Нам спорт работать и жить помогает
Участвуя в корпоративных соревнованиях, современная компания может содействовать сплочению своей команды, продвигать свой бренд и заниматься благотворительностью, получая при этом удовольствие.
Не каждый бизнесмен, как Роман Абрамович, может купить себе «Челси» или владеть «Формулой 1», как Бенни Эклстоун. Но содержать свою маленькую футбольную команду, успешно громящую соперников-конкурентов в корпоративной лиге, или организовать любительский теннисный турнир, на который можно пригласить своих друзей, некоторым уже под силу.
У украинских бизнесменов спорт занимает в жизни все больше места. И интерес к соревнованиям между компаниями — одно из проявлений этой тенденции.
Говорит коммерческий директор компании Team Systems (тренинги по командообразованию) Александр Поляков: «Корпоративные занятия спортом стали неотъемлемой частью современного бизнеса. Участие в подобных мероприятиях укрепляет командный дух сотрудников, а компания имеет возможность дополнительно заявить о своей состоятельности на рынке. По нашему опыту организации таких мероприятий можно сделать вывод, что в число популярных видов корпоративного спорта входят футбол, волейбол, боулинг и пейнтбол».
«&» беседовал с непосредственными участниками и организаторами соревнований о мотивах и внутренней атмосфере в корпоративном спорте.
Корпоративный Мундиаль
Спортом номер один в нашей стране безо всяких сомнений является футбол. А главным футбольным чемпионатом для бизнесменов соответственно бизнес-лига. Ее придумало ООО «Украинский Футбольный Проект», которое специализируется на организации спортивных любительских соревнований. Строго говоря, команды, представляющие иностранные и отечественные компании, банки, фирмы, средства массовой информации, играют на чемпионате в футзал (футбол в зале).
Проиграть в спорте не так горько, как в бизнесе. Но выиграть финал — это не меньшее удовольствие, чем обойти конкурентов на рынке.
В конце 1990-х бизнес-лига представляла собой двухдневный турнир с корпоративными участниками, количество которых не переваливало за десяток. Ныне это полугодичные соревнования, проходящие в нескольких группах, различающихся уровнем мастерства игроков. В сезоне 2005-2006 главные призы разыгрывали уже 74 бизнес-команды. Устроители говорят, что это не предел, и обещают постоянное улучшение организации мероприятий. За шесть лет развития Ассоциация бизнес-футбола обзавелась рядом серьезных коммерческих партнеров, выходит на телеканалы и печатные органы и чувствует себя довольно уверенно.
Престижность бизнес-лиги уже достаточно высока, чтобы компании шли на довольно существенные денежные расходы для содержания собственной команды. Сезонный взнос составляет около $2000, экипировка «сборной» может потянуть на $3-4 тысячи. Плюс премиальные футболистам и тренировочные затраты.
Менеджер Зидан и бухгалтер Третьяк
Корпоративный спорт не настолько далек от большого, как это может казаться.
Так, например, существующая всего три года любительская хоккейная команда «Комп&ньоН», в состав которой входят партнеры и клиенты издания, этой весной заняла второе место на турнире «Трейдпоинт 5» в Днепропетровске. В финале она уступила со счетом 2:3 одному из лидеров украинского хоккея киевскому «Беркуту». Сейчас все, что требуется для участия команды в чемпионате Украины, — это спонсор. Уровень мастерства уже соответствует.
Команда рекламного агентства Maind Share стала первым чемпионом Украины по пляжному футболу и впоследствии неоднократным его призером. А четыре менеджера-игрока входят в сборную нашей Родины и защищают ее честь в международных соревнованиях самого высокого уровня. Команда рекламщиков два раза участвовала в чемпионате бизнес-лиги и столько же раз в нем побеждала.
«Мы максималисты, и нашей задачей было выиграть эту лигу, — говорит защитник и менеджер по работе с телевидением Федор Охрименко. — Легионеров не привлекаем потому что имеем устоявшийся в течение 5-6 лет костяк. Люди могут менять место своей работы, но команду не покидают. Осенью и весной мы участвуем в бизнес-лиге, а летом играем в официальной Ассоциации пляжного футбола Украины».
Честолюбивая компания, которая хочет добиться футбольных успехов, но имеет существенные проблемы в линии полузащиты или страдает от отсутствия хорошего либеро, может нанять легионеров. Регламент группы А допускает включение в команду до трех игроков из 1-й и 2-й лиги национального чемпионата Украины. Легионеры легко мигрируют из команды в команду, а получаемые зарплаты и премиальные делают для них бизнес-лигу более привлекательной, чем официальные соревнования.
