Откуда деньги? Из воздуха!

Механизм Киотского протокола позволяет украинским компаниям, реализующим экологические проекты, привлечь инвестиции на модернизацию производства.


Проблема влияния экономической деятельности на климатические условия волнует мировую общественность не первый год. Еще в 1992 г. на конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро 155 стран, включая Украину, подписали рамочную конвенцию ООН об изменении климата. Киотский протокол, принятый в 1997 году, подытожил усилия государств в данном направлении, введя в действие механизм, сдерживающий увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере. В документе были закреплены обязательства стран-участниц по снижению выбросов парниковых газов к 2008 году на 5% от уровня 1990 года. Киотский протокол стал первым международным документом, использующим рыночный механизм для решения глобальных экологических проблем и закрепивший появление на международном рынке нового товара — разрешений на выбросы парниковых газов.


Экологический поезд на рыночных рельсах


Торговля выбросами в Украине осуществляется по двум схемам: международная торговля выбросами (продажа квот между странами) и проекты совместного осуществления (ПСО) — снижение выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран (благодаря экологическим проектам конкретных предприятий), а также последующая продажа единиц сокращения выбросов (ЕСВ) заинтересованным сторонам.


Ратификация протокола в 2004 году открыла для украинских предприятий возможность привлечения иностранных инвестиций в энергосбережение, техническую модернизацию и повышение эффективности производства. На сегодняшний день Украина не превышает свою национальную квоту по выбросам парниковых газов, следовательно, может принимать участие в установленных Киотским протоколом рыночных механизмах по передаче квот в качестве продавца. По оценкам Мирового банка, прибыль украинских предприятий от продажи квот на выбросы может составить от $9 до 17 млрд. в зависимости от рыночных цен.


Инвестиционные возможности


Как считают эксперты НТЦ «Биомасса», с помощью механизма международной торговли выбросами можно реализовать потенциал энергосбережения в размере 42-48% от объема потребляемых топливно-энергетических ресурсов. Сергей Ермилов, директор Института проблем экологии и энергосбережения, на конференции «Энергоэффективность: будущие решения для Украины» отметил: «При реализации программ по энергосбережению за счет Киотского протокола только в металлургической отрасли можно привлечь от $1,9 до 2,5 млрд., что составляет от 25 до 33% необходимых инвестиций».


Для предприятий, которые не смогут воспользоваться государственной поддержкой, гибкие механизмы Киотского протокола дают возможность снизить энергоемкость производства за счет реализации проектов совместного осуществления. «Согласно ориентирам новой энергетической стратегии предусматривается уменьшение энергоемкости ВВП Украины в два раза и энергозависимости почти в пять раз. Реализация указанной программы требует непомерных затрат, в несколько раз превышающих не только годовой бюджет страны, но и ВВП. В этом плане проекты совместного осуществления являются уникальной возможностью покрыть затраты на реализацию стратегии энергосбережения», — считает Николай Рапцун, президент агентства рационального использования энергии и экологии Arena-Eco. Продавая ЕСВ с помощью проектов совместного осуществления, украинские предприятия могут привлечь от 15 до 100% средств, необходимых на техническую модернизацию производства.


Благодаря большой квоте Украины на выбросы парниковых газов, а также низкой стоимости снижения выбросов, наш рынок очень привлекательный для стран-покупательниц ЕСВ. По оценкам экспертов, благодаря механизму совместного осуществления наша страна может сократить ежегодные выбросы парниковых газов на 100 млн. т СО2 эквивалента с соответствующим привлечением инвестиций на сумму до 700 млн. евро в год (1,5-50 млн. евро на отдельные проекты).


Право на участие


Участвовать в механизме совместного осуществления имеют возможность предприятия разной формы собственности при условии прохождения проекта через независимую международную экспертизу и получения одобрения от государства. При разработке и реализации ПСО государство уполномачивает предприятие (хозяина проекта) передать ЕСВ иностранному инвестору, принимающему участие в финансировании данного проекта. Выгоды очевидны для обеих сторон. Предприятие, реализующее проект, получает инвестиции для повышения энергоэффективности производства, что дает возможность снизить себестоимость выпускаемой продукции, а также сократить постоянные издержки. В некоторых случаях ПСО предусматривают использование отходов производства, что также сокращает издержки предприятия на их утилизацию. Выгода для компаний-инвесторов состоит в том, что затраты на сокращение выбросов в Украине могут быть существенно ниже аналогичных затрат, которые потребовались бы у них на родине. Кроме того, инвестор извлекает дополнительную выгоду, продавая ЕСВ, полученные в результате проекта.


По словам Александра Чалого, главы комитета европейских бизнес-ассоциаций по содействию продвижения украинского бизнеса в ЕС, наибольший интерес к сотрудничеству с украинскими предприятиями в энергосбережении проявляют европейские страны. Самыми перспективными направлениями являются возобновляемая, нетрадиционная и биоэнергетика.


Поскольку основными покупателями ЕСВ являются страны с развитыми рыночными экономиками, именно они формируют спрос на этот специфический товар и даже в какой-то степени навязывают правила игры на рынке. В то же время многие продавцы (как правило, развивающиеся страны) до сих пор еще не определились с оформлением своих предложений.


Международные покупатели ЕСВ (государственные учреждения или частные инвесторы) устраивают двухэтапный тендер для отбора наиболее интересных проектов, которые впоследствии становятся проектами совместного осуществления. На первом этапе покупатель объявляет тендер на закупку ЕСВ и рассматривает проектные заявки потенциальных продавцов с кратким технико-экономическим обоснованием проекта (PIN) и письмом поддержки от Министерства охраны окружающей природной среды Украины, отбирая наиболее интересные из них. При этом отобраны могут быть только проекты, соответствующие принципу дополнительности (которые не состоялись бы без участия в механизме совместного осуществления). На втором этапе предприятие-продавец подает полное проектное предложение с сопроводительными документами и проходит независимую международную экспертизу проекта. После этого инвестор отбирает наиболее перспективные проекты для заключения контрактов. Далее, по условиям договора инвестор перечисляет продавцу аванс в размере 30-50% стоимости проекта либо расплачивается с хозяином по факту выдачи ЕСВ.


Что касается цены ЕСВ — товар в будущем времени, цены на него зависят от величины рисков проекта. Именно поэтому ПСО предусматривают заключение фьючерсного контракта (соглашения о будущей купле-продаже ценных бумаг или товара по определенной цене), и ценовые пределы ЕСВ определяет фьючерсный рынок. По официальным данным лидера среди покупателей ЕСВ — нидерландской программы ERUPT, средняя стоимость ЕСВ в 2005 году составила 5,39 евро за тонну CO2. По всей вероятности, средние цены будут увеличиваться, хотя цена ЕСВ в каждом отдельном случае — предмет переговоров с покупателем.


Особенности государственного климата


По словам Сергея Ермилова, на сегодняшний день государством создается благоприятный климат по привлечению иностранного опыта, технологий и инвестиций для реализации программ энергосбережения. В частности, в феврале 2006 года была утверждена национальная процедура реализации ПСО, предполагающая два этапа. Этап поддержки предусматривает регистрацию и рассмотрение проектной заявки Министерством охраны окружающей природной среды Украины и межведомственной комиссией по обеспечению выполнения рамочной конвенции ООН об изменении климата (МВК). В случае соответствия проекта национальным и международным критериям ПСО Министерство охраны окружающей природной среды подписывает письмо поддержки на дальнейшую разработку проекта.


На этапе одобрения предприятие — хозяин проекта подает на рассмотрение в Министерство охраны окружающей природной среды полное проектное предложение вместе с результатами независимой международной экспертизы. В случае положительного решения продавцу ЕСВ выдается письмо одобрения проекта. Национальная процедура предусматривает, что хозяин проекта должен обеспечить мониторинг сокращения выбросов независимой экспертной организацией и подать отчеты мониторинга в Министерство охраны окружающей природной среды для регистрации. В результате осуществления проекта инвестору из Национального реестра передаются ЕСВ согласно данным экспертных отчетов.


Однако, несмотря на детально разработанную процедуру реализации ПСО, процесс поддержки и одобрения проектов в Украине значительно заторможен. На сегодняшний день письмо одобрения (конечная стадия национальной процедуры) было выдано только двум ПСО — проекту по утилизации метана на шахте им. Засядько и проекту производства электроэнергии из отбензиненного сопутствующего нефтяного газа в г. Бориславе. Положение дел усложняется еще тем, что зачетный период по образованию ЕСВ пока ограничивается периодом 2008-2012 гг. Это означает, что до 1 января 2008 года нужно разработать проект, пройти все этапы международной и национальной процедуры реализации проекта и, самое главное, внедрить проект.


На сегодняшний день разработка законодательной базы практически завершена. Поэтому есть все основания надеяться, что когда эти препятствия будут устранены, появятся реальные возможности для резкой активизации ПСО. В будущем, при создании внутреннего рынка купли-продажи выбросов, на механизмах Киотского протокола смогут зарабатывать также и украинские инвесторы. «Главным заданием правительства на сегодняшний день становится стимулирование заинтересованности бизнеса к энергосбережению, которая переросла бы во внутренние стимулы и возможности», — подчеркивает Юрий Ященко, первый заместитель Национального агентства по энергоэффективности. 







Наиболее перспективные для реализации на территории Украины ПСО

• Повышение эффективности сжигания угля, жидкого топлива и природного газа.
• Утилизация шахтного метана.
• Реконструкция коммунальных систем теплоснабжения.
• Использование вторичных энергоресурсов.
• Использование энергетически эффективных технологических процессов в металлургии, цементной, химической и других отраслях промышленности.
• Сбор и утилизация выбросов метана на городских свалках твердых бытовых отходов.
• Когенерация или комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (включая использование природного газа и альтернативных источников энергии).
• Повышение энергоэффективности и герметичности газотранспортной системы.
• Использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
• Проекты по лесонасаждению.


Источник: НТЦ «Биомасса».







Первые ласточки


1. Проект совместного осуществления «Производство электроэнергии из отбензиненного сопутствующего нефтяного газа в г. Бориславе».


В Бориславе и окрестностях осталось более 2000 скважин, являющихся элементами нефтедобывающей системы. В скважинах образовывается попутный нефтяной газ, создавая опасную техногенную ситуацию. Поскольку этот газ не соответствует требованиям ГОСТа, было принято решение сжигать его в факелах.


С целью рационального использования газа компанией ООО «Восточноевропейский энергетический союз» совместно с НТЦ «Биомасса» был разработан проект по строительству электростанции для переработки газа в электроэнергию с помощью газопоршневых двигателей американской компании Caterpillar. Предложенная технология позволяет уменьшить количество выбросов на 318 тыс. т. СО2 в течение зачетного периода. По словам Василия Процишина, генерального директора научно-производственной компании «Восточноевропейский энергетический союз», затраты на реализацию проекта составляют около 6,5 млн. евро. Около 30% компания «Восточноевропейский энергетический союз» покроет за счет продаж единиц сокращения выбросов с помощью Австрийской Программы СО/МЧР, а остальная часть — за счет кредитных средств. «По нашим подсчетам, проект окупится через 4-5 лет на 30% за счет продажи единиц сокращения выбросов, на 70% за счет продажи выработанной электроэнергии, себестоимость которой ниже рыночной», — утверждает В. Процишин.


Для рационального использования тепла, которое выделяется в результате переработки газа, ООО «Восточноевропейский энергетический союз» на втором этапе реализации проекта планирует создать тепличное хозяйство.


На сегодняшний день данный проект прошел этап одобрения со стороны украинского правительства, независимую международную экспертизу и планируется к запуску в марте 2007 года.


2. Проект совместного осуществления «Реконструкция системы теплоснабжения Автономной Республики Крым».


Коммунальные предприятия Украины — одни из самых энергоемких в Украине. Крымтеплокомунэнерго совместно с Институтом промышленной экологии, а также НТЦ «Биомасса» был разработан проект совместного осуществления, предусматривающий модернизацию теплогенерирующего оборудования на 188 эксплуатируемых котельных. «В результате реализации проекта общие объемы сокращения выбросов СО2 составят более 711 тыс. т. Общие затраты на реализацию проекта — около 14,5 млн. евро, из которых 4,5 млн. евро планируется покрыть за счет продажи единиц сокращения выбросов, — отмечает Александр Сигал, директор Института промышленной экологии. Несмотря на то, что собственные инвестиции Крымтеплокомунэнерго в проект составляют около 10 млн. евро, экономия топлива обеспечит предприятию ощутимый экономический эффект. «По подсчетам наших экспертов, срок окупаемости проекта составляет 3-4 года за счет ежегодной экономии газа на 15%», — утверждает Александр Сигал.


На данный момент проект прошел независимую международную экспертизу и получил письмо поддержки от Министерства охраны окружающей природной среды.


3. Проект совместного осуществления «Утилизация лузги семян подсолнечника для производства пара и электроэнергии на заводе ОАО «Кіровоградолія».


На ОАО «Кіровоградолія», которое входит в состав ООО «Холдинг Зерноторговая компания», возникла необходимость замены старого энергетического оборудования, которое уже не в состоянии обеспечивать нужды растущего предприятия. Модернизация производства требует значительных денежных затрат. Кроме того, по словам главного энергетика компании Николая Демиденка, на предприятии существует проблема утилизации отходов производства. В результате для ОАО «Кіровоградолія» совместно с НТЦ «Биомасса» был разработан проект совместного осуществления, который с помощью австрийской программы СО/МЧР позволит предприятию более эффективно решить данные проблемы.


В рамках проекта старые котлы для сжигания природного газа заменяются на новое оборудование — котлы с турбоагрегатом, работающие на лузге. В результате сжигания лузги будет выделяться пар, использующийся для производства электроэнергии для производственных целей предприятия.


Согласно подсчетам экспертов НТЦ «Биомасса», в результате реализации проекта количество единиц сокращения выбросов СО2 за зачетный период 2008-2012 гг. составит около 228 тыс. т. Этот объем ЕСВ планируется продать австрийской стороне по цене 8 евро за 1 т СО2.


На сегодняшний день проект получил письмо поддержки от Министерства охраны окружающей природной среды и в настоящее время ведутся переговоры с покупателем ЕСВ.


4. Проект совместного осуществления «Сбор метана на одесском полигоне твердых бытовых отходов».


В 2003-2004 гг. консорциумом украинских и голландских партнеров Grontmij N.V. и BGP был разработан проект сбора метана с одесского полигона твердых бытовых отходов. Местным партнером стала мусороперерабатывающая компания «РАФ-плюс» — оператор одесского полигона.


Полигон представляет собой мусорный карьер площадью более 30 га. В течение многих лет он использовался всем городом для захоронения мусора без должной экологической защиты. В результате карьер стал источником выбросов свалочного газа, в составе которого большое количество метана. Как утверждает Ирина Шестова, заместитель генерального директора компании «РАФ-плюс», «проект совместного осуществления позволит улучшить экологическую ситуацию в районе и эффективно рекультивировать карьер, сократив выбросы метана и продуктов его сгорания в атмосферу на 320 тыс. т СО2 эквивалента за зачетный период». Проект предусматривает совместные инвестиции со стороны компаний «РАФ-плюс» и BGP. Нидерландская фирма поставляет газодобывающее оборудование в обмен на единицы сокращения выбросов. Выгодность проекта для украинской компании «РАФ-плюс» состоит в том, что полученный метан планируется продавать Одесскому цементному заводу для производственных целей. «Метан, стоимость которого в три раза ниже, чем природного газа, позволяет снизить себестоимость продукции завода в несколько раз. По предварительным данным, сроки окупаемости проекта составят 1-1,5 года», — добавляет Ирина Шестова.

Залишити відповідь