Подведение итогов
Рост рынку вопреки
Несмотря на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, известный производитель кондиционеров Daikin Europe заканчивает 2005 финансовый год с показателем консолидированного товарооборота в 1,22 млн. евро (8% роста). Однако оптимистические прогнозы относительно объемов продаж бытовых кондиционеров не оправдались. За минувший год возрос объем складских запасов на рынке, перешедших с 2004 г. Ситуация усугубилась длительным периодом отсутствия жаркой погоды в Европе. Все это усложнило ситуацию с продажами во многих филиалах. Типичная ситуация сложилась на рынке Италии — традиционном локомотиве роста продаж Daikin. Спрос там был подорван как большими запасами кондиционерного оборудования на рынке, так и застоем в экономике и низким уровнем потребительского доверия накануне президентских выборов. Местный рынок за год сократился на 40%, а продажи итальянской «дочки» упали на 15%.
Еще одна наметившаяся тенденция — снижение темпов продаж бытовой серии и рост продаж коммерческой. Так, совокупные продажи бытового оборудования класса Split оказались на 15% ниже, чем в 2004 г. В то же время продажи коммерческой серии продемонстрировали стремительный рост: продажи систем класса Sky Air — на 13%, VRV — на 24%, чиллеров — на 9%.
Основные задачи компании на текущий год — возврат к прежним темпам роста продаж и ставка на развитие систем коммерческого назначения. Сократить сроки поставок готового оборудования и оптимизировать уровень складских запасов планируется за счет двух новых чешских заводов. Daikin продолжит осваивать и новые для себя сегменты рынка. В частности, одним из катализаторов роста продаж должна стать система отопления Altherma, представленная в 2006 г. Географию продаж компания планирует продлить за счет Африки, Турции и Ближнего Востока.
Альянс
DuPont и BP входят в эру биотоплива
Химический концерн DuPont и нефтяная корпорация British Petroleum объявили о совместном проекте по разработке нового поколения биологического топлива, которое ускорит переход к возобновляемым видам топлива для транспортных средств с низким уровнем выделения парниковых газов.
Первым продуктом компаний станет биобутанол, который будет использоваться в качестве биологического компонента для бензина. Выпускать его планируется уже в 2007 г. в Великобритании. Для этого корпорации работают с British Sugar («дочка» Associated British Foods), чтобы перепрофилировать первое в стране производство по ферментации сахарной свеклы в этанол для производства биобутанола. На начальном этапе British Sugar будет производить до 30 тыс. т биобутанола в год. Производственные мощности в международном масштабе предполагается вводить в соответствии с требованиями рынка. Конечная цель проекта — представить на рынок новую конкурентоспособную технологию производства бензина, стоимость которого составит $30-40 за баррель.
В области разработки современного биотоплива DuPont и BP сотрудничают с 2003 г. Успех этого альянса эксперты связывают с возможностью объединения потенциала DuPont в области биопроизводства с компетенцией BP в области топливных технологий. Компании стремятся к мировому лидерству в производстве передового биотоплива, на которое сегодня приходится лишь 2% от используемых в транспорте видов топлива. Но согласно прогнозам эта доля может достигнуть 30% на развитых рынках. «BP давно ищет способы снизить выбросы парниковых газов, — отметил CEO BP Лорд Браун. — Сегодня на транспорт приходится примерно 20% выхлопов в мире. В среднесрочной перспективе рост доли биологических примесей представляет одну из немногих возможностей глобальных изменений в этой области».
Бизнес и власть
Главный санитарный врач России вошел в раж
Весьма болезненную реакцию вызвало у главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко первое судебное поражение в объявленной им войне за освобождение российских магазинов от грузинских вин. Федеральная служба неожиданно получила отпор в Останкинском райсуде Москвы. 20 июня судья прекратила производство по одному из исков Роспортебнадзора, добивавшегося утилизации крупных партий грузинского вина. Поскольку сам глава санитарного ведомства убежден, что речь на самом деле идет о «винных суррогатах производства Грузии», это решение он воспринял как личный вызов. Рассмотрение данного дела Онищенко назвал «скоропалительным, тенденциозным и небескорыстным». Причем пообещал пожаловаться на рассматривавшую иск Роспотребнадзора судью в Верховный Суд «с целью принятия решения о должностном соответствии», а вердикт — опротестовать. Параллельно главный санитарный врач подтвердил намерение изъять вино со складов.
Негодование Геннадия Онищенко понятно: после поступившего в конце марта сигнала из Москвы региональные подразделения санитарного ведомства поставили на поток подачу исковых заявлений в суды для изъятия из оборота «фальсифицированной» грузинской и молдавской алкогольной продукции. Сотни исков были поданы поставщикам и дистрибьюторам вина по всей стране, и значительная часть их уже удовлетворена. Только в мае Роспотребнадзор выиграл 104 дела, добившись утилизации десятков тысяч грузинских и молдавских бутылок и пакетов. В июне ведомство не стало снижать обороты: сейчас в судах находится на рассмотрении 638 исков. Только за последнюю неделю в стране было уничтожено 11,9 тыс. бутылок якобы недоброкачественного молдавского вина и 46,6 тыс. бутылок грузинского.
Слияния и поглощения
Крупнейший издатель США не выдержал онлайнового натиска
Акционеры Knight Ridder — второго по величине издательского дома США — проголосовали за решение продать его компании McClatchy за $4,5 млрд. На этом закончится история издательства, начавшаяся в 1892 г. На счету журналистов его 32 ежедневных газет (в том числе The Miami Herald, The Philadelphia Inquirer, The Kansas City Star и др.) 85 Пулитцеровских премий.
Но для институциональных инвесторов это имело второстепенное значение. Их больше беспокоило снижение маржи прибыли в газетной отрасли и перетекание рекламы в Интернет. Финансовые проблемы Knight Ridder выразились в падении цены его акции с $80 в 2004 г. до $52 в прошлом году. Эта динамика заставила крупнейших акционеров пойти на открытую конфронтацию с советом директоров. Ее результатом стала сделка с McClatchy, по условиям которой покупка будет оплачена наличными и акциями по цене $67,25 за штуку.
McClatchy является одним из крупнейших издательств региональной прессы, которое владеет 30 периодическими изданиями в разных штатах, а также веб-порталами. Компания уже договорилась с восемью покупателями о продаже 12 приобретаемых ими газет за $2,1 млрд. Тем самым она намерена не только уменьшить объем долга, накопленного в ходе сделки, но и компенсировать падение собственной прибыли (на 14% по итогам I квартала). McClatchy оставит себе только 20 газет Knight Ridder, остальные находятся в регионах, где отрасль развивается недостаточно быстро.
Knight Ridder далеко не первая стагнирующая издательская компания в США. Крупнейшие издательские компании New York Times и Tribune заявили о серьезном снижении своих прибылей на 69 и 28% соответственно (по итогам I квартала). Причина тому — снижение объемов рекламы и расценок на нее, а также уменьшение тиражей в связи с изменением потребительских привычек читателей, предпочитающих узнавать новости из Сети. В связи с этим New York Times, к примеру, решила сделать ставку на Интернет. Доходы от ее сайта about.com выросли за год на 98%.
Ребрендинг
MasterCard предстала в обновленном образе
Впервые за сорокалетнюю историю существования международная платежная система MasterCard объявила о ребрендинге и новом позиционировании. К привычным красному и желтому пересекающимся кругам на своем логотипе компания добавляет белый. Новая корпоративная эмблема призвана продемонстрировать триединую бизнес-модель корпорации — франчайзинг, процессинг и консалтинг. В то же время, как пояснили «&» в пресс-службе MasterCard, изменение бренда не затронет логотипы, размещенные на пластиковых картах и в торговых точках.
Обновление касается и рекламных слоганов. Отныне девиз компании: The Heart of Commerce («Сердце коммерции»). В то же время рекламная кампания Priceless («Бесценно»), которая с успехом проходит в 106 странах (на 49 языках), будет сохранена. Платежная система также объявила о смене названия своей дочерней компании MasterCard International на MasterCard Worldwide, тем самым сделав акцент на глобальном масштабе своего бизнеса.
Ребрендинг для MasterCard провела компания Futurebrand, работающая также для Nestle, Lexus, Nivea, Coca-Cola, Tesco, Marriott и др. Стоимость услуг не раскрывается. Однако, по мнению участников рынка, затраты на такой ребрендинг могут составить $100-200 млн. Эксперты уверены: спрос на услуги компании должен вырасти и финансовый эффект перекроет нынешние затраты. Решение же MasterCard провести ребрендинг связывают с ужесточением конкуренции на рынке пластиковых карт. В частности, компания намерена не отставать от своего основного конкурента — Visa. В феврале 2006 г. эта платежная ассоциация запустила масштабную акцию по повышению узнаваемости бренда. Visa отказалась от утвержденного 20 лет назад слогана It’s Everywhere You Want To Be («Везде, где ты хочешь быть») в пользу Life Takes Visa («Жизнь выбирает Visa»). Ранее платежная система также модернизировала свой логотип.
Приобретения
Pfizer готовит оборону против генериков
Европейская фармацевтическая компания Pfizer продает свое подразделение потребительских товаров американской корпорации Johnson&Johnson за $16,6 млрд. Тем самым американцы обошли других участников аукциона — Reckitt Benckiser, GlaxoSmithKline и Bayer. J&J особенно стремилась к этому приобретению после того, как в апреле проиграла своему конкуренту Boston Scientific в борьбе за производителя электронных сердечных имплантатов Guidant (оферта составила $27 млрд.).
Нынешняя сделка превратит американскую компанию в крупнейшего в мире поставщика безрецептурных лекарственных препаратов. Она также даст хороший импульс наименьшему подразделению J&J к выпуску потребительских товаров, увеличив объем их розничных продаж на $3,9 млрд. (до $13 млрд. в год). По словам руководства, поглощение поможет компании поддержать баланс своего портфолио в трех основных сегментах. Отныне рецептурные препараты будут приносить J&J 40% дохода, производство медицинского оборудования — 35%, а выпуск потребительских товаров — 25% (+7%).
Решение Pfizer о продаже своего подразделения связано с пересмотром стратегии корпорации. Отныне она планирует сосредоточиться на своем профильном бизнесе — разработке и продвижении патентованных рецептурных лекарств, поскольку в ближайшие годы ожидается усиление конкурентной борьбы с производителями генерических препаратов. Кроме того, в нынешнем году истекает срок патента на три наиболее продаваемых рецептурных медикамента Pfizer, продажи которых в 2005 г. обеспечили компании $9 млрд. (около 17,5% дохода). Средства, вырученные от продажи своего подразделения, компания планирует направить на разработку новых препаратов, поглощения, а также партнерства с более мелкими игроками фармрынка.