Дополнительные возможности в конкурентной борьбе
«&» спросил у Федора Охрименко, решают ли они стратегические бизнес-задачи при участии в бизнес-лиге.
Ф. О.: Все очень просто — футбол объединяет. Кроме этой цели, других стратегических задач нет. Но в соревнованиях параллельно с нами участвует достаточно большое количество наших клиентов — не только тех, с которыми мы уже работаем, но и потенциальных. И под этим углом зрения футбольный турнир — удобная возможность для встречи в неформальной обстановке.
«&»: Встречаетесь ли вы с конкурентами на футбольном поле? Что при этом добавляется к спортивному азарту?
Ф. О.: Да, многие наши конкуренты тоже участвуют в соревнованиях. В этих матчах есть какой-то психологический подтекст, от которого никуда не денешься, но это не главное. Конечно, если у вас сильная команда, вы можете их обыграть. Это всегда приятно (смеется). Более того, мы можем пригласить на футбол наших клиентов, зная, что нам предстоит матч с их конкурентами. Выходя на поле с логотипами клиентов и демонстрируя сильную игру, мы делаем для них спортивный подарок.
Для того чтобы о футбольной команде вашей фирмы говорили, не обязательно занимать первые места. Но желательно. Успешное выступление придает непринужденность общения и легкость застольной речи на закрытии бизнес-турнира в клубе «Бинго». Но если успехи вашей команды пока мало кого интересуют, вы можете сами об этом рассказывать с помощью собственного PR-отдела.
В конце концов можно провести и собственный футбольный турнир для сплочения внутренних рядов, как это делают, например, многие автомобильные компании. Или организовать теннисные состязания для объединения элиты, как это сделала компания «Автоцентр-Атлант-М».
Отдушина для банкиров
«Раньше мы проводили холдинговые турниры по футболу, — говорит Дмитрий Сафонов, менеджер по маркетингу компании «Автоцентр-Атлант-М». — В этом году впервые состоялся теннисный турнир. Мне кажется, спорт — это более интересно и полезно для здоровья, чем встреча с партнерами где-нибудь в ресторане.
Выбор спортивного вида основан на потребности и желаниях наших ключевых клиентов. Ну и, конечно, мы вряд ли будем проводить мероприятие, которое сами душой не поддерживаем. Футбол был выбран как соревнование, на которое будет интересно прийти менеджерам среднего звена нашей компании, партнерам и клиентам. К теннису мы обратились, потому что хотели собрать участников более высокого статуса».
Теннисный турнир компании «Автоцентр-Атлант-М», предназначенный прежде всего для партнеров и клиентов, тем не менее был открыт и для участников со стороны. Несмотря на отсутствие широкой рекламной кампании и призового фонда, общее количество теннисистов-любителей превысило 100 человек (весьма значительное количество игроков — из банковской среды). Так что главный судья соревнований даже выражал сомнение в том, что все запланированные игры состоятся.
Бизнес-теннис — это сочетание хорошей подачи и выверенной стратегии турнира.
«Я, честно говоря, не ожидал подобного интереса, — продолжает Дмитрий Сафонов. — Мы готовились к более расслабленному темпу. Но на самом деле мужская одиночная сетка превзошла все ожидания. Сейчас мы собираем отзывы и, например, несколько банкиров сказали, что у них есть желание играть, но для этого, во-первых, нужно заранее резервировать корты, которых мало, а во-вторых, найти такого же партнера, который может в этот же день выбраться и поиграть. Спорт остается таким же привлекательным в бизнес-кругах, но из-за недостатка времени, организации и т. п. эти люди не так часто могут себе его позволить. Здесь эта возможность реализуется».
Твори добро и не забывай про очки
Одно из главных спортивных мероприятий vip-формата — теннисный «Кубок ВАБанка», который в этом году состоится уже в восьмой раз, демонстрирует благотворительные возможности бизнес-спорта. В своем комментарии «&» директор по маркетингу Сергей Масюк сделал акцент на том, что его организация стала результатом продуманной благотворительной стратегии. Импульсом же послужила личная любовь председателя правления к этому виду спорта.
Деньги за участие игроки не получают, а, наоборот — отдают. Призовой фонд — это символический чек, который передается президенту федерации тенниса прямо на турнире. В основном он наполняется за счет взносов участников и спонсоров. Эта сумма с каждым турниром неуклонно растет и в последний раз составила 55 тыс. грн.
Участники собираются на торжественном закрытии, а деньги тратятся на организацию зарубежных выступлений молодых украинских теннисистов.
Тем не менее благотворительность не мешает решению спортивных задач. Участники кубка — члены Ассоциации теннисистов-любителей. Кубок разыгрывается по соответствующим правилам, входит в перечень турниров ассоциации и напрямую влияет на текущий рейтинг теннисистов. Здесь есть свои фавориты и аутсайдеры, которые стремятся стать фаворитами, поэтому в теннис играют азартно и по-настоящему.
Сергей Масюк: «Появление профессионалов в наших соревнованиях исключено. Мы хотим возродить любительский спорт в Украине — вот одна из задач этого турнира.
В наш турнир принимаются люди, которые уже состоялись в своем бизнесе, профессии, у которых нет времени заниматься теннисом профессионально. Соревнования индивидуальные, здесь нет команд от банков или структур. Волна популярности тенниса уже миновала свой пик, но число его приверженцев постоянно растет. В последний раз было примерно 160-170 участников. Соответственно, увеличивается и наш призовой фонд, что тоже приятно».
Шаром покати
Всего восемь лет назад в Киеве действовал только один боулинг клуб «Страйк», который до сих пор считается элитарным. Боулинг был очень дорогим видом спорта, поэтому большинство спортсменов, которые сейчас выступают в соревнованиях Всеукраинской федерации спортивного боулинга — это обеспеченные и преуспевающие люди, владельцы крупных предприятий.
Боулинг хорош тем, что даже у барной стойки ты можешь чувствовать себя спортсменом.
Сейчас, когда этот вид спорта стал доступным для среднего класса развлечением, он может также занять достойное место среди популярных межкорпоративных соревнований. В этом году сеть боулинг-клубов «Витамин» запустила пилотный проект «Корпоративные турниры по боулингу». В первом же турнире, разыгранном в течение месяца среди рекламных предприятий, участвовали около 20 команд. Менеджер по спорту боулинг-клуба «Витамин 3» Алексей Панасюк говорит, что такой интерес открывает хорошие перспективы для дальнейшей реализации проекта. Затраты на организацию окупаются за счет взносов, которые составляют 120 грн. с команды.
«Каждый год мы проводим соревнования в рамках любительской лиги, и многие игроки, участвующие в ней, представляют какие-либо бизнес-структуры. Некоторые директора приходят со своими подчиненными и формируют боулинг-команды. Таким образом, с 9.00 до 18.00 это руководитель предприятия, а после 18.00 — капитан команды своей фирмы. Многие относятся к турнирам очень серьезно, покупают свой профессиональный инвентарь и как минимум один раз в неделю занимаются с тренером».
«&»: Есть за что бороться? PR-ресурс?
Алексей Панасюк: «Разумеется. Название твоей команды может прозвучать на весь клуб при объявлении лучших, на каком-либо этапе. А гранд-финал любительской лиги снимался несколькими телеканалами».
Партнер на мушке
По мнению вице-президента пейнтбольного клуба «Дикие гуси» (г. Киев) Юрия Пилипенко, развитие пейнтбола тормозится отчасти тем обстоятельством, что он по-прежнему представляется, как очень дорогой и экзотический вид развлечения.
Между тем стоимость проката оборудования и организации соревнований давно спустилась из-за облаков и гораздо ниже, чем многие могут себе представить. Сейчас в Киеве действует пять крупных клубов (в стране — около 30). Пейнтбольные площадки устроены в Пуще-Водице, Конче-Заспе, на Киевском море и в других местах. Игра на десятерых, которая обычно длится около 1,5-2 ч, с выездом на место корпоративного мероприятия и установкой препятствий и редутов обходится в $250.
За последние пару лет в России рост продаж пейнтбольного оборудования увеличился в несколько сотен раз, а с мая этого года ажиотажный спрос наблюдается и в Украине. Практически все клубы загружены, площадки приходится резервировать за одну-две недели.
Юрий Пилипенко: «Очень многие крупные коммерческие организации поняли, что пейнтбол крайне интересен для корпоративного отдыха. Во-первых, это событие, которое запоминается всем участникам: дилерам, отечественным и зарубежным партнерам. Во-вторых, есть возможность посмотреть на поведение людей в необычной обстановке, приближенной к боевой. Наконец, это рекреационный вид спорта, способствующий восстановлению организма. Пейнтбол прост, достаточно толерантен к возрасту и полу, не требует особых физических нагрузок. Кто клиенты? Многие крупные предприятия. Последние несколько недель — банки. Бизнес-лиги по пейнтболу в Украине пока не существует, но, учитывая, сколько оборудования было продано только в этом году, эта идея может стать реальностью уже осенью».