокомиссия намерена потратить 2,4 млрд. евро на корчевание виноградников по всему континенту. Брюссель, много лет выдававший дотации на разведение виноградников, сегодня полагает, что при нынешнем переизбытке мелких производителей некачественного вина индустрию необходимо консолидировать. Так, во Франции один работник приходится на гектар виноградников, в Австралии — на 50 га. 







Украине не грозит никакая винная экспансия


Евгения Ахтырко, старший экономист МЦПИ:
— Европейские производители вин сегодня терпят убытки, а некоторым и вовсе грозит разорение, если правительство не встанет на их защиту и не задействует для этого определенные механизмы. Хотя подобные шаги скорее всего использованы не будут, поскольку противоречат существующим как договоренностям внутри ЕС, так и постулатам ВТО.


Украине латиноамериканская винная экспансия вряд ли грозит. Наш внутренний рынок в достаточной мере наполнен вином отечественного, а также молдавского и грузинского производства. Южноафриканское, американское, австралийское, латиноамериканское вино сегодня рассматривается скорее как экзотика в силу его высокой стоимости. Следовательно, оно может конкурировать только в узком сегменте рынка. В то же время европейский рынок для украинских производителей вина пока недоступен в силу определенных сертификационных стандартов, которые нами еще не достигнуты.

Залишити відповідь