Скандал
Airbus едва не прогорел на экономии
Исполнительный содиректор европейского аэрокосмического концерна EADS Ноэль Форжар и глава холдинга Airbus (авиастроительная «дочка» концерна) Густав Хумберт ушли в отставку. Причина — хронический срыв сроков сдачи крупнейшего в мире аэробуса А-380. Этот двухэтажный лайнер способен взять на борт 550 пассажиров и пролететь без посадки 15 тыс. км. Эксплуатация самолета должна была начаться в 2006 г., Airbus подписал контракты с 13 авиакомпаниями на поставку 140 машин. Однако в начале июня стало известно, что поставки самолетов задерживаются на 6-7 месяцев. Причиной тому эксперты называют недостатки оптоволоконных кабелей, которыми для экономии веса конструкторы заменили металлические провода.
Уставшие от ожиданий клиенты в Малайзии и ОАЭ пригрозили подать на компанию в суд, а Singapore Airlines объявила о покупке 20 лайнеров у Boeing на сумму $4,52 млрд. В связи с этим EADS 15 июня сообщил о начале внутреннего расследования по поводу ошибок менеджмента, приведших к задержкам поставок. Некоторые его результаты оказались неожиданными. Как выяснилось, Ноэль Форжар в своей работе активно пользовался инсайдерской информацией. Незадолго до переноса сроков выпуска аэробуса Форжар продал часть своих акций EADS на сумму 5,2 млрд. евро. Сразу после объявления об очередной отсрочке котировки бумаг концерна снизились почти на 25%. Как следствие — прибыль менеджера составила 2,5 млн. евро.
По прогнозам аналитиков, отставка Форжара станет началом реформы корпоративного управления EADS. Владельцев компании (22,5% акций принадлежит DaimlerChrysler, 15% — французскому правительству) давно не устраивает сложный механизм принятия решений. У EADS два сопредседателя совета директоров и два исполнительных содиректора, которые представляют Францию и Германию. Штаб-квартиры компании расположены в Париже и Мюнхене.
Приобретения
Siemens займется молекулярной диагностикой
Концерн Siemens приобретает диагностическое подразделение немецкой химико-фармацевтической группы Bayer за 4,2 млрд. евро. Вырученные средства Bayer направит на покупку своего конкурента Schering (оферта составила 17 млрд. евро), что позволит сократить использование других источников финансирования — облигаций и дополнительной эмиссии акций.
Для Siemens же нынешнее соглашение станет не менее перспективным. Прежде всего оно поможет концерну значительно продвинуться в области молекулярной диагностики — одном из наиболее динамичных сегментов медицинского рынка. По мнению экспертов, молекулярная медицина становится все важнее, поскольку позволяет специалистам в области здравоохранения обнаруживать причины заболеваний с помощью генетических профилей. Покупка подразделения Bayer — уже второй шаг компании в данном направлении за последнее время. В апреле за $1,9 млрд. была куплена американская корпорация Diagnostic Products. В совокупности эти два поглощения выводят Siemens, ранее вообще не присутствовавший в данном секторе, на третье место (с рыночной долей 13%) после швейцарской Roche (22%) и американской Abbott Laboratories (14%).
Как ожидается, синергетический эффект от сделки составит 100 млн. евро. 40% суммы будет обеспечено за счет объединения технологий и дистрибьюторских сетей приобретаемого подразделения Bayer и Diagnostic Products. Остальные 60% — за счет увеличения продаж (в 2005 г. объем продаж диагностического оборудования Bayer составил 1,4 млрд. евро) и расширения клиентской базы.
Нынешняя сделка стала крупнейшей покупкой Siemens за время пребывания в должности СЕО Клауса Кляйнфельда. С января 2006 г. он инициировал серию приобретений на общую сумму более 10 млрд. евро в сферах здравоохранения, энергетики, промышленной автоматизации и транспорта. В числе его достижений — создание в июне 2006 г. СП по производству телекоммуникационного оборудования с финской Nokia.
Стратегия
Rezidor SAS + Missoni = отели высокой моды
Одна из самых динамично растущих компаний в сфере гостиничного бизнеса Rezidor SAS Hospitality обнародовала свои планы развития. В 2006 г. она будет реализовывать стратегию интенсивного роста, делая основной упор на рынки России, стран СНГ и Восточной Европы, но при этом сохраняя весомое присутствие на рынках Западной Европы. В ближайшие пять лет оператор планирует открыть минимум 20 отелей в России и государствах Содружества, продвигая на этих рынках несколько брендов, включая Radisson SAS, Park Inn и The Regent.
В 2006 г. к уже существующим брендам Rezidor добавится новый. Компания заключила лицензионное соглашение с итальянским домом высокой моды Missoni на открытие сети отелей lifestyle под маркой Hotel Missoni. Rezidor планирует развивать этот бренд в больших многонациональных городах, а также на известных мировых курортах. В течение 10 лет 30 дизайнерских отелей, созданных в современном итальянском стиле, появятся в Эдинбурге, Кувейте, Дубаях, Москве, Санкт-Петербурге, Стамбуле и некоторых других западноевропейских городах.
«Несмотря на то что на рынке уже присутствуют несколько отелей lifestyle и boutique, мы убеждены, что потребитель все еще ждет появления поистине универсального, но в то же время яркого бренда», — заявил Курт Риттер, президент и исполнительный директор Rezidor SAS Hospitality.
Группа Rezidor SAS Hospitality владеет полным спектром гостиничных брендов: от 3- до 5-звездочных. В 2005 г. доход компании составил 587 млн. евро, что на 17,7% больше, чем в 2004 г. Прибыль до уплаты налогов достигла 31,6 млн. евро (в 7,5 раз больше, чем в предыдущем году). За это время было открыто более 40 новых отелей. Доход на номер увеличился на 11% — до 67 евро. На сегодняшний день компании принадлежит 281 отель в 50 странах мира с общим количеством номеров 50 тысяч